Педагогический альманах «Ключ к успеху». Выпуск №2, 2017

обложка альманах 2 2017

Скачать альманах

 

Содержание

Евсеева Елена Викторовна
Заместитель директора  по учебной работе ГПОУ ГТ ГОУ ВПО ДОННУ, руководитель УМО заместителей директора по учебной  и учебно-производственной работе Горловского территориально-образовательного округа-1 ГПОУ «Горловский техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный университет»

Святенко Анатолий Андреевич
Преподаватель специальных дисциплин ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

Холодная Светлана Григорьевна
Методист, преподаватель специальных дисциплин  ГПОУ «Макеевское многопрофильное профессионально-техническое училище»

 

1

Визитная карточка

Евсеева Елена Викторовна

Должность:
заместитель директора  по учебной работе ГПОУ ГТ ГОУ ВПО ДОННУ, руководитель УМО заместителей директора по учебной и учебно-производственной работе Горловского территориально-образовательного  округа-1.

Образование (регалии, звания):
Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени горный институт, 1977 г., «Гидрогеология и инженерная геология», «горный инженер-гидрогеолог»; Донецкий национальный технический университет, 2004 г., «Менеджмент организаций», «экономист-менеджер»; Международный научно-технический университет им. Академика Юрия Бугая», 2011 г. «Менеджмент организаций», «Магистр менеджмента организаций, специалист по управлению проектами и программами в сфере материального (нематериального) производства; обучение на курсах повышения квалификации в ВУЗ «РИПО ИПР» – эксперт для осуществления лицензионной и аккредитационной экспертизы ППССЗ. «Отличник образования»

Место работы:
ГПОУ «Горловский техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный университет»

Стаж педагогической работы:
31 год

Тема опыта:
«Внедрение в учебный процесс современных информационных технологий (элементов дистанционного обучения)»

Целевая аудитория (кому будет полезен данный опыт):
преподаватели и обучающиеся ОУ СПО и ВПО

Координаты:
сайт: gtdonnu.ru
e-mail: git@gtdonnu.ru , моб. тел.: (050) 680-59-91

 

  1. Путь Вашего становления как руководителя. Кто повлиял на Ваш выбор профессии?

Родители с детства привили мне дисциплинированность и организованность. Учили ставить себе цель. Получив образование приобрела практический опыт организаторской работы с людьми в период деятельности на геолого-разведочных работах (по первому образованию имею квалификацию «горный инженер-гидрогеолог»). Впоследствии сменив сферу деятельности, стала заведующим горно-экономического отделения в техникуме, продолжила опыт накопленный родителями, которые занимались педагогической деятельностью. Заступая на должность заместителя директора по учебной работе, понимала, что это нелегкая работа, но если станешь работать не покладая рук, и болеть душой за свое образовательное учреждение то поразишься тому, как в свободном обществе можно достичь всего, к чему стремишься.

  1. В чем суть Вашего инновационного подхода в управлении образовательной организацией? Как Вы видите его значимость на сегодняшний день?

Основные направления обновлений сферы образования, по моему мнению, предусматривают, прежде всего, интеграцию образования с практической деятельностью и наукой, усиление индивидуального подхода, развитие творческой личности специалиста в коллективе. В сегодняшних условиях особенно актуальным является использование элементов дистанционной работы в образовании. Это одно из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.

  1. На сегодняшний день в рамках модернизации системы образования (развитие ИКТ, стандартизации), какие Вы используете новые подходы в управлении (что позволит перевести образовательное учреждение из функционирующего в развивающееся)?

Проведение занятий по специальным дисциплинам с использованием видеоматериала, компьютерных презентаций – это мощный стимул в обучении. Посредством таких занятий активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Информационные технологии представляют учебный материал в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

  1. Кому может быть полезен Ваш инновационный подход в управлении (на какую целевую аудиторию он рассчитан)?

Руководители, преподаватели и сотрудники ОУ СПО и ВПО

  1. Какими достижениями в управлении образовательной организацией Вы особенно гордитесь? Что помогло Вам добиться этого?

Тем, что в сложное военное время большая часть трудового коллектива осталась в техникуме и продолжает работу. Техникум живет и развивается. Открыта новая специальность. Есть планы на будущее.

  1. Ваши профессиональные планы на будущее?

Развивать тему дистанционного обучения. Открыть новые специальности.

  1. На сегодняшний день, какими своими методическими или научными наработками Вы бы хотели поделиться с коллегами?

Опыт работы «Алгоритм организации учебного процесса с применением элементов дистанционного обучения»; Методическая разработка «Внедрение облачных технологий Google» в образовании; практическое пособие по использованию платформы GoogleApps для информационно-компьютерного управления образовательной деятельности в ОУ СПО; методическое пособие «Особенности разработки практических интерактивных средств учебных дисциплин с элементами дистанционного обучения»; методическое пособие «Методика внедрения в учебный процесс современных информационных технологий (элементов дистанционного обучения)»; методическая разработка практического занятия с использованием элементов информационных и дистанционных  технологий с подключением к виртуальному классу «Анализ риска инвестиционного проекта».

  1. На Ваш взгляд, без каких профессиональных качеств невозможно становление в своей профессии?

Прежде всего, нужно добросовестно выполнять свою работу. Применяйте знания на практике. Вы должны быть сведущи не только в своей профессиональной отрасли, но и методах работы с подчиненными, чтобы быть подготовленным к различным ситуациям.

  1. Ваш ключ к успеху в профессиональной деятельности?

Я считаю очень точным высказывание: «УСПЕХ – это процесс радостного созидания собственной жизни, в котором воплощены все ваши высочайшие ценности, твердые убеждения и смелые цели». Поэтому пользуюсь такими фундаментальными принципами преподавания:

  • преподаватель нацелен на успех каждого студента;
  • преподаватель должен способствовать созданию положительной учебной атмосферы;
  • преподаватель готов совершенствовать учебный процесс путём обеспечения эффективной обратной связи;
  • преподаватель поощряет студентов, работающих в самоуправляемых учебных группах;
  • преподаватель готов увязывать в учебном процессе теоретический материал и жизненный опыт для студентов;
  • преподаватель готов создавать позитивные отношения на основе взаимного сотрудничества и личных взаимоотношений.

 

Личностные качества респондента

  1. Ваши пути самообразования и самосовершенствования?

Есть хорошая китайская пословица: «Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами». Она справедлива для преподавателя и руководителя. И мы, и наши студенты живем в постоянно меняющемся информационном пространстве и без самообразования невозможно успеть за новыми информационными технологиями. Информационный мир открывает перед нами множество возможностей, и часто только от нас зависит, насколько мы сможем применить их в своей педагогической деятельности.

Поэтому в разные периоды своей жизни получила три высших образования. Имею квалификации: горный инженер-гидрогеолог, экономист, менеджер. Занимаюсь самосовершенствованием на разноплановых курсах повышения квалификации.

  1. Какой информационный источник (сайт) Вы бы могли посоветовать молодым специалистам для самообразования?
  1. Какой фильм помог Вам как руководителю? Заставил задуматься, подсказал идею, помог найти способ решения проблемы.

Просмотрев фильм «17 мгновений весны» задумалась об эффективности «штирлицевских» методик. Используя минимальные возможности, он достигает наивысочайших результатов только благодаря своей методике и количеству вложенного труда. Деловой расчет Штирлица в первую очередь базируется на его личных волевых качествах, на его умении руководить, требовать, вкладывать свой личный труд, на его умении распределять ресурсы и использовать резервы, независимо от объективных экономических условий, независимо от того, благоприятны они или нет. Главное, чтобы они были стабильны. Весь смысл его жизни – в работе, в труде, в занятии выбранным делом. Поражает умение максимально использовать имеющиеся в наличии резервы и возможности. Вот к чему нужно стремиться.

  1. Какую книгу Вы готовы порекомендовать коллегам-руководителям? Что полезного там можно найти?

Неизменно актуальной считаю книгу «Как наслаждаться жизнью и получать удовольствие от работы», которая составлена из лучших фрагментов бестселлеров «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» и «Как перестать беспокоиться и начать жить» знаменитого американского психолога Дейла Карнеги. Как известно, большую часть жизни мы проводим на работе, но не всегда это приносит нам удовлетворение и позволяет полностью раскрыть свой потенциал. Автор, педагог и специалист по теории общения, дает читателю возможность заглянуть внутрь себя, оценить собственные достоинства, пересмотреть отношение к окружающим людям. Увлекательнейшее исследование Карнеги, изложенное легко и доступно, поможет вам поверить в свои силы, научиться жить гармоничной жизнью и радоваться происходящему вокруг.

  1. Ваш девиз или жизненное кредо?

Ни одно желание не дается человеку отдельно от силы, позволяющей его осуществить (Ричард Бах).

  1. Ваш ключ к успеху на пути самообразования?

Самообразование – это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью. Темой может являться:

  • одна из годовых задач ОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Руководитель обязательно должен идти в ногу со временем, использовать самые современные технологии в своей работе, самосовершенствоваться, уметь подводить итоги и ставить перед собой задачи. Держите в голове стратегию. Мыслите дальше сегодняшнего дня – что будет завтра, через месяц, через год? Переключайтесь с краткосрочной перспективы на долгосрочную, чтобы представить, какой результат от нынешних действий вы получите через конкретный промежуток времени.

  1. Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

Проявляйте инициативу. Отстаивайте свои решения с помощью веских аргументов до последнего. Если поняли свою неправоту – признайте ее, это не стыдно, однако и не пытайтесь всем угождать – вряд ли уважения заслужит человек, который привык прогибаться.

Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить студентов.

Любить студентов – это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.

Блиц-опрос

Что самое сложное в работе руководителя образовательной организации?

 

Быть руководителем – это интересно, но не просто, поскольку найти золотую середину между слабохарактерностью и избытком власти в стиле руководства очень сложно.

 

Чего никогда не должен делать руководитель?

 

 

Не давите на подчиненных вам людей. Можно и нужно высказывать конструктивную критику, но только лично и с глазу на глаз. Если же вы совершили ошибку, из-за которой пострадал весь коллектив, признайтесь в ней прямо перед своими коллегами. Честность внушает уважение.

 

Какие лидерские качества нужны руководителю для успеха в управленческой деятельности?

 

Немыслимо руководить современным коллективом без достаточной профессиональной квалификации, основательных технических, экономических, управленческих, педагогических знаний, понимания существа общественно-политических преобразований в стране.
Как завоевать уважение сотрудников?

 

Неотъемлемыми качествами каждого руководителя должны быть умение объективно оценивать свою деятельность, критически относиться к своим недостаткам, способность не только признать свою ошибку, но и отменить неправильное решение.

 

Визитная карточка

Святенко Анатолий Андреевич

Должность:
преподаватель специальных дисциплин

Образование (регалии, звания):
высшее, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель высшей категории, руководитель УМО преподавателей дисциплин НВиМСП и БЖД образовательных округов Донецк 1–4

Место работы:
ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

Стаж педагогической работы:
14,5 лет

Тема опыта:
Внедрение ИКТ-технологий в учебный процесс

Целевая аудитория (кому будет полезен данный опыт):
преподаватели образовательных учреждений СПО

Координаты (сайт, тел. 🙂
Персональный блог http: //umoumo.blogspot.com
Email: svyat021212@google.com

 

  1. Опишите путь Вашего становления как педагога. Кто повлиял на выбор Вами Вашей специальности? Как случилось так, что Вы стали преподавателем образовательного учреждения среднего профессионального образования (ОУ СПО)?

После окончания Экономического факультета Донецкого национального университета в 1999 году, и получения квалификации экономиста, я принял решение заняться научной деятельностью. С этой целью из областного ГАИ, где я работал инженером дорожного надзора, я перешел на работу в Донецкий юридический институт МВД Украины, преподавателем на факультет ГАИ. Так я стал преподавателем, с этого и началась моя педагогическая карьера.

В 2004 году успешно защитил кандидатскую диссертацию, после чего мне была присуждена ученая степень кандидата экономических наук по специальности «Демография, экономика труда, социальная экономика и политика». С 2006 года я уже работал заместителем декана факультета подготовки работников Госавтоинспекции. В 2008 году мне было присвоено звание доцента кафедры административной деятельности подразделений ГАИ.

Выйдя на заслуженный отдых, в 2011 году перешел на работу в Донецкую академию автомобильного транспорта, работал в должности декана факультета довузовской подготовки и на 0,5 ставки доцентом кафедры организации дорожного движения.

С началом боевых действий, в 2014 году перешел на работу в Донецкий колледж технологий и дизайна ДонНУЭТ им. Михаила Туган-Барановского, где в настоящее время работаю преподавателем спецдисциплин.

  1. Можно ли назвать Вас педагогом-новатором? Какие инновационные технологии обучения, воспитания и развития студентов Вы применяете в Вашей профессионально-педагогической деятельности?

В своей педагогической деятельности я внедряю информационно-коммуникационные технологии. Я убежден, что будущее педагогики невозможно без перестройки образовательного процесса от классического к интерактивному. Переход от бумажных носителей информации (учебники, лекции, методические разработки и т.д.) к электронным уже начался и в последующие годы он будет только стремительно нарастать.

Наверное, меня можно назвать педагогом-новатором. Я хочу и могу разговаривать со студентами на «их языке», мне интересны современные гаджеты, программное обеспечение и приложения, я веду два персональных блога (для студентов и для преподавателей УМО НВиМСП и БЖД, которым я руковожу), я модератор нескольких открытых групп в социальной сети Вконтакте (для студентов, преподавателей УМО НВиМСП и БЖД и для автошколы колледжа, где я преподаю), создал сайты на проектах Инфоурок (Infourok.ru) и Мультиурок. (multiurok.ru), создал облачный сервис для студентов. Со студентами я также общаюсь в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Твиттер, Фейсбук, Скайп; с помощью мобильных операторов Vodafone, Viber, Феникс.

Особенностью моей методики проведения занятий является то, что до, во время и после занятий и мной и студентами активно используются информационно-коммуникационные технологии.

  1. Каково Ваше отношение к интерактивным методам обучения? Поделитесь Вашим опытом внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс.

Использование ИКТ открывает неограниченные дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

Я придерживаюсь принципа, высказанного Яном Каменским: «Золотое правило дидактики – наглядность». Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

По моим наблюдениям, студенты охотнее общаются с преподавателями, которые свободно владеют современными цифровыми технологиями, и с сарказмом относятся к педагогам старшего поколения, которые до сих пор не освоили в достаточной мере хотя бы начальный уровень компьютерной грамотности. Для них это «динозавры», хотя это педагоги с огромным педагогическим и жизненным опытом, они пользуются заслуженным авторитетом среди коллег, но, увы, не среди студентов.

Несомненны преимущества ИКТ: свободный доступ к информации, быстрота обработки информации, наглядность и бесконечные возможности переработки и подачи информации. В настоящее время студенты свободно владеют персональными компьютерами, всевозможными гаджетами, программным обеспечением, приложениями, проводят большую часть свободного времени в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Instagram, Facebook, Twitter, Livejournal и др. Применение специальных программ и приложений типа Torrent, Skype, Viber, WhatsApp позволяет скачивать не только информацию для обучения, фильмы и музыку, но и общаться в режиме On-line.

Для реализации моих наработок в этом направлении, мною разработана методика по теме «Применение информационно-коммуникационных технологий при изучении профессионального модуля ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителей, при подготовке специалистов среднего звена по специальности 23.02.03.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Актуальность и новизна методической разработки состоят в том, что использование ИКТ при преподавании студентам указанного модуля, позволяет использовать ряд вариантов применения ИКТ:

  • при изложении нового материала – визуализация знаний (презентации по темам, электронные плакаты, выполненные в программе MS Power Point, CorelDRAW, ACDSee Pro, Corel PHOTO-PAINT, видеоуроки, видеопрезентации);
  • при проведении практических занятий c использованием специального программного обеспечения (базами данных Access, программ Word и Excel);
  • для контроля и проверки усвоения материала преподаваемой дисциплины (в основном тестирование с оцениванием);
  • при самостоятельной работе студента и для работы со студентами-заочниками и обучающимися по индивидуальным учебным планам (поиск информации в электронном пособии, сети Интернет, облачном хранилище данных (cloud storage); обмен информацией с помощью моих персональных блогов в Google, программе Skupe проектах «Инфоурок», «Сокровищница педагога»; по электронной почте и открытой группе в социальной сети Вконтакте);
  • для тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, усидчивость, память, мышление и т.д.).

Для реализации указанных вариантов применения ИКТ широко применяются технические средства обучения: на занятиях – установленные в аудиториях Колледжа, а также личные смартфоны; при самостоятельной работе студента и для его коммуникации с преподавателем – у него дома; при подготовке учебно-методических материалов и поддержания коммуникации преподавателя со студентами – дома у преподавателя.

  1. Используете ли Вы методы и приемы проблемного обучения? Если да, то расскажите, как.

Методы и приемы проблемного обучения на занятиях использую с удовольствием. Для этого во время изложения нового материала и при проведении практических занятий стараюсь смоделировать реальные производственные ситуации, возникающие в автотранспортных предприятиях или на станциях технического обслуживания автомобилей, после чего предлагаю студентам решить их. Если ответ неверный, предлагаю свой вариант решения ситуационной задачи, с последующим ее обсуждением со студентами.           

  1. 5. Пытаетесь ли Вы развивать творческие способности Ваших студентов (рационализаторская и изобретательская деятельность, профессионально-ориентированные учебные проекты, анализ конкретных ситуаций и тому подобное)? Если да, то расскажите, как.

Считаю, что творческие способности студентов развивать необходимо. Что я и делаю на протяжении всей своей педагогической деятельности. Это в основном три направления:

  • научно-исследовательская работа – написание научных статей, докладов, презентаций; выступление на научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, дискуссионных клубах и т.д.;
  • проектная работа – проведение изыскательских работ и разработка проектов организации дорожного движения улично-дорожной сети, проектов автогородков для учебных заведений начального и среднего образования;
  • агитационная работа – работа с командами юных инспекторов движения, поддержка и работа со школьными командами КВН-ЮИД, участие в промо-акциях, флэш-мобах, автопробегах, велопробегах, мотопробегах и т.д.

 

Личностные качества респондента

  1. Каковы пути Вашего профессионально-педагогического самообразования и самосовершенствования?

Весь мой жизненный путь связан с образованием и самообразованием. Это:

  • чтение полезных и интересных книг, журналов, периодики;
  • учеба на различных курсах, семинарах, тренингах;
  • изучение полезной информации в глобальной сети Интернет;
  • посещение музеев, выставок, презентаций, посещение театров, кинотеатров, филармонии.
  1. Какие источники информации (книги, периодические издания, Веб-сайты) Вы могли бы посоветовать коллегам в контексте развития их профессионально-педагогической компетентности?

Могу рекомендовать коллегам некоторые интересные сайты:

В мире науки                                   www.sciam.ru

Вокруг света                                    www.vokrugsveta.com

Наука и жизнь                                  www.nauka.relis.ru

Наука и техника                               www.n-t.ru

Сайт словарей и энциклопедий     academic.ru

Справочник «Все в одном»            www.sci.aha.ru/ALL/index.htm

Центр учебной литературы            www.cul.com.ua

Центр научной литературы            offise@uabook.com   cul.com.ua

Энциклопедия живописи                www.jivopis.ru

  1. Представьте себе, что начинающий коллега спросил Вас: «Что самое главное в деятельности преподавателя?» Как бы Вы ответили на этот вопрос?

Пожалуй, самое главное – компетентность, желание самосовершенствоваться и любить свою работу. Не почивать на лаврах и не опускать руки. Кто ищет – тот всегда найдет!

  1. Какие приемы Вы применяете с целью формирования высокой мотивации учения студентов? Какую роль играет в данном контексте Ваш личный пример?

Высокой мотивации добиваюсь решением проблемных производственных задач в аудитории и посещением автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания автомобилей со студентами.

  1. Каким образом Вы достигаете единства решения задач обучения, воспитания и развития личности студентов, реализуя образовательный процесс?

Через процесс обучения красной нитью проходят вопросы воспитания студентов            и развития личности как будущих руководителей среднего звена (культура речи, компетентность в решении инженерных задач, взаимодействие с подчиненными, развитие коммуникативных способностей).

  1. Каковы, по Вашему мнению, способы эффективного взаимодействия ОУ СПО с работодателями, общественностью и другими заинтересованными в профессиональном образовании социальными субъектами?

Авторитет образовательного учреждения напрямую зависит от качества подготовки специалистов.

  1. Как, по Вашему мнению, должен действовать преподаватель, чтобы социализировать и эффективно включать в образовательный процесс различные категории «трудных» студентов?

Я даю им различные общественные и разовые поручения, помогаю, если у них возникают трудности в решении заданий. Присмотревшись к их способностям, помогаю развивать наиболее приемлемые для его типа характера.

 

Блиц-опрос

Чего никогда не должен делать преподаватель в отношениях со студентами? С коллегами (преподавателями и мастерами производственного обучения)?                                    С представителями администрации ОУ СПО? Не надевать «корону»
Какими качествами личности должен обладать человек, желающий быть компетентным преподавателем ОУ СПО? Харизматичным, компетентным                                   и с практическим опытом работы
Правда ли, что преподаватель – это не только дидакт, но и воспитатель, партнер, старший товарищ? Правда
Какими еще краткими высказываниями Вы могли бы охарактеризовать роль преподавателя в профессионально-образовательном процессе? Самопожертвование

 

 

Визитная карточка

Холодная Светлана Григорьевна

Должность:
методист, преподаватель специальных дисциплин

Образование (регалии, звания):
Славянский государственный педагогический университет, специальность «Педагогика и методика среднего образования. Трудовое обучение» – 2003 год; Днепропетровский автотранспортный техникум, Эксплуатация автомобильного транспорта» – 1983 год;

квалификационная категория:«специалист высшей категории», педагогическое звание:«преподаватель-методист»

Место работы:
ГПОУ «Макеевское многопрофильное профессионально-техническое училище»

Стаж педагогической работы:
20 лет

Тема опыта:
«Повышение эффективности профессиональной подготовки обучающихся путем обновления содержания образования и использования инновационных технологий»

Целевая аудитория (кому будет полезен данный опыт):
заместителям директора по учебно-методической работе, методистам, преподавателям

Координаты (сайт, тел. )
http://kholodnaya.wordpress.com, https://kholodnaya.jimdo.com, (095) 455-79-80, svetlanahol2016@mail.ru

  1. Опишите путь Вашего становления как педагога. Кто повлиял на выбор Вами Вашей специальности? Как случилось так, что Вы стали преподавателем образовательного учреждения среднего профессионального образования (ОУ СПО)?

Мой профессиональный путь педагога начался не сразу после школьной скамьи. Сначала было обучение в Днепропетровском автотранспортном техникуме, который успешно закончила в 1983 году по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта». До 1997 года работала по специальности на автотранспортных предприятиях Донецкой области. Получила огромный опыт работы в больших коллективах по организации и управлению перевозками.

Иногда мне хочется назвать решение стать педагогом «господин-случай». Очень многие в девяностые годы занимались поиском «себя» – поиском самореализации в связи с изменившимися условиями экономических отношений. И я не была исключением.

На территории нашего района располагалось ПТУ № 106. Предложили работу в должности мастера п/о – решила попробовать свои силы. Проработав год, приняла окончательное решение – моё место здесь. И повлияли на профессиональный выбор не родные, друзья или  знакомые, а ребята закрепленной группы, которые стали частью моей жизни.

С 2003 года работала в должности зам. директора по УПР, преподавателем специальных дисциплин. В 2013 году перешла на должность методиста, получила возможность не только обучать студентов, но и передавать опыт начинающим педагогам, сопровождать их на пути становления и совершенствования, организовывать и координировать методическую работу в училище в целом.

  1. Можно ли назвать Вас педагогом-новатором? Какие инновационные технологии обучения, воспитания и развития студентов Вы применяете в Вашей профессионально-педагогической деятельности? Какие технологии используете во время работы с педагогическими кадрами?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что вкладывается в понятие  педагог-новатор. Я считаю себя больше последователем педагогов-новаторов К.Д. Ушинского, У. Глассера, А. Маслоу, В.А. Сухомлинского, в основу работы которых легла педагогика успеха, а также  педагогов-новаторов 80-х, которые пропагандировали педагогику сотрудничества  – Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, И.П. Иванов, С.И. Лысенкова, Г.К. Селевко, В.Ф. Шаталов. Из числа современных педагогов-новаторов, выделяю особенно, А.В. Хуторского, автора теории креативного обучения, который разработал и реализовал ряд  инновационных концепций и технологий – личностно-ориентированное обучение, компетентностный подход, модель школы свободного развития.  И во время работы с педагогами и во время работы со студентами использую элементы педагогики сотрудничества, педагогики успеха, педагогики поддержки. С удовольствием провожу коуч – сессии, сопровождая их во время подготовки к семинарам, конференциям, круглым столам, при подготовке к выполнению студентами внеаудиторной самостоятельной работы, а педагогов – в межаттестационный период. Современное общество – это общество с динамической системой развития. То, что сегодня актуально, завтра или частично устарело, или не востребовано вообще. На первый план выходят готовность обучаться на протяжении всей жизни, мобильность, способность принимать решения. Создание условий для развития этих качеств – основа моей профессиональной деятельности.

  1. Каково Ваше отношение к интерактивным методам обучения? Поделитесь Вашим опытом внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс.

Однозначно убеждена, что все должно быть в меру. Баланс должен существовать всегда. Интерактивные  методы обучения использую постоянно в дозированном количестве. Студентам очень нравится. Например: урок «Автомобильный салон – Донбасс XXI века», деловая игра «Исследовательско-экспериментальный центр Макеевского ВПУ», внеклассное мероприятие с элементами деловой активности «Конкурс на занятие вакантной должности», технология открытого микрофона, метод case-study, проектная технология, моделирование безопасного маршрута передвижения студентов «Автостанция – училище», исследовательские работы и другие интерактивные методы обучения. Во время работы с педагогами:  дидактические игры, триадный урок «Дискуссионный клуб «Поиск и эксперимент», открытое заседание методической комиссии в форме педагогического консилиума, выездная сессия «Информационной гостиной» по вопросам безопасности дорожного движения в г. Макеевке, тренинги, деловая игра с элементами шоу «Пойми меня автослесарь», педагогический брифинг, виртуальные экскурсии, выставочный зал, экспресс-фестиваль опыта работы, недели профмастерства, мастер-классы, использую технологию пазлов  и сегментов, технологию «синквейн» и другие нетрадиционные формы работы с педагогическими работниками.

  1. Используете ли Вы методы и приемы проблемного обучения? Если да, то расскажите как.

Да, использую. Приемы проблемного обучения способствуют реализации инновационных технологий обучения, воспитания и развития студентов, внедряются при использовании интерактивных методов обучения. Специальная дисциплина уникальна, прежде всего, потому, что содержит в себе знания из разных наук, которые являются фундаментальными. Знания, полученные при изучении профессиональных модулей, являются основополагающими профессиональными знаниями. Провести исследовательскую работу по выявлению причин возникновения неисправностей и дефектов – норма для студента, который обучается по профессии 23.01.03 Автомеханик. Определить причины возникновения ДТП и разработать способы предупреждения – тоже одно из традиционных заданий.

Во время работы с педагогами использую проблемные ситуации, которые подсказывает сама педагогическая среда. В большей степени это ситуации коммуникативного характера, ситуации связанные с профессиональным выгоранием. Например, предлагаю посмотреть на ситуацию с позиции студента или родителя, поставить себя на место директора или старшего мастера, составить для них рекомендации или памятку.

  1. Актуальной в наши дни является такая форма организации учебной деятельности студентов на учебных занятиях, как групповая (малые группы, пары, звенья, динамические группы и им подобные ее разновидности). Как Вы используете эту форму?

Как я сказала выше, все должно знать меру. Использую с удовольствием, дозированно.

  1. Применяете ли Вы на Ваших занятиях приемы, методы и технологии мультимедийной дидактики? Если да, то расскажите как.

Да, применяю. Кабинет, в котором я преподаю специальные дисциплины и методический кабинет оборудованы мультимедийными проекторами, компьютером, экраном, подключение к сети Интернет. Дисплейный класс для проведения практических занятий по ПДД и БДД имеет 15 учебных мест, локальную сеть и подключение к сети Интернет. Приемы, методы и технологии мультимедийной дидактики – это необходимое условие современного образования. Мультимедийные объекты использую для:

  • предоставления визуальных и аудиальных образов и объектов, которые невозможно представить в кабинете (например: оборудование поста по регулировке углов передних колес автомобиля, диагностическое оборудование и стенды);
  • иллюстрация и демонстрации явлений, которые невозможно наблюдать в реальном времени, например, процесс сгорания горючей смеси в цилиндрах двигателя, процесс изготовления коленчатого вала на станке с ЧП – управлением, креш-тесты;
  • возможность проводить виртуальные практические работы;
  • возможность вырабатывать необходимый навык на симуляторах (например, при обучение водителей).
  1. Применяете ли Вы на Ваших занятиях современные информационно-коммуникационные технологии? Если да, то расскажите как.

Да, применяю. Информационно-коммуникационные технологии незаметно, но уверенно вошли в нашу среду. Наличие сети Internet в учебном кабинете предоставляет возможность моментального получения информации по изучаемой теме, получения результатов тестов или рефлексии, делает возможным обрабатывать информацию, которая поступает на электронную почту кабинета и т.д. Широко использую функции прикладных программ Microsoft Office. При помощи программы Microsoft Word изготавливаю раздаточный материал (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); Microsoft Excel –лучший помощник для подготовки информации в виде таблиц; Microsoft Publisher – использую для изготовления почетных грамот, дипломов, благодарностей; Paint – программа для рисования; Microsoft PowerPoint – для создания презентаций.

  1. Каково Ваше отношение к широкому использованию в профессионально-образовательном процессе возможностей и подсистем глобальной компьютерной сети Интернет?

Только положительное. Но это никак не должно полностью вытеснить традиционные формы работы.

  1. Пытаетесь ли Вы развивать творческие способности Ваших студентов (рационализаторская и изобретательская деятельность, профессионально-ориентированные учебные проекты, анализ конкретных ситуаций и тому подобное)? Если да, то расскажите как.

Профессионально-ориентированные учебные проекты, анализ конкретных ситуаций для нашего образовательного учреждения и для меня лично, скорее всего традиция. Каждый студент, получая задание на внеаудиторную самостоятельную работу, имеет возможность заниматься исследовательской, проектной деятельностью. Выпускные письменные экзаменационные работы все без исключения профессионально-направлены, направлены на анализ и изучение конкретных производственных ситуаций и задач.

Личностные качества респондента

  1. Каковы пути Вашего профессионально-педагогического самообразования и самосовершенствования?

Системный мониторинг образовательных ресурсов, участие в республиканских мероприятиях и педагогических сообществах, изучение опыта педагогов-новаторов, презентация собственного опыта.

  1. Какие источники информации (книги, периодические издания, Веб-сайты) Вы могли бы посоветовать коллегам в контексте развития их профессионально-педагогической компетентности?

Веб-сайты:

Интернет-ресурсы Донецкой Народной Республики:

  • Высшее учебное заведение «Республиканский институт последипломного образования инженерно-педагогических работников» – http://www.donripo.com/info/osnovnie-svedeniya;
  • Центр организационно-методической поддержки профессионального образования – http://ptoprof.narod.ru/index.html;
  • ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» – http://donippo.blogspot.com.
  • Институт образования человека – https://eidos-institute.ru
  • Центр дистанционного образования «Эйдос» – http://www.eidos.ru
  • Научная школа А.В.Хуторского – http://khutorskoy.ru/science/index.htm
  • Официальный сайт Селевко Герман Константинович – http://www.selevko.net

Книги:

  1. Представьте себе, что начинающий коллега спросил Вас: «Что самое главное в деятельности преподавателя?» Как бы Вы ответили на этот вопрос?

Любовь к профессии и честность по отношению к самому себе.

  1. Какие приемы Вы применяете с целью формирования высокой мотивации учения студентов? Какую роль играет в данном контексте Ваш личный пример?

Прием «Авансирование успешного результата». Выражаю свою твёрдую убеждённость в том, что студент обязательно справится с поставленной задачей. «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», « у вас обязательно получится».

Прием «Я знаю, что». Создание ситуации успеха позволяет мотивировать студентов на активную работу во время урока. Предлагаю обучающимся во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: «Я знаю, что…». Данный прием способствует росту уверенности студентов в своих силах, умениях.

  1. Каким образом Вы достигаете единства решения задач обучения, воспитания и развития личности студентов, реализуя образовательный процесс?

Все педагогические меры могут и должны прививать людям интерес к изучению реалий жизни, практики, содержать острую постановку и решение волнующих их проблем.

  1. Каковы, по Вашему мнению, способы эффективного взаимодействия ОУ СПО с работодателями, общественностью и другими заинтересованными в профессиональном образовании социальными субъектами?

Эффективное взаимодействие ОУ СПО с работодателями, общественностью и другими заинтересованными в профессиональном образовании социальными субъектами должно строиться на принципах партнерства и социальной справедливости. ОУ СПО должно четко понимать, каким требованиям соответствует выпускник учреждения, а работодатель в свою очередь должен стать активным, а не формальным участником процесса обучения – совместная разработка рабочих программ профессиональных модулей, программ государственной итоговой аттестации студентов, фондов оценочных средств. Работодатель вместе с образовательным учреждением должен сопровождать студента, предоставляя места для проведения практических работ, учебной и производственной практик.

  1. Как, по Вашему мнению, должен действовать преподаватель, чтобы социализировать и эффективно включать в образовательный процесс различные категории «трудных» студентов?

Студенты, которые относятся к категории «трудных», больше других нуждаются в доверии и понимании, они более ранимы и в большинстве своём находятся в состоянии ожидания неприятностей. Считаю важным не акцентировать внимание на комплексах «трудных» студентов, больше им доверять, поручать задания на уровне лидера, ведущего группы.

Блиц-опрос

Чего никогда не должен делать преподаватель              в отношениях со студентами? С коллегами (преподавателями и мастерами производственного обучения)? С представителями администрации   ОУ СПО? Преподаватель должен соблюдать педагогический такт  и производственный этикет
Какими качествами личности должен обладать человек, желающий быть компетентным преподавателем ОУ СПО? Способностью самосовершенствования на протяжении всей жизни
Правда ли, что преподаватель – это не только дидакт, но и воспитатель, партнер, старший товарищ? Да, вполне согласна
Какими еще краткими высказываниями Вы могли бы охарактеризовать роль преподавателя в профессионально-образовательном процессе? Преподаватель – это терапевт, хирург и травматолог человеческих душ

Стиль и содержание авторских материалов сохранены.

 

Подписано в печать 26.12.2017 г. Объем 1.11 Мб

Журнал является приложением к электронному научно-методическому журналу

«Профессиональное образование: теория, практика, инновации»

(Свидетельство о регистрации средства массовой информации № 000099,

дата выдачи свидетельства: 31 января 2017 г.)

 Издатель: высшее учебное заведение «Республиканский институт последипломного образования

инженерно-педагогических работников»

 

Адрес редакции, учредителя и издателя:

г. Донецк, ул. Куйбышева, 31 а

Тел./факс +38 (062) 313-11-25

+380 (071) 332-74-88

E-mail: journal.ripo@gmail.com

www.profobrjour.ru

Отпечатано в редакционно-издательском секторе высшего учебного заведения

«Республиканский институт последипломного образования инженерно-педагогических работников»

г. Донецк, ул. Куйбышева, 31 а

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *