Особенности разработки практических интерактивных средств учебных дисциплин с элементами дистанционного обучения

УДК  377.1

Елена Викторовна Евсеева,

преподаватель экономических дисциплин,

специалист высшей категории, преподаватель-методист

ГПОУ «Горловский техникум»,

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет».

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация.В статье рассматриваются особенности разработки виртуальных практических интерактивных средств учебных дисциплин для дистанционного обучения по экономическим дисциплинам. Предлагается авторская методика разработки средств учебных дисциплин в виде виртуальных симуляционных или видео – практических работ.

 Ключевые слова: дистанционное обучение; виртуальные практические  работы; ВПР.

В настоящее время важным становится решение проблемы влияния среды на студента, которое требует проектирования и построения целостного образовательного  пространства,  а  точнее  поля  успеха, в котором должно происходить

формирование успешной личности и которое является много компонентным и много  векторным.

Решение актуальных и важных задач образовательных учреждений системы профессионального  образования становится возможным в условиях применения инноваций в управленческой деятельности, а именно: разработки и внедрения инновационных проектов, дистанционного обучения, моделирования процесса и проектирования образовательного пространства; возможности формирования целостной региональной стратегии развития образования.

Дистанционное обучение будущих специалистов реализуется с помощью педагогических и информационных технологий, предусматривающих активное общение преподавателей  со студентами  специальностей с использованием телекоммуникационной связи и основывается на методологии индивидуальной работы студентов со структурированным учебным электронным материалом в рамках фундаментальных и профессионально-ориентированных  дисциплин. Такая форма обучения ставит четкие требования к уровню информационной культуры будущих специалистов, а также является эффективным средством ее формирования [2].

Актуальность избранной темы объясняется значимостью затрагиваемого материала.  Формирование информационной культуры является необходимым компонентом профессиональной подготовки специалистов среднего звена в процессе дистанционного обучения, уровня информационной культуры у выпускников специальностей для успешной профессиональной деятельности и совершенствования собственной профессиональной компетентности.

Составляющие информационной культуры выпускника  следующие:

  • компетентность в области информатики;
  • готовность эффективно использовать в производстве информационно-телекоммуникационные технологии для достижения его максимальной эффективности;
  • знания алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач производства с их математическими моделями;
  • знания строения и функционирования компьютерной техники и умение подбирать пакеты прикладных программ для решения соответствующих классов задач по их информационно-математическим моделям;
  • навыки квалификационного использования основных типов современных информационных систем для решения экономических задач производства и понимания главных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем;
  • общекультурные навыки работы с информацией;
  • морально-интеллектуальные качества поведения в условиях информационного общества.

Практические задачи по обработке знаний можно решить в рамках создания общей системы дистанционного обучения, которую назовем системой хранения и представления знаний.

Система выполняет две основные функции: хранение знаний и их дальнейшее представление и использование в процессе обучения. Здесь хранение выполняет функцию передачи знаний от эксперта к системе, а представление обеспечивает передачу знаний от системы к получателю знаний – студенту.

К характеристикам, которыми можно описывать структурные элементы «содержания» знаний принадлежат характеристики зависимости данного элемента от других. Другая характеристика блока знаний указывает на профессиональные навыки, которые получает обучающийся в результате усвоения соответствующих знаний. Это необходимо для предоставления способности системы отвечать на запросы содержания учебного плана, который автоматически формируется по требованиям к специалисту данной специальности.

Положительное влияние оказывает дистанционное обучение и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умение взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.

Качество дистанционного обучения не уступает по качеству очной форме получения образования, а улучшается за счет привлечения лучшего кадрового преподавательского состава и использования в учебном процессе лучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или другим дисциплинам [4].

Педагогический коллектив техникума длительное время работает над внедрением элементов дистанционного обучения в учреждении (2008–2016 г.). В техникуме есть оборудованные современные компьютерные аудитории, в которых можно проводить соответствующие мультимедийные мероприятия (семинары, открытые занятия, тренинги, и в частности «виртуальные» занятия). С целью создания методических материалов по внедрению дистанционного обучения многими преподавателями разработана электронная поддержка по дисциплинам.

Учитывая  это  преподаватели ГПОУ ГТ ГОУ ВПО ДОННУ считают необходимым    развивать   различные   механизмы   сотрудничества   с   обучающимися

техникума через использование элементов  дистанционного обучения, которые со временем позволят лицензировать дистанционную форму обучения как одну из актуальных и перспективных информационных технологий в современном образовании. Одним из важнейших критериев при этом является сохранение качества образования.

Практическая составляющая является одной из важных частей профессиональных программ подготовки студентов всех специальностей. Как правило, она реализуется с помощью лабораторных (ЛР), практических (ПР), семинарских занятий (СЗ) и тому подобное. Предполагается, что ЛР, ПР, СЗ могут проводиться: в очной  форме, в специально оборудованных учебных лабораториях; дистанционно с использованием соответствующих моделирующих программ (эмуляторов), тренажеров, виртуальных лабораторий и т.д., то есть – виртуальных практических средств обучения (ВПСО) или по смешанной схеме. Такими ВПСО могут быть: электронный (виртуальный) тренажер, электронный лабораторный практикум, виртуальный лабораторный практикум, автоматизированный лабораторный практикум, автоматизированный лабораторный практикум с удаленным доступом [3].

В образовательной среде существуют самые разнообразные точки зрения о том, что именно можно считать ВЛР (ВПР) и как наиболее эффективно применять ВЛР (ВПР) в учебном процессе. ВЛР (ВПР) должна в первую очередь обеспечивать моделирование исследуемых объектов в целом и быть математической моделью объекта, адекватно реагируя на внешние воздействия – команды, подаваемые студентом [1].

Внедрение технологий создания виртуальных интерактивных лабораторных работ в учебный процесс может идти по двум направлениям: ВЛР создается на основе стимулирующей программы, полностью воспроизводит процесс и последовательность его функционирования.

Такая программа может визуализировать даже те процессы, которые в реальных приборах или установках являются невидимыми или слишком быстрыми, ВЛР (ВПР) проводится на реальных, самых современных установках и устройствах, которые чаще всего отсутствуют в лабораториях учебного заведения. Задача компьютерной программы в таком случае – создать эффект присутствия студента у конкретного прибора или установки в ходе выполнения работы.

Причем оба эти варианта исполнения должны быть именно типичными, чтобы каждая  ЛР (ПР)  создавалась  по  единой  технологи,  а  не  была уникальным творением

одного или группы преподавателей.

Рассмотрим технологию создания ВПСО на примере практической работы по теме: «Анализ риска инвестиционного портфеля», дисциплина – «Основы предпринимательства и инвестиционная деятельность», автор  учебного материала Евсеева Е.В.

Работа начинается с разработки сценария практической работы в виде блок-схемы, фрагменты которой  представлены на  (рис. 1, рис.2).

p9-1

Рис. 1. Фрагмент  блок – схемы «Тестирование»

 p9-2
Рис. 2.  Фрагмент блок – схемы, которая показывает интерактивное разветвление при  проведении ВПР

На втором этапе, опираясь на уже существующую блок- схему, производится заполнение шаблонов необходимым учебным материалом (рис. 3, рис. 4, рис. 5).

p9-3

Рис. 3. Фрагмент  шаблона  «Введение»

p9-4

Рис. 4. Фрагмент шаблона для этапа «Тестирования»

p9-5

Рис. 5. Фрагмент шаблона, который описывает элемент интерактивности  при проведении ПР

После окончания заполнения шаблона и подготовки видео фрагментов (съемка, «Нарезки» видео-фрагментов и их озвучивание) подготовленные материалы помещаются в установленном виде для составления ВПР (рис. 6).

p9-6

Рис. 6. Шаблон, в котором указывается результат  ошибочного действия студента

Сама работа может генерироваться и использоваться самостоятельно в виде отдельного файла, а также может встраиваться в общую программу изучения дистанционного курса, размещаясь после изучения тех разделов, практические навыки в которых должны быть созданы и закреплены ВЛР (ВПР).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение разработанной методики виртуальных практических интерактивных средств учебных дисциплин для дистанционного обучения позволяет решить проблему внедрения информационных дистанционных технологий в учебно-воспитательный процесс профессионального среднего образования  по техническим и экономическим специальностям.

Список использованных источников

  1. Технология создания виртуального лабораторного практикума в информационно-образовательной среде. / Путилов Г.П., Тарасов И.А., Тумковский С.Р. — Режим доступа: http://learning.itsoft.ru/docs/ptt.html.
  2. Баран Е.Д., Голошевский Н.В., Захаров П.Н., Рогачевский Б.М. Виртуальная лаборатория для дистанционного обучения методам проектирования микропроцессорных систем. Образовательные, научные и инженерные приложения в среде LabVIEW и технологии National Instruments: Сборник трудов // Международная научно-практическая конференция. Москва, 2003. — М .: Изд-во РУДН, 2003.
  3. Троицкий Д. И., Виртуальные лабораторные работы в инженерном образовании. — Режим доступа: http://www.quality-journal.ru/data/article/375/files/Binder13.pdf.
  4. Сокуренко В. И., Огданский И. Ф., Папирник Р. Б., Солод Л. В. Особенности внедрения дистанционного обучения для технических специальностей. — Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/Vpabia/2009_2/statii/UDK%20378.pdf.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *