Использование дидактических игр в процессе преподавания истории студентам образовательных учреждений среднего профессионального образования

УДК 377.1 : 930.2

Светлана Ивановна Горяшник,

преподаватель истории

ГПОУ «Енакиевский политехнический техникум»

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ СТУДЕНТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье проанализированы психологические и методологические основы использования дидактических игр на занятиях по истории в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Рассмотрены теоретические и практические аспекты внедрения игровых технологий в учебный процесс, их роль в формировании исторических компетенций студентов. Отмечено благотворное влияние избранных методик на повышение творческой активности студентов, совершенствование навыков самостоятельного поиска оптимальных способов приобретения новых знаний, активизацию познавательной деятельности студентов.

Ключевые слова: дидактика; педагогические технологии; игровая деятельность; дидактическая игра; исторические компетенции.

Современные условия требуют новых подходов к организации обучения и воспитания, которые способствовали бы формированию и развитию личности студента в тесной и постоянной взаимосвязи с природной и социальной средой, его способности к социально значимой деятельности, быстрой адаптации к изменениям жизненных обстоятельств. Достижению цели обучения истории и реализации личностно-ориентированного обучения, в котором на первый план выходит задание создания оптимальных условий для выявления и развития способностей обучаемого, удовлетворения его потребностей и интересов, построения программы познавательной активности и творческой самостоятельности способствует использование дидактических игр.

Применение дидактических игр на занятиях по истории в учреждениях среднего профессионального образования является существенным резервом повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, взаимодействия и взаимопонимания между преподавателем и студентами. Игра, в том случае, если она правильно организована, в значительно большей мере, нежели любой иной вид деятельности, позволяет всесторонне и полно развивать самостоятельность и самодеятельность студентов на занятии, ориентируясь на их возрастные способности. Популярность нетрадиционного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, высокий педагогический эффект от использования игровых технологий – вот ряд факторов, обусловливающий актуальность темы исследования.

Цель данной работы:

– исследовать влияние дидактических игр на формирование умственной деятельности студента через развитие его познавательных возможностей;

– раскрыть роль дидактической игры в повышении эффективности изучения истории в образовательных учреждениях среднего профессионального образования;

– определить целесообразность использования дидактических игр при проведении разных типов занятий по истории.

Феномен игры привлекал внимание мыслителей, философов, социологов, психологов, педагогов на протяжении всей истории цивилизации. На современном этапе изучением педагогических аспектов дидактической игры на уроках истории в отечественной науке занимаются К. А. Баханов [1], Л. П. Борзова [3], М. У. Короткова [4], Е. И. Пометун [5].

Игра – это условная, интересная субъекту деятельность, направленная на формирование знаний, умений, навыков» [3, c. 15].

При таком определении, впрочем, граница между игрой и не-игрой настолько тонка, что не даёт возможности однозначно квалифицировать простейшее учебное задание. А. Я. Савченко разделяет понятия «дидактическая игра» и «игровая деятельность»: «В учебном процессе игровая деятельность имеет форму дидактической игры, игровой ситуации, игрового приёма, игрового упражнения» [5, с. 29].

Многие исследователи считают дидактическую игру методом обучения, поскольку суть учебной игры как метода обучения проявляется, прежде всего, в возможности реализации цели обучения, достижения реальных результатов: знаний, умений и навыков, получение опыта творческой деятельности. Оппонируя этому представлению, известный специалист по методике преподавания истории и обществоведческих дисциплин Е. И. Пометун определяет дидактическую игру как «форму организации учебного процесса, которой присущи специфические цели, оригинальная структура, иные, нежели на традиционном уроке, способы взаимодействия учителя и учеников» [5, c. 36].

Наличие различных подходов к определению понятия «дидактическая игра» обусловили существование множества классификаций дидактических игр, использующихся в ходе изучения истории. Основу большинства имеющихся классификаций составляют такие критерии, как методика проведения дидактических игр, дидактическая цель и основные пути её достижения.

Поскольку игра разворачивается либо в форме соревнования, либо в виде изображения (исполнения, ситуации, смыслов, состояний), то К. А. Баханов предлагает основными видами игры по методике её проведения считать: игры-соревнования; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; игры-драматизации. По дидактической цели К. А. Баханов выделяет: актуализирующие, формирующие, обобщающие и контрольно-коррекционные игры [2, c. 13].

Российская исследовательница М. У. Короткова подразделяет дидактические игры на занятиях по истории на деловые и ретроспективные. Считая деловой такую игру, которая моделирует ситуацию более поздней эпохи относительно изучаемых исторических реалий, исследовательница выделяет два её подвида: игры-обсуждения и игры-исследования. Ретроспективные (реконструктивные) игры моделируют ситуацию, в которой студенты становятся очевидцами или участниками минувших событий.  Такие  игры  подразделяются  на  ролевые   (театрализованные   представления и проблемно-дискуссионные игры) и неролевые (конкурсные, моделирующие соревновательную ситуацию между представителями прошлого; маршрутные) [4, c. 45].

Стоит отметить, что отдельно в системе дидактических игр стоит деловая игра. Как метод обучения, этот вид дидактической игры позволяет своеобразно «прожить» конкретную историческую ситуацию, изучить её в ближайшем рассмотрении.

При использовании дидактических игр в ходе изучения истории в образовательных учреждениях среднего профессионального образования возможно как создание отдельных, эпизодических игровых ситуаций, так и применение полноправных игровых моделей обучения. Если у преподавателя есть возможность подчинить игровой составляющей весь учебные процесс, то ему необходимо заранее определиться с выбором определённой игровой формы (например, «исторический суд» или «путешествие в прошлое»). В такой ситуации преподаватель должен подготовить общий план игрового занятия, несколько ключевых его составляющих – соревнований, экскурсий, викторин, определённые наглядные материалы. Если же должное методическое обеспечение отсутствует, то прибегать к игровой форме не стоит, поскольку примитивизированная игра может оказать негативное впечатление на студентов, вследствие чего возникает риск снижения учебной мотивации. Значительно доступнее в методическом аспекте выглядит объединение традиционных форм проведения учебных занятий с игровыми.

Применение игровых форм возможно уже на этапе актуализации учебной деятельности студентов. Игры-путешествия или игры-исследования можно концентрировать во времени, ограничив одной парой либо её фрагментом, дабы сосредоточить внимание обучаемых и обеспечить наилучшую запоминаемость тематики проведённого мероприятия.

Если на этапе актуализации опорных знаний возможно создание игровой ситуации, то при изучении нового материала речь может идти уже о полноценных играх. Чрезвычайно широкие возможности применения дидактических игр предоставляют занятия, в ходе которых происходит повторение и обобщение учебного материала. Разнообразнейшие тренинговые (викторины, соревнования, исторический КВН) и ролевые игры способны существенно модернизировать учебный процесс. Так, ролевым играм присущ высокий педагогический эффект, поскольку они являются действенным способом для понимания студентами взглядов людей минувших эпох.

повысить мотивацию студентов к изучению исторического материала, заинтересовать и побудить к самостоятельной познавательной деятельности.

В игре «Древо познания» студенты ставят вопросы к изучаемому историческому материалу. На занятии, когда изучается новый материал, обучающимся даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках пять разных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «древу познания» (которое нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны небольшие прорези со вставленными скрепками).

А на следующем занятии, при проверке знаний, вызываемые студенты снимают любой листочек (как будто срывают плод), читают вопрос и отвечают на него.

Игра «Аукцион» предлагает студентам в нетрадиционной форме ответить на вопросы по пройденному историческому материалу. На доске записаны вопросы, которые могут быть «проданы» на «аукционе». Для проведения «аукциона» избирается экспертная группа, руководителем которой является ведущий. Ведущий определяет, в каком порядке ему нужно называть студентов, выбирающих вопрос, который «продаётся». Ведущий называет студента, тот – номер вопроса. Все находят текст вопроса на доске. Ведущий спрашивает, кто хочет «приобрести» данный вопрос и ведёт счёт до трёх. Если кто-то из «покупателей» поднял руку, ему предоставляется слово. За ответ насчитываются баллы. Ответы можно уточнять, углублять, за что также получаются баллы.

«Узнай героя». Один из участников игры на минуту выходит из аудитории. Студенты под руководством преподавателя «задумывают» героя, а затем предлагают вошедшему отгадать его. Отгадывающему можно задавать вопросы, но такие, чтобы ответы на них были положительными, отрицательными либо неопределёнными. Количество вопросов можно ограничить до пяти с целью экономии времени. Если игрок не справляется с заданием, происходит замена его другим студентом. Также необходимо отметить, что игрок, задающий «запрещённые» вопросы вроде: «Это Никита Хрущев?» сразу же выбывает из игры.

«Путешествие в…». Группа разделяется на две команды, которые выбирают капитанов. Капитаны бросают жребий, выбирая для своих команд вариант задания. После короткой подготовки команды «гид» рассказывает, чем знаменит тот или иной населённый пункт (соответственно, населённые пункты следует выбирать самые что ни на есть «исторические»).

Целью игры «Турнир» является повторение и обобщение изученного. За две недели до проведения занятия на стенде вывешивается плакат с вопросами по теме. В группе (или двух группах) создаются команды студентов, которые получают неодинаковые задания. «Тренеры» готовят более слабых студентов, работают с ними, «учёные» делают сообщения на предложенные темы, «аналитики» думают над заданиями. Возможна постановка проблемного вопроса. Второй этап начинается с фронтального опроса по всем предложенным заранее вопросам. «Аналитики» решают задания отдельно, записывая на доске. После этого команды обсуждают выполнение заданий и оценивают работу «аналитиков». Затем выставляются оценки тем, кто работал у доски, и начисляются баллы командам. Далее заслушиваются и оцениваются сообщения по теме каждой команды, решаются творческие задания, задаются взаимные вопросы. На заключительном этапе проводится анализ игры, подсчитывается общее количество баллов, определяется победитель [6, c. 148].

Ролевая игра может проходить также в форме своеобразного «исторического суда». Так, преподаватель, на своё усмотрение либо посоветовавшись со студентами, выбирает определённое историческое событие, после чего распределяет роли между участниками «суда». Выбирается судья, прокурор, адвокат, присяжные заседатели, приглашаются потерпевшие, обвиняемые и свидетели. Ими коллективно рассматривается конкретное историческое «дело», например, голод 1932-1933 гг., анализируются точки зрения сторон конфликта, в конце пары выносится приговор. Такая форма работы позволяет увидеть историческое событие глазами очевидца, что способствует объективному восприятию фактического материала.

Таким образом, можно констатировать, что учебно-игровая деятельность на занятиях по истории является по своей сути творческой деятельностью, для которой характерны значительное эмоциональное воодушевление, стойкий познавательный интерес, высокая интенсивность усвоения знаний. Применение дидактических игр в процессе изучения истории даёт возможность сосредоточиться на развитии личности студента, признании его в качестве активного субъекта обучения, участника и соавтора учебно-воспитательного процесса, партнёра на занятии. Анализ применения дидактических игр на занятиях по истории убедительно свидетельствует, что их использование способствует развитию у студентов самостоятельности, инициативности, учебной мотивации, исследовательски-поискового характера работы.

Список использованных источников

  1. Баханов, К. О. Традиції та інновації у навчанні історії в школі [Текст] : метод. посібник з історії України / К. О. Баханов. – К.: Генеза, 2001. – 296 с.
  2. Баханов, К. О. Модель навчання у грі [Текст] / К. О. Баханов // Історія в школі. – 2000. – № 10. – С.12-17.
  3. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории [Текст] / Л. П. Борзова. – М. : Высш. школа, 2001. – 216 с.
  4. Короткова, М. У. Быт и нравы античности как объект изучения на уроках [Текст] / М.  У. Короткова // Преподавание истории в школе. – 1994. – № 3. –С. 44-47.
  5. Пометун, О. І. Методика навчання історії в школі [Текст] / О. І.Пометун, Г. О. Фрейман. – К.: Генеза, 2006. – 328 с.
  6. Щербань, П. М. Навчально-педагогічні ігри у вищих навчальних закладах [Текст] : навч. посібник / П. М. Щербань. – К.: Вища школа, 2004. – 207 с.

 

2 комментария

  1. Лариса

    Дайте,пожалуйста, правильную ссылку,чтобы указать данную статью в ВКР.

    Ответить
    • donripo

      Профессиональное образование: теория, практика, инновации. – 2017. – №1(2). – С. 48-54. (полный текст журнала можно скачать в разделе «Выпуски»)
      или как ссылка на электронный ресурс (на конкретную статью): Профессиональное образование: теория, практика, инновации. – Режим доступа: http://profobrjour.ru/2017/03/31/1-2017-8/ , свободный.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *