Роль руководителя в формировании позитивного имиджа образовательного учреждения

УДК

Елена Валентиновна Гокова,

заведующий экономико-энергетическим отделением

ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»

 

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 Аннотация. В статье рассматривается понятие имиджа образовательного учреждения, необходимость его формирования, описываются  этапы работы руководителя с педагогическим коллективом по формированию имиджа образовательного учреждения.

 Ключевые слова: имидж, клиентурное поведение образовательного учреждения, конкурентоспособное образовательное учреждение, паблисити, репутация, PR-акция.

С каждым годом в образовании возрастает конкуренция между учреждениями, расположенными в одном микрорайоне, в одном городе или поселке, поэтому на практике руководители вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество их образовательного учреждения по сравнению с другими. Не все родители ориентированы только на результат обучения, многие, прежде всего, уделяют внимание комфортным условиям в образовательном учреждении, наличию системы дополнительного образования, сохранению здоровья, разнообразию досуга своих детей, желанию  учиться именно в этом учебном учреждении. Проводимые исследования, показывают, что цель, содержание, результаты инновационных процессов, отдельных педагогических новшеств не всегда понятны родителям, а их ожидания, сформированные на основе общего представления об учебном заведении у потенциальных потребителей образовательных услуг, не всегда соотносятся с тем, что они и их дети реально получают.

Таким образом, необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется  следующими причинами:

– сложной демографической ситуацией в системе образования;

– дифференциацией и вариативностью системы образования;

– сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения школьников;

– многочисленными запросами социальной практики;

– образовательной и управленческой практики в формировании представлений об учебном учреждении;

– наличием опыта работы образовательных учреждений в данной области.

С понятием «имидж» тесно связано понятие «репутация», которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации в том, что репутация является итогом построения имиджа.

Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Когда образовательное учреждение предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа [1].

Не секрет, что родители, выбирающие образовательное учреждение для своего ребенка, сначала ориентируются на слухи. Слухи порождаются мнениями и оценками других людей. Причем, всегда субъективными. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей (а бывает и одного, но авторитетного человека), посетивших образовательное учреждение, зависит его репутация.

Данная статья написана как  своего  рода путеводитель в создании позитивного имиджа учебного заведения. Он поможет руководителям спланировать основные направления этой работы, определить место и роль самого руководителя в формировании позитивного образа его учебного учреждения.

Каждый руководитель образовательного учреждения стремится сделать его привлекательным, успешным и узнаваемым. От знаний и компетентности руководителя, в том числе и психологических, зависят качество деятельности образовательного учреждения, значимость его достижений. Руководитель должен быть способным принимать новые смелые решения, творчески решать проблемы коллектива (как производственные, так и личностные), повышать его благосостояние. Именно от согласованных действий руководителя с коллективом единомышленников преподавателей,   родителей,  обучающихся,  которые  способны  обеспечить  атмосферу деловитости, открытости, сотрудничества учительского и ученического коллективов зависит высокий рейтинг результативности работы педагогического коллектива учебного заведения, что влияет на выбор родителями заведения для обучения ребенка.

Целью данного исследования является  ведущая деятельность руководителя в формировании имиджа образовательного учреждения.

Вопросы формирования позитивного имиджа получили свое отражение в исследованиях Л. Брауна, Г. Почепцова, А. Кудинова. Общие психологические основы имиджа учебных заведений рассматривали А. Бандурка, А. Землянская, Л. Алексеева, А. Громова, В. Шпалинский. Проблемы взаимозависимости управления и имиджа отражены в трудах С. Старобинского, Б. Андрюшкина, Р. Гриффин, В. Яцуры, С. Скибинского, Ф. Хмиля, А. Ильина. Различные аспекты работы руководителя по созданию имиджа рассматриваются в исследованиях Г. Почепцова, Е. Уткина, А. Омарова, А. Фельзер, А. Доброневского. Р. Черновол-Ткаченко отмечает, что формирование имиджа выступает определенной системой стратегических действий со стороны руководителей, созданием положительного образа образовательного учреждения. Для создания имиджа используется не только прошлое и сегодняшний положительный образ, но и проектирование новой модели. Эта модель формируется на основе общепризнанных компонентов: репутация, паблисити, реноме, авторитета.

В своем исследовании «Слагаемые успеха руководителя современного учебного заведения» Р.Черновол-Ткаченко утверждает, что положительный имидж учебного заведения во многом зависит от его руководителя и он должен постоянно обеспечивать новое качество учебного заведения, осознавая, что в основе инновационного развития является изменение характера деятельности и отношений внутри коллектива. В исследовании выделяются следующие факторы и показатели успешности руководителя образовательного заведения: лидерство, адаптируемость, личная стабильность, наличие команды единомышленников, умение ее создавать, владение основными функциями образовательного менеджмента, репутация, оптимальная открытость, рейтинг успеваемости управляемого учебного заведения. Руководитель-лидер должен уметь изменять себя и развиваться со временем, адаптироваться к ситуациям, приобретать умения гибко и быстро приспосабливаться к любым изменениям в обществе [1].

Базовым личностным качеством руководителя на этом уровне выступает диалогизм (интегративная характеристика, которая включает умение устанавливать эффективные контакты с другими, способность вести профессионально ориентированный диалог).

Одна из основных задач современного директора образовательного учреждения – сформировать готовность педагогов к инновационным поискам, предоставить возможность самостоятельно определить стратегические направления в развитии учебно-воспитательного процесса. Это позволит образовательному учреждению иметь индивидуальный путь развития, свое лицо. Решению этой задачи способствует знание руководителем мотивации к профессиональной деятельности педагогического коллектива.

Таким образом, мотивация включает: справедливую, прозрачную и понятную оплату труда; должность и должностное продвижение; профессиональную подготовленность, соответствие служебной деятельности; социальную защищенность; объективную и справедливую оценку личных профессиональных достижений; общественный имидж и престиж, условия для инициативной, творческой, самостоятельной деятельности в пределах должностных полномочий, функций и задач; материально-технические и морально-психологические условия работы, чувство принадлежности к профессиональному коллективу, команде; непосредственное взаимодействие кадровых служб с руководством образовательного  учреждения. Ведущей задачей руководителя образовательного учреждения является знание мотивации к профессиональной деятельности каждого работника [2].

Работа руководителя по созданию имиджа всегда начинается с осмысления  трех вопросов: для кого? (определение целевой группы потребителей); зачем? – выгода потребителя; против какого конкурента?. Иные учреждения, готовящие специалистов по сходным специальностям.

Структурные компоненты  имиджа  приведены на рисунке 1.

p7-1

Рис. 1. Структурные компоненты имиджа образовательного учреждения

Рассмотрим каждый из компонентов более подробно.

Позитивный образ руководителя – это персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования учебного учреждения) [4].

Процесс поиска «своего лица» может занять много времени, но это того стоит! Ведь здесь важно помнить, что любой член педагогического коллектива является своеобразной «Частичкой», которая будет нести в мир информацию о «Целом», а значит, оттого, насколько люди разделяют общие цели и насколько осознают средства их достижения, зависит личный успех каждого из них [5].

Выделим основные этапы формирования имиджа.

I этап – определение миссии.

Начинать нужно с анализа внешней среды. Педагогическая специфика учреждения диктует свои законы, поэтому сначала нужно определиться с базовой идеей образовательного учреждения. Ее можно назвать также «концепцией», «миссией», «изюминкой» и т.д. Итогом этого этапа должно быть четкое понимание того, каковы ваши сильные и слабые стороны. Дальнейшая стратегия здесь простая: сильные стороны актуализируем и популяризируем, с проблемами работаем.

II этап – определение целевой аудитории.

Планируя имиджевую работу, необходимо понять, какую целевую аудиторию вам хотелось бы привлечь в союзники. Это могут быть: обучающиеся, родители, коллектив работников образовательного учреждения, социальные партнеры, СМИ.

Несомненно, что выпускники учреждения являются, чуть ли не главными его «пиарщиками». Память о нем хранится долго, и если тот образ, который сложился у ребят по окончании учебного заведения, привлекателен, они обязательно приведут своих детей именно сюда. К тому же именно студенты, еще учась, служат его своеобразной «визитной карточкой»: то, что они рассказывают о своих учебных буднях (особенно в Интернете), или то, как они себя ведут в общественных местах, напрямую демонстрирует определенные стандарты, принятые в учебном учреждении.

Родители обучающихся, это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работы образовательного учреждения, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о нем. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе.

Социальные партнеры (реальные и потенциальные). Сегодня все большее значение для успешного продвижения на рынке играет общественная деятельность. Но вряд ли какая-то организация, нуждающаяся в обретении позитивного имиджа, будет вкладывать деньги в невнятные  образовательные проекты. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и высокую социально — общественную активность,  ведь польза от такого партнерства должна быть обоюдной.

Средства массовой информации. СМИ являются своеобразными посредниками между образовательным  учреждением и обществом. Благодаря своевременному информированию о планах или достижениях образовательного учреждения можно существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и (или) сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.

Следует отметить, что характер информации для разных целевых групп должен быть разным. Определившись в основных потребностях каждой целевой группы (что для нее самое важное в вашей деятельности?) необходимо ориентироваться именно на них. Например, если вы хотите привлечь состоятельных родителей, больше рекламируйте свои платные услуги (образовательные туры, экскурсионные поездки, преподавание эксклюзивных предметов и т.д.). Если же вы ориентированы на социальную деятельность, то потенциальных союзников привлечет информация о волонтерстве, общественных проектах и благотворительных акциях. Родителей, имеющих средний или низкий доход, может отпугнуть перспектива «не вписаться» в дорогие мероприятия, предлагаемые образовательным учреждением и, напротив, широкая «бесплатная» деятельность может вызвать у богатых людей чувство «несерьезности» учебной программы, так как, к сожалению, многие из них предпочитают нагружать своего ребенка интеллектуальной и развлекательной деятельностью, нежели  социальной и общественно значимой.

III этап — планирование.

На этом этапе происходит разработка конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа. Условно их можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние – это повышение организационной культуры. Сюда может входить создание своей символики, разработка дресс — кода (стандартов одежды), изменение качества взаимоотношений всех участников образовательного процесса, обучение этике деловых отношений и т.д. Важно помнить, что открытость и демократичность образовательного учреждения напрямую зависит от того, насколько привлекательно выглядит то, что вы собираетесь «открывать» для других.

Внешние, это трансляция целей и деятельности образовательного учреждения для внешних «потребителей» – родителей, социальных партнеров, СМИ. Это создание и регулярное пополнение сайта образовательного учреждения, акции, письменные и устные контакты, включая информирование через буклеты, памятки, листовки, рассылка благодарственных писем, участие в крупномасштабных проектах, исследованиях, волонтерской деятельности, то есть во всех мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс.

Итогом этого этапа должно стать ролевое распределение нагрузки. Самое главное здесь, чтобы деятельность по формированию имиджа затрагивала интересы и усилия всех педагогических работников. Немаловажное значение на этапе планирования имеет вопрос о характере обратной связи (или мониторинге).

IV этап – реализация запланированных мероприятий.

Самое важное в реализации любых мероприятий по формированию имиджа, это их органичная интеграция в образовательный процесс.

Для учебного заведения, желающего только привлечь абитуриентов достаточно выставок. Но и при выборе  выставки необходимо обратить внимание на место и виды ее проведения. Идеальным является участие во всех типах выставок.

Использование  Web-сайта. Это инструмент маркетинга, мощное средство информации. На сайте размещается информация для посетителей, объявления о Правилах приёма, программах и событиях, новых разработках, публикуются обзоры на общие и специальные темы.

Различные PR-акции. Специфика образовательного учреждения не позволяет использовать всю палитру акций, которые предоставляет фантазия специалиста. Но, тем не менее, образовательные учреждения имеют несколько  возможностей показать себя.

Прежде всего, это «День открытых дверей». Его целью является получить дополнительную информацию о поступлении. Одной из самых эффективных является проведение дня открытых дверей еженедельно (предпочтительно по субботами, если они не являются учебными). Во время посещения учреждения выпускник школы может присутствовать на занятиях, беседовать со студентами и преподавателями.

V этап – проверка эффективности.

На этом этапе (как правило, ежегодно) проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность ОУ в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих [7].

Схематично механизм формирования имиджа образовательного учреждения представлен на рисунке 2.

p7-2

Рис. 2. Этапы формирования имиджа образовательного учреждения

Таким образом, конечным результатом, целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированными отношениями. Если  отношение, которое имеется у желаемых союзников, полностью их устраивает, можно считать, что цель достигнута.

Каждый директор и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их образовательном учреждении лежала печать яркой индивидуальности, чтобы оно выделялась среди прочих, вызывало желание учиться именно в нем.

Отметим, что  большое количество научных и научно-публицистических работ  педагогических работников еще не говорит о том, что тема имиджа изучена и хорошо проработана. Скорее наоборот, тема имиджа образовательного учреждения находится на начальном этапе изучения.

Устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта и как дополнительный ресурс управления и развития образовательного учреждения.

Целенаправленно создаваемый имидж образовательного учреждения представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик, к которым относят, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и др.). Уделяется  также внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле образовательного учреждения, уровне комфортности образовательной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике [6].

Руководитель должен стремиться к тому, чтобы нормы поведения педработников ориентировали бы их на уважение запросов всех групп процесса обучения. Подобная политика формирует такой интересный социально-психологический феномен, как «клиентурный» тип поведения. Он может возникнуть на такой фазе развития образовательного учреждения, когда его важнейшие, ключевые клиенты определены и созрели условия для разработки программы привлечения ключевых клиентов к образовательной продукции и услугам.

Сформированный позитивный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:

– повысить его привлекательность, в первую очередь для родителей, учащихся и педработников;

– повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг;

– облегчить процесс введения новых образовательных услуг,

повысить уровень организационной культуры, способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в коллективе.

Таким образом, формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкуренции и увеличения числа обучающихся [3].

В результате наработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразной мерой степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, методической работы в учебном заведении.

Список использованных источников

  1. Баранник М.А. «Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия», интернет-сайт www.ooipkro.nm.ru
  2. Баталов А.С. «Маркетинг образовательных услуг», интернет-сайт www.supermarketing.narod.ru
  3. Блинов А.О., Захаров В.Я. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом — 2003 — №4. — С. 35 – 44.
  4. Метаева В. Имидж первого лица школы: внешность, одухотворенная внутренней красотой//Директор школы.-2005.-№9.-С.41-45.
  5. Пищулин С. Современные методы маркетинга в области образования: динамика, перспективы, интернет-сайт www.supermarketing.narod.ru
  6. Петрова Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направления исследования // PR в образовании. — 2004. — № 1.
  7. Почепцов Г.Г. Имидж от фараонов до президентов. — Киев, 1997.- 536 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *