Контекстный подход к формированию компетенций при изучении междисциплинарных курсов и профессиональных модулей

УДК 377.1

Вербицкая Н.Д.,

преподаватель спецдисциплин,

председатель цикловой комиссии

преподавателей энергетических дисциплин

ГПОУ «Горловский колледж городского хозяйства»

 

Контекстный подход к формированию компетенций при изучении междисциплинарных курсов и профессиональных модулей

 Аннотация. В статье приведена аргументация и основы теории контекстного подхода к формированию компетенций специалиста в соответствии с требованиями ГОС СПО. Предложен пример поэтапного внедрения активных методов обучения для реализации контекстного подхода к формированию компетенций. Цель статьи показать актуальность контекстного подхода в повышении качества образования обучающихся.

 Ключевые слова: контекстный подход; активные методы обучения; профессиональная деятельность.

Донецкая Народная Республика провозглашает сферу образования приоритетной [3]. Учитывая, что в системе среднего профессионального образования осуществляется подготовка специалистов, составляющих основу кадрового потенциала Донецкой Народной Республики в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), работодатель должен получать специалиста, готового практико-ориентированно работать на своем месте с мотивацией достижения успеха и обучения в течение всей жизни, умеющего работать в команде, способного к инновациям, самостоятельно принимающего решения, проявляющего инициативу. С уверенностью можно утверждать, что ценностью становятся не только знания, которыми обладает выпускник, а умения и практический опыт их применения.

В целях реализации поставленных задач созданы Государственные образовательные стандарты СПО [2], основой которых является компетентностный подход к обучению. Они, по сути, определяют направление повышения профессиональной компетенции педагога как условие повышения качества образования студента.

Структурным элементом Государственных образовательных стандартов  СПО по специальностям является не предмет, а образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. Методологический подход, положенный в основу новых стандартов, обусловливает изменения не только в построении образовательного процесса, но и оказывает влияние на использование педагогами иных форм, методов обучения и воспитания, поскольку формирование компетенций выпускника образовательного учреждения невозможно в рамках только традиционных технологий, направленных на формирование знаний, умений и навыков.

Теория контекстного обучения активно развивается в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого, одной из ведущий идей которой является утверждение, что «формирование инвариантов профессиональной компетентности студента может эффективно осуществляться посредством педагогической модели, содержащей систему учебных ситуаций, задающих социальный и предметный контексты предстоящей профессиональной деятельности» [1, с. 18].

Контекстное обучение позволяет приблизить учебный процесс к будущей профессиональной деятельности, создавать с помощью учебных задач, заданий, моделей и ситуаций предметный и социальный контексты деятельности, быстро адаптироваться молодому специалисту в будущем к условиям профессиональной деятельности.

Преподавателю необходимо знание контекста предстоящей профессиональной деятельности, где эти знания будут служить средством ее осуществления.

Основным элементом деятельности обучающегося в контекстном обучении является поступок, выполнение которого приводит к получению определенного опыта профессиональной деятельности.

«Это обусловливает смысл действия для его субъекта и других людей, актуально или опосредованно представленных в ситуациях социальной жизни и деятельности, в социальном контексте» [1, с. 68].

Производственные проблемы разнообразны и многогранны. Одной из важных задач при подготовке специалистов по специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» является обеспечение качественного теплоснабжения потребителей. Используя активные методы обучения в контексте будущей  профессиональной деятельности необходимо  превратить «статичное содержание образования в динамично развертываемое» [1, с.68]. Например, при изучении междисциплинарного курса «Теплоснабжение» используется такая технология изучения учебного материала.

  1. Проблемная лекция по теме «Регулирование отпуска теплоты».
  2. Задача производственного содержания: «Для обеспечения качественного отопления рассчитать и построить график отпуска теплоты, выбрать и обосновать методы регулирования». В данном случае задача решается на уровне знания теоретического материала предыдущей проблемной лекции по теме «Регулирование отпуска теплоты».
  3. Проблемная ситуация: «Режим отпуска теплоты от котельной соответствует режимной карте, а температурный режим помещений детского сада не отвечает санитарно-гигиеническим нормам. Определить и обосновать возможные причины создавшейся ситуации». При выполнении такого задания необходимо выполнить:

– анализ проблемной ситуации, который включает постановку проблемы, поиск недостающей информации и выдвижение гипотез;

– проверку гипотез, которая и будет собственно решением задачи;

– обоснование решения: проверка решения и аргументация.

  1. «Круглый стол» по теме «Эксплуатация тепловых сетей и систем теплопотребления» по проблеме «Поступила жалоба на плохое отопление помещений от жильцов, проживающих по адресу…». Задание для студентов: выдвинуть свою версию-причину сложившейся ситуации, аргументировать ее состоятельность и предложить мероприятия для ликвидации причин неудовлетворительного теплоснабжения.

Обычно называются такие версии-причины:

– нарушение температурного режима отпуска теплоты от котельной;

– нарушение гидравлического режима (в том числе, порывы, аварии);

– нарушения в работе оборудования теплового пункта;

– разрегулировка системы отопления;

– потери в тепловой сети при транспортировке теплоносителя (отсутствие изоляции, залив тепловой трассы холодной водой).

Основной и традиционный замысел «Круглого стола» – полное равенство его участников, отказ от субординации. Занятие в форме «Круглого стола» удобнее всего проводить на стадии обобщения и закрепления материала, так как такая форма позволяет увидеть изучаемую тему в общей системе знаний по дисциплине, выявить междисциплинарные и внутридисциплинарные связи. Кроме того, занятие «Круглый стол» помогает связать теорию и практику, выявить практическую ценность полученных знаний, умений и навыков.

  1. Деловая игра по теме «Эксплуатация тепловых сетей и систем теплопотребления» по проблеме «Поступила жалоба на плохое отопление помещений жилого здания от жильцов, проживающих по адресу…». Но задание для студентов уже другое: рассмотреть жалобу, установить и ликвидировать причины ее написания, сделать выводы, разработать мероприятия по обеспечению качественного теплоснабжения. В данном случае уже нет оппонентов. Есть имитация реальной жизни, реальной профессиональной деятельности. Каждый участник имеет и знает свою роль: это работники тепловой инспекции, отдела эксплуатации, ЖЭКа, теплового района, муниципальной службы и т.д. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности себе позволить нельзя. То, что деловая игра является моделью практической деятельности, знают все. Для успешного выполнения поставленного задания необходимо иметь алгоритм его реализации с четко прописанной ролью каждого участника.

Проблемные ситуации, которые создаются в контексте будущей профессиональной деятельности, и проблемное обучение обеспечивает трансформацию познавательной мотивации студентов в профессиональную.

Преподаватель может применять любые формы, методы и средства обучения, но обязательным условием в учебной деятельности студентов должно быть последовательное моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

«В ходе контекстного обучения происходит трансформация учебной деятельности студента в профессиональную с постепенной сменой познавательных потребностей и мотивов, целей, поступков и действий, средств, предмета и результатов на профессиональные» [1, c. 69].

Внедрение контекстного обучения в процесс обучения студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования дает положительный педагогический эффект в аспекте предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Для педагога технология контекстного обучения является стимулом к непрерывному саморазвитию профессионально-педагогической компетентности и может быть полезна в плане самореализации личности.

Список использованных источников

  1. Вербицкий, А. А. Инварианты профессионализма : проблемы формирования [Текст] : монография / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. – М. : Логос, 2011. – 288 с.
  2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.09. 2015 № 599. – Режим доступа : https://docviewer.yandex.ua/?url=http%3A%2F%2Fdemt.at.ua%2FStandart_DNR%2Fstandart_dnr_13.02.02_ts.pdf&name=standart_dnr_13.02.02_ts.pdf&lang=ru&c=58178f03cffc.
  3. Об образовании [Электронный ресурс] : закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IHC. – Режим доступа : http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *