Влияние СМИ на формирование личности (на примере журналистской интерпретации номена «Россия» в отечественном медиадискурсе)

УДК 34.06+343.249

 Максим Геннадиевич Котов,

студент 4 курса (бакалавр)  

Донецкий национальный университет,

кафедра теории и практики перевода

 

Влияние СМИ на формирование личности (на примере ЖУРНАЛИСТСКОЙ интерпретации номена «Россия» в отечественном медиадискурсе)

 Аннотация. СМИ оказывают огромное влияние на формирование человеческой личности. При этом большое значение имеет журналистская интерпретация следующих родовых понятий-номенов: «Россия», «Россия – человек», «Россия – дом».

Ключевые слова: номен; человеческая личность; журналистская интерпретация; формирование; отечественный медиадискурс.

 В современном мире огромное влияние на формирование личности как обучающегося студента, так и мировосприятие взрослого человека оказывают СМИ. От точки зрения журналиста, его трактования фактов для широкого круга читателей и зависит то, как эти факты будут восприняты в дальнейшем. Проследить этот путь с точки зрения лексико-семантического анализа и психологического воздействия на мировосприятие и формирование личности каждого конкретного человека, провести параллели и аналогии на базе конкретных медиаисточников – этот путь и является целью статьи.

Благодаря постоянно обостряющимся на данный момент граням информационной войны, журналистская трактовка номена «Россия» и его метафорических образных интерпретаций: «Россия – дом», «Россия – человек» обладает особой актуальностью. Сама работа является прекрасным базисом для дальнейшего, более развернутого исследования.

Рассмотрим функционирование номена «Россия» на конкретных примерах.

Россия – человек. Слова Уинстона Черчилля о том, что Россия представляет собой окутанную тайной загадку внутри головоломки, произнесенные во время радиовыступления в 1939 году, не утрачивают своей актуальности и сегодня. Особенно ярко   данный  постулат  выражается  в  метафоризации  образа  России  в  отечественном и зарубежном газетном медиадискурсе. Позитивный медиаобраз государства способен помочь населению преодолеть «кризис идентичности» [1, с. 174]: сплотить людей в единое целое, провести параллели между человеком-гражданином и государством, т.е. отождествлять страну и человека [2, с. 224]. При этом Е.Н. Богдан отмечает тот нюанс, что терминологически понятие медиаобраз и его структура до сих пор не обоснованно. Хотя исследованиям персонифицированного образа России в отечественной и зарубежной прессе посвятили свои работы ряд ученых: А.В. Александров, О.Б. Балакина, Н.П. Михальская.

Конечно, ряд оппозиционных существующей власти СМИ способны любое, произошедшее в стране, событие интерпретировать в нужном им ключе. Так, нарушение оппозиционером существующего законодательства и заключение последнего под стражу, сразу же превращается в покушение власти «на свободу слова». Само государство, в таком случае, изображается как полицейская, суровая система, жестоко карающая всех и вся.

Однако трактование образа России, как наделенного человеческими качествами явления, носит двоякий характер. Так, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркнул, что возросший военный потенциал РФ вызывает страх и отчуждение у НАТО: «Преобладает желание сохранять искусственно создаваемый образ врага для того, чтобы на этой основе требовать единства рядов и консолидации позиций» [3].

При этом предвыборная программа избранного Президента США Дональда Трампа базируется на том, что Россия является не столько оппонентом США, как во времена Холодной войны, сколько ценным партнером для Америки [4]. Таким образом, образ России-друга вызывает у отечественного и зарубежного электората позитивные эмоции – дружелюбие и заинтересованность.

Андрей Сушенцов – директор агентства «Внешняя политика», а также клуба «Валдай», дает свою интерпретацию образа России в современном медиадискурсе. В которой Россия представлена не слепой, сметающей все на своем пути, силой, но умной личностью, способной быть как ценным другом-союзником, так и опасным противником: «Россия стала своеобразным символом мужественности – могучая, изобретательная, архиумная сила. На нынешнем этапе это единственная страна, которая энергично защищает свои интересы. Кроме того, это – единственная страна в мире, которая в состоянии уничтожить США, – сказал эксперт [5].

Таким образом, персонифицированный метафорический образ «Россия – человек» в  современном  медиадискурсе  уже  нельзя  назвать  согласно выражению У. Черчилля – загадкой в загадке. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что метафорический персонифи­циро­ван­ный образ России – это образ сильного самодостаточного человека, твердо стоящего на ногах и знающего, чего он хочет от будущего. Россия – не только прекрасный союзник и друг, действующий в рамках законодательству, но грозный враг.

Россия – дом. Метафоризация образа России в современном медиадискурсе не ограничивается наделением человеческими чувствами и эмоциями. Россия, прежде всего, держава, государство, страна. Говоря образно – дом – для своих граждан. Поэтому образ России – дома обладает значительным влиянием на современное общество в самом широком смысле.

Дело в том, что на протяжении прошлого исторического периода цементирующим звеном, символом страны для многих людей был СССР [5]. Его развал стал для многих довольно серьезной травмой. В результате чего особую остроту приобрел «кризис идентичности», о котором было сказано в предыдущем разделе.

Кроме того, у большинства людей с понятием «дом» в чисто психологическом плане связаны чувства комфорта, защищенности, семьи, рода. Таким образом, проводя параллель между домом и государством, т.е. домом и Россией, сводится к нулю проблема разобщенности. Которая, в свою очередь, является отправной точкой для возникновения многочисленных конфликтов: обострение политических конфронтаций, разжигание межнациональной розни, утрата привычных жизненных ориентиров, которые помогали человеку ощущать себя гражданином своей страны [5]. Говоря проще, найти свое место в этом мире, чувствовать себя дома.

Центральным объединяющим народ в единое целое фактором является язык. Точнее, согласно мнению публицистов Михаила Ремизова и Виктора Пироженко, несколько факторов «решающую роль играет именно национальная культура – русская культура, русский язык и национальная память. Это то, что на фундаментальном уровне держит нас вместе, причем независимо от происхождения» [4].

Далее авторы развивают систему национального единства и формирования номена «Россия – дом» в том плане, что, конечно, гражданская составляющая играет существенную роль при формировании медиаобраза «Россия – дом». Но в отличие от самосознания населения США, где например, Конституция Америки является не подлежащим никакой критике и сомнениям предметом национальной гордости (почти как Библия), Конституция РФ пока что не может обладать таким же значением в умах людей.   Кроме   того,   публицисты  справедливо  отмечают,  что  добиться  этого  можно только путем постепенной эволюции самосознания и мыслей людей, но ни в коем случае не навязыванием соответствующих переименований, номенклатур и т.п. [5].

Поэтому создание позитивного медиаобраза «Россия – дом» является одной из главных задач современных СМИ, т.к. способствует внутреннему укреплению единства государства, улучшения жизни и самочувствия народа в целом [4].

Таким образом, подводя итог вышесказанному, приходим к следующему выводу, вопросы функционирования и журналисткой интерпретации номена «Россия» в современном медиадискурсе играют огромную роль при формировании личности в целом, так и ее гражданской позиции в частности. Данный аспект в современных условиях информационной войны является особенно актуальным и требует дальнейшей всесторонней разработки.

 

Список использованных источников

  1. Яппаров, А.Р. Кризис идентичности и политическое сознание транзитивного общества [Текст] : автореф. по спец. 23.00.02 : Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии / Яппаров Александр Рафикович. – Саратов, 2004. – 174 с.
  2.  Богдан, Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики [Текст] : дисс. … по спец. 10.01.10 : Журналистика / Богдан Елена Николавена. – Москва, 2007. – 224 с.
  3. Глуходедов, Александр. Лавров: НАТО создает из России образ врага [Электронный ресурс] / Александр Глуходедов // Известия от 13.07.2016. — http://izvestia.ru/news/622066#ixzz4W0GVVDar (Дата обращения: 17.01.2016 в 10.42).
  4. Сурков, Николай. Россия стала главной темой предвыборной компании в США [Электронный ресурс] / Николай Сурков // Известия от 01.08.2016. — http://izvestia.ru/news/622066#ixzz4W0GVVDar (Дата обращения: 17.01.2016 в 11.12).
  5. Русский или российский? (публицисты Михаил Ремизов и Виктор Пироженко рассуждают об использовании определяющих понятий нации в русском языке) [Электронный ресурс] // Известия от 21.11.2016. – http://izvestia.ru/news/646491#ixzz4W0ry3VS2 (Дата обращения: 17.01.2017 в 13.40).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *