Концептуальные вопросы охраны труда в системе дополнительного профессионального образования инженерно-педагогических работников СПО и ВПО

УДК  331.45:377.5

Николай Григорьевич Тарасенко,

заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности,

охраны труда и информационной зашиты

высшего учебного заведения «Республиканский институт

последипломного образования инженерно-педагогических работников»

Полина Валентиновна Рыбалко,

ассистент кафедры безопасности жизнедеятельности,

охраны труда и информационной зашиты

высшего учебного заведения «Республиканский институт

последипломного образования инженерно-педагогических работников»

Максим Константинович Латашенко,

ассистент кафедры безопасности жизнедеятельности,

охраны труда и информационной зашиты

высшего учебного заведения «Республиканский институт

последипломного образования инженерно-педагогических работников»

Екатерина Романовна Бутенко,

ассистент кафедры безопасности жизнедеятельности,

охраны труда и информационной зашиты

высшего учебного заведения «Республиканский институт

последипломного образования инженерно-педагогических работников»

 

Концептуальные вопросы охраны труда в системе дополнительного профессионального образования инженерно-педагогических работников СПО и ВПО

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные вопросы охраны труда дополнительного профессионального образования инженерно-педагогических работников СПО и ВПО.

Ключевые слова: концептуальные вопросы; инновационная система; дополнительное профессиональное образование инженерно-педагогических работников СПО и ВПО.

 Концептуальные вопросы охраны труда инновационной системы дополнительного профессионального образования инженерно-педагогических работников СПО и ВПО рассматривались на круглом столе «Состояние, проблемы и перспективы охраны труда в образовательных учреждениях» (21 декабря 2016 года, РИПО ИПР, г. Донецк).

Динамика   социально-экономических   изменений   внешней   среды предъявляет повышенные требования к выпускникам образовательных организаций СПО и ВПО. Это в свою очередь, требует постоянного совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров среднего и высшего профессионального образования. Тенденция к универсализации профессионального образования в условиях перехода к международным образовательным стандартам требует основательной теоретической подготовки инженерно-педагогических кадров.

Основной целью среднего и высшего профессионального образования в ДНР является  ответственность  за  уровень  качества  воспроизводства  кадров,  в  сущности –

качества совокупного технического интеллекта ДНР, определяющего возможности технологического развития страны в целом.

В Постановлениях Правительства ДНР преобладают меры государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные технологии. Такой переход невозможен, если он осуществляется в рамках старой образовательной парадигмы. Она должна оперативно подвергаться изменениям и коррекции, соответствовать постоянно развивающейся действительности.

Концепция обучения получила официальное признание в ДНР и предполагает все формы целенаправленного обучения, осуществляемого на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и компетенций. Этим проблемам было посвящены заседания методологических семинаров в РИПО ИПР в 2016 году.

Запас знаний, полученных в школе и университете, иссякает или устаревает через 8-10 лет после завершения обучения, и ученые считают, что завтра такое положение станет гораздо более угрожающим: знания будут устаревать через 1–2 года после окончания вуза. Чтобы функционировать в быстро изменяющемся обществе, индивид должен постоянно корректировать свой образовательный уровень. Если он запаздывает, его отклики на изменения становятся несоответствующими. Он не только не способствует эффективности дела, его деятельность не приносит результатов, он начинает мешать этому делу. Таким образом, инженерно-педагогический работник на собственном опыте убеждается в актуальности и необходимости дополнительного профессионального образования.

Современная система повышения квалификации и переподготовки уже не справляется с резко возросшей нагрузкой, так как ориентирована на краткосрочность обучения и решение частных вопросов. Она не позволяет провести новое кардинальное обучение индивиду с должным качеством. В результате чаще всего специалисты  и  руководители  либо  получают  второе  высшее  образование  (с отрывом от производства), либо занимаются самоподготовкой на дому. Но в любом из этих вариантов есть недостаток – узкая направленность получаемых знаний.

Задача современных учреждений дополнительного профессионального образования ДНР – научить учиться, т. е. выработать способность не только воспринимать новую информацию и отбрасывать старую, но уметь работать с ней в своих интересах для совершенствования своих профессиональных компетенций.

Для выяснения причин недостаточности традиционной системы профессионального образования, неадекватности его современным темпам социального и экономического развития необходимо уточнение принципиальных научно-методических подходов к разработке всех компонентов подготовки педагогов профессионального обучения. Разработка требований к подготовленности инженерно-педагогического работника (ИПР) должна быть переориентирована на компетентностную основу.

В области переподготовки инженерно-педагогических кадров целью дополнительного профессионального образования (ДПО) является:

– получение слушателями профессионально-профилированного образования, обеспечивающего выпускника универсальными и профессиональными компетенциями, позволяющими успешно работать в сфере преподавания в системе среднего и высшего профессионального образования, обладать социальной мобильностью и устойчивостью на рынке труда;

– формирование социальной ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникабельности, толерантности, повышение общей культуры педагога.

Область профессиональной деятельности инженерно-педагогического работника включает:

–  среднее и высшее профессиональное образование.

Инженерно-педагогический работник должен быть готовым:

  • осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;
  • способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;
  • использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения, обеспечивать    уровень    подготовки    обучающихся,    соответствующий    требованиям Государственного образовательного стандарта;
  • выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Видами профессиональной деятельности специалиста системы СПО и ВПО являются преподавательская, научно-методическая, научно-исследовательская, производственно-технологическая, социально-педагогическая, воспитательная, коррекционно-развивающая, организационно-управленческая, инновационная деятельность.

В современных условиях задачи профессиональной деятельности инженерно-педагогических работников в инновационной системе профессионального образования:

  • в преподавательской деятельности:
  • участие совместно с педагогическим коллективом учреждения СПО и ВПО в разработке и реализации учебных планов и программ в выполнении экспериментальных исследований по поиску и проверке новых идей совершенствования образовательного процесса в рамках регионального компонента нового поколения государственного образовательного стандарта;
  • обеспечение высокого качества профессионального образования.
  • в научно-исследовательской деятельности:
  • осуществление информационного поиска по отдельным областям знаний в рамках систем объектов исследований;
  • участие в составе исполнителей в техническом обеспечении исследований и результатов их испытаний;
  • в производственно-технологической деятельности:
  • участие в составе педагогического коллектива в разработке учебно-методической и технической документации для производства, модернизации, эксплуатации и технического обслуживания технологических машин и оборудования, используемого в учебном процессе (в мастерских, лабораториях, на базовых предприятиях);
  • в организационно-управленческой деятельности:
  • принятие решений, прогнозирование и оценка последствий своих решений;
  • организация, мотивация, контроль и анализ деятельности учебно-вспомогательного персонала;
  • работа по созданию и поддержке благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
  • работа по совершенствованию навыков и приемов делового общения, технологий решения коммуникативных задач в рамках СПО и ВПО;
  • в сфере инновационной деятельности:
  • работа в составе педагогического коллектива по организации и проведению опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере среднего и высшего профессионального образования;
  • участие в разработке инновационных образовательных технологий для внедрения в учебный процесс учреждений профессионального образования;
  • обеспечение интеграции науки и образования, развитие научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в сфере профессионального образования с использованием потенциала ведущих технических университетов ДНР.

Выводы. Основные результаты проведенных исследований позволили создать концептуальную инновационную систему повышения квалификации по общим вопросам охраны труда для инженерно-педагогических работников государственных учреждений СПО, находящихся в ведении ДНР по образованию. Учебные планы по выше указанным приоритетным направлениям построены по блочно-модульному принципу. Они позволили формировать ключевые компетенции инженерно-педагогических работников по следующим направлениям:

– инновационная деятельность – организация научных исследований молодежи.

– информационно-коммуникационные технологии.

– менеджмент в образовании – маркетинг и менеджмент в образовании; финансовый менеджмент.

– современные промышленные технологии – современные промышленные технологии.

– современные педагогические технологии – управление учебной мотивацией в профессиональном образовании.

Формирование профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников систем СПО и ВПО на всей территории ДНР является одной из ключевых задач системы дополнительного профессионального образования, особенно по опережающим направлениям развития экономики и наукоемких отраслей промышленности.

Результаты работы могут использоваться:

– руководителями и специалистами системы среднего и высшего профессионального    образования    в    целях    оптимального    управления     качеством подготовки специалистов охраны труда; при разработке современных систем мониторинга качества подготовки специалистов охраны труда в системе среднего и высшего профессионального образования; при совершенствовании системы дополнительного профессионального образования инженерно-педагогических и руководящих работников профессионального образования.

Список использованных источников

  1. Об образовании [Электронный ресурс]: закон Донецкой Народной Республики № 55-ІНС от 19.06. 2015. – Режим доступа: http://dnr-sovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii.
  2. Об охране труда [Электронный ресурс]: закон Донецкой Народной Республики № 31-IHC от 20.04.2015г. – Режим доступа: http://vida.ucoz.ua/index/obokhrane_truda_str3/0-259/.
  3. Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда [Электронный ресурс]: приказ Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР№ 227 от 29.05.2015 г. – Режим доступа: http://old.dnr-online.ru/wp- content/uploads/2016/05/PrikazGK_GTN_N227_29052015.pdf.

3 комментария

  1. VitaliyS

    Результаты предварительного анализа состояния охраны труда в организации документально оформляют и согласовывают с профсоюзной организацией и руководством организации. Результаты предварительного анализа охраны труда используют для разработки концепции ох­раны труда в организации, которая должна быть краткой, четко изложенной, соответствовать специфике организации, ее размеру и структуре, характеру деятельности и масштабам рисков.

    Ответить
  2. Альмира

    возможность обеспечения совместимости или объединения системы управления охраной труда с другими системами управления в организации.

    Ответить
  3. Альфия

    Охрана труда это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические,

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *