Особенности управления коллективом в условиях перемен

УДК 377.111.3

Валентина Анатольевна Бутенко,

заместитель директора

ГПОУ «Макеевский профессиональный лицей»

 

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕН

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации управленческой деятельности руководителя ОО СПО (образовательной организации среднего профессионального образования) в условиях преобразований в сфере среднего профессионального образования.

Ключевые слова: управление; педагогический коллектив; учебно-воспитательный процесс; взаимодействие педагогов и руководителей.

Руководители образовательных организаций СПО Донецкой Народной Республики столкнулись с необходимостью серьезных изменений в самых разных сферах управленческой деятельности. Эти изменения обусловили не только смену названий образовательных учреждений среднего профессионального образования, они коснулись содержания учебно-воспитательной деятельности, процесса профессиональной подготовки студентов. В отдельных случаях происходит изменение организационной структуры образовательного учреждения, системы управления, номенклатуры дел, оказываемых услуг, определенные технологические изменения, диктуемые временем, и многое другое. Эти и ряд других важных вопросов, решать которые необходимо педагогическим коллективам находятся в зоне особого внимания со стороны руководителей образовательных организаций СПО.

Практически все руководители указывают, что основными целями изменений являются повышение конкурентоспособности, выход на новый уровень эффективности подготовки специалистов для молодой республики. Но, как свидетельствует практика, педагогические коллективы не готовы ко многим нововведениям и изменениям имеющегося опыта работы. В ряде случаев это делает их потенциальными противниками процесса реформирования, а иногда – выжидательной позиции и полной пассивности.

Общеизвестно,   что   эффективность   учебно-воспитательного   процесса зависит от продуктивного сотрудничества, правильно построенного взаимодействия членов педагогического коллектива. Еще А.С. Макаренко писал: «…Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса. Поэтому лучше иметь 5 слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающем едино, чем 10 хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, кто как хочет» [3].

Последователем, преемником А.С. Макаренко стал В.А. Сухомлинский. одна из первых его книг называлась «Воспитание коллективизма у школьников». Продолжая его идеи, Василий Александрович осуществляет практическое воплощение опыта развития и сплочения педагогического коллектива в Павлышской средней школе. В этом опыте нашли подтверждение сформулированные А.С. Макаренко принципы коллективной организации педагогической деятельности и управления педагогическим коллективом.

Анализу современных проблем управления образовательными учреждениями, посвящены работы Лазарева В. С., Поташника М. М., Пидкасистого П. И., Сластенина В. А., Рогова Е. И., Конаржевского Ю. А., Шамовой Т. И. и др.

Пидкасистый П. И. отмечает, что управление – это процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов [4, с. 517].

Управление как «влияние» или «воздействие» определяют так же Шипунов В. П., Кишкель Е. Н., Бандурка А. М. [1].

«Под управлением вообще, – пишет В.А. Сластенин, – понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации» [6].

Розанов В. А. отмечает, что управление это система скоординированных мероприятий (мер) направленных на достижение значимых целей [17, с. 35].

С позиций требований работы образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях перемен уровень развития педагогического коллектива  мы  рассматриваем  как  его  способность  ставить  и  решать  актуальные и реалистичные задачи, формировать структуру индивидуальных целей, интегрированных с общими целями, строить и гибко изменять структуру взаимодействий преподавателей, мастеров производственного обучения, персонала, обеспечивающих достижение поставленных целей с максимально возможной эффективностью.

Для реализации современных требований к педагогическому коллективу наиболее значимыми, на наш взгляд, являются такие характеристики как ценностно-ориентационная зрелость, организованность и сплоченность. Рассмотрим это на примерах управления педагогическим коллективом нашего образовательного учреждения.

Ценностно-ориентационная зрелость педагогического коллектива рассматривается как степень готовности его членов прикладывать усилия для достижения высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности, в развитии и саморазвитии коллектива. Так, на первом педагогическом совете 2017-2018 учебного года этот вопрос обсуждался с позиций ориентированности педагогов на достижения в профессиональной подготовке будущих специалистов, а также в ближайшей (и более отдаленной) перспективе. Здесь же обсуждались вопросы готовности членов коллектива прилагать усилия для того, чтобы максимально использовать образовательный потенциал профессионального лицея, а это уже характеризует ориентированность на достижения в текущей педагогической деятельности.

Мы акцентировали внимание преподавателей и мастеров производственного обучения на то, что только работа с полной отдачей, может обеспечить не только результативность работы каждого, но и результат профессиональной подготовки студентов лицея. А это, конечно же, отразится на имидже, конкурентоспособности, престиже учебного заведения.

Следующим важным моментом управления педагогическим коллективом в условиях перемен является ориентированность на развитие, совершенствование учебно-воспитательной деятельности, создание такого характера взаимоотношений в коллективе, которые стимулируют активность стремление каждого к совершенствованию содержания, организации и методов профессиональной подготовки будущих специалистов.. Ориентиром для нашего коллектива стала установка: максимально использовать все новое, что может дать положительный эффект: внедрение новых стандартов, инновационные формы проведения занятий со студентами, инновации управленческой деятельности и др. нововведения.

Реализация     данного    направления    работы    обусловила    и     необходимость следующего аспекта: ориентированность педагогов на саморазвитие. И если прежде это в большей мере относилось к молодым специалистам, то теперь на повестку дня были вынесены проблемы профессионального роста, повышения психолого-педагогического и общекультурного уровня педагогических работников. Планы методической работы лицея были дополнены современными формами работы по совершенствованию педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения («круглый стол», панорама методических идей, конкурс профессионального мастерства и др.).

Среди вопросов управления коллективом в условиях перемен особое значение имеет организованность коллектива, которая трактуется как способность формировать рациональную структуру совместных действий и гибко перестраивать ее в изменяющихся условиях. Как показал опыт работы нашего лицея, это зависит от ответственности каждого, степени их сотрудничества и включенности в управление. У нас сработанный коллектив, хорошие межличностные отношения, не возникает трудностей с оказанием помощи и поддержки членов коллектива.

Важным положением теории коллектива является его сплоченность. Сплоченность коллектива – это характеристика, отражающая его способность противостоять внутренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффективность совместной деятельности. Понимание значимости этого стало мерой единения педагогических работников нашего лицея. Можно с уверенностью сказать, что наш коллектив объединяет осознание значимости поставленных целей и задач профессиональной подготовки студентов; совпадение мнений, оценок, установок по отношению к различным аспектам образовательной деятельности; в оценке коллективом полученных результатов.

Изучение теории вопроса, анализ многолетнего опыта работы лицея показали, что успешность работы педагогического коллектива и персонала в условиях перемен может быть обеспечена благодаря созданию комфортного климата в педагогической и студенческой среде. Руководством лицея проводится работа по формированию благоприятного морально-психологического климата. Максимум доверия и максимум требовательности – норма взаимоотношений всех сотрудников. Для создания такого уровня взаимоотношений руководством лицея проводилась определенная работа, например, конфликты между мастером производственного обучения и классным руководителем были устранены простым решением – ставить на руководство студенческой  группой  педагогических  работников по их взаимному желанию работать вместе. И тогда разговоры шли не вокруг вопросов, кому что делать, а обсуждались варианты лучших форм работы каждого из них.

Психологическая совместимость членов коллектива создавала благоприятный климат, позитивное отношение каждого по отношению к руководителям и коллегам, к условиям и результатам работы. Можно отметить, что коллектив нашего лицея отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, защищенностью его членов, управляемостью.

Выводы.

В условиях перемен возрастает нагрузка, ответственность, требования к результатам учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива.

Для успешного решения поставленных задач в Макеевском профессиональном лицее сложились отношения партнерского сотрудничества членов педагогического коллектива, атмосфера уважения, доверия, атмосфера успеха.

Система научно-методической деятельности создала предпосылки для внедрения инноваций в процесс профессиональной подготовки студентов, а также для профессионального и личностного роста преподавателей и мастеров производственного обучения.

Наличие сплоченного по общности цели коллектива способствовало созданию психолого-педагогического комфорта всем участникам образовательного процесса.

Руководством педагогического коллектива Макеевского профессионального лицея созданы предпосылки для успешной работы по подготовке будущих специалистов в условиях перемен.

Список использованных источников

  1. Бандурка, А. М. Психология управления [Текст] / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. – Харьков, 1998.
  2. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Конаржевская. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2000.
  3. Макаренко, А. С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст] / А. С. Макаренко // Сочинения . Т. 5. – М., 1958. – С.179-180.
  4. Педагогика [Текст] / под ред. П. И. Пидкасистого. –  М., 1998.
  5. Поташник, М. М. Управление качеством образования [Текст] : практикоориентированная монография и метод. пособие /  под ред. М. М.Поташника. – М. : Педагогическое общество России, 2000.
  6. Секреты умелого руководителя [Текст] / сост. И. В. Липсиц.  – М., 1991.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *