Психологические аспекты исследований профессиональной деятельности

УДК159.9.018

Валентина Васильевна Шульга,

к. психол.н., доцент, зав. кафедрой юридической психологии и педагогики

Донбасской юридической академии

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. в статье рассматриваются основные методологические подходы исследований психологических аспектов профессиональной деятельности

Ключевые слова: профессиональная деятельность; профессиональное самосознание; профессиографический подход.

Изучение профессиональной деятельности является предметом научного интереса многих наук, как гуманитарного, так и технического профиля. Взаимосвязь человека и труда, человека и профессии является настолько плотной, что каждая научная область знаний находит в ней свой аспект. Среди исследований профессиональной деятельности человека существуют две мощные взаимосвязанные тенденции: влияние на процесс и результат профессиональной деятельности личности работника, его индивидуальных и личностных особенностей – это с одной стороны. С другой – степень  и  характер влияния на формирование личности человека различных аспектов профессиональной деятельности.

Трудовая деятельность, выполнение профессиональных обязанностей имеет тотальное значение для жизни человека: она не только служит основой удовлетворения его базовых потребностей, но и дает возможность повысить свой социальный статус, является необходимым условием развития и социализации индивида; кроме того, самореализация личности наиболее плодотворно осуществляется именно в профессиональной деятельности [1, 8].

Сравнения характеристик начинающего специалиста и профессионала, проведенные в различных исследованиях, показывают изменения как личностных, так и психофизиологических характеристик субъекта профессиональной деятельности: от элементарного применения приобретенных в учебных заведениях знаний и умений специалист приходит к мастерству и новаторской оценке своей профессиональной ситуации, от приспособления — к творчеству.

В целом, к основным выводам, полученным в результате многочисленных экспериментальных исследований по проблемам профессиональной деятельности специалиста, можно отнести [2]:

  1. Профессионально важные качества личности могут значительно влиять на успешность, надежность и другие объективные показатели профессиональной деятельности. Эта закономерность экспериментально подтверждена для разных специальностей и профессий.
  2. Характеристики личности выступают важнейшими детерминантами профессионального обучения; от них во многом зависит скорость обретения профессионального мастерства и качество подготовки специалиста.
  3. Результат и характеристики профессиональной деятельности специалиста любого профиля опосредованы таким субъективным показателем, как удовлетворенность работой.
  4. В некоторых видах деятельности социально-психологические расхождения между группами «хороших» и «плохих» профессионалов можно провести только по личностным характеристикам.
  5. С развитием прогресса и увеличением количества профессий, связанных с повышенной ответственностью, ни один психофизиологический отбор не гарантирует эффективности и надежности работника относительно таких видов деятельности. Несмотря на то, что надежность труда во многом определяется психофизиологическими качествами, их роль уходит на второй план, а необходимый уровень профессионализма опосредован саморегуляцией поведения и обеспечивается степенью сформированности релевантных структур личности.
  6. Современные практики подчеркивают возможность позитивных перспектив коррекции и целенаправленного формирования эффективной профессиональной деятельности, что дает возможность отойти от рамок жесткого профессионального отбора, и использовать мощный личностный потенциал оптимизации профессиональной деятельности [7, с. 56–84].

В становлении профессиональной деятельности исследователями выделяются различные аспекты и параметры, тщательно анализируются их состав, рассматриваются факторы, влияющие на ее эффективность и т.п. При этом, сами профессии, их современное содержание в эпоху информационных технологий становится все более многоаспектным, дифференцированным и динамическим. Категория профессиональной деятельности настолько сложна и разнопланова, что методологические подходы, которые предлагаются для ее изучения не звучат тавтологией, а лишь раздвигают границы познания этого феномена.

Психологическая наука движущими силами развития работника считает противоречия, которые возникают и постоянно усложняются в процессе выполнения им своих функциональных обязанностей: между требованиями профессии и индивидуальным стилем работы, между условиями труда и его результатами и т.д. Исследователи конкретизирует движущую силу развития профессиональной деятельности   личности   через   внутренние    личностные    противоречия    между     «Я-реальным» и «Я-идеальным». Осознание и переживание этого диссонанса побуждает специалиста к поиску новых средств саморазвития.

Исследуя природу и генезис профессионального становления личности, Е.В. Москаленко рассматривает четыре генеральных фактора [3, 7]:

  1. Мотивация достижений высокого уровня профессионального мастерства;
  2. Профессиональное субъективно-ориентированное обучение;
  3. Направленность личности на овладение данной профессией;
  4. Оптимальный временной промежуток.

В центре многих психологических исследований профессионального становления находится проблема изучения самосознания как формы отражения и переживания человеком своего профессионального статуса. В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание является специфическим по своему содержанию. П.А. Шавир   трактует   это   понятие   как   «выборочную   деятельность    самосознания личности, подчиненную задачам профессионального самоопределения; осознание себя как субъекта собственной профессиональной деятельности» [1, 6]. Если самосознание человека является результатом познания себя, своих действий, психических характеристик и формируется в процессе жизнедеятельности и общения с окружающими, то профессиональное самосознание – это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.

В качестве примера увеличивающейся дифференциации подходов к пониманию профессионального самосознания отметим некоторые из них.

Вачков И.В., Гриншпун И.Б. и Пряжников М.С. отмечают тесную связь самосознания личности специалиста любой области с его профессиональным самосознанием [6, 8]. А.К. Маркова определяет профессиональное самосознание как комплекс представлений человека о себе как профессионала, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как специалисту [5].

С.В. Васьковская трактует профессиональное самосознание как особый феномен человеческой психики, который обуславливает саморегуляцию деятельности в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности [4].

Е.В. Прокопьевой предложена классификация профессиональных Я-концепций, как важной и существенной части профессионального сознания, построенного на основании разных вариантов соотношения профессиональной и общей Я-концепций личности: 1) человек «шире» своей профессии, его профессиональная Я-концепция приближается к общей Я-концепции, 2) человек «равняется» своей профессии, его общая Я-концепция сужена к профессиональной Я-концепций, 3) человек «уже» своей профессии, в его общей и профессиональной Я-концепциях представленные лишь отдельные стороны профессии [4].

Одним из важных механизмов формирования эффективной профессиональной деятельности есть профессиональная идентификация работника. Под психологической идентификацией понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого им в качестве «образца». При таком подходе поведение «образца» служит стимулом выбора профессиональной поведенческой реакции субъекта. В проблеме идентификации, как подчеркивает Г.Г. Андреева, важен не тот факт, к какой социальной (или профессиональной)     группе     принадлежит     человек,     но    с    какой    группой он отождествляет себя, или стремится отождествлять [1].

А.К. Маркова, в рамках психологии профессионализма, выстраивает модель становления профессионала, в которой профессиональное становление рассматривает в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии с развитием личности («процессом социализации») [1, 5]. С ее точки зрения профессионалом считается человек, «который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения, и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, придерживаясь профессиональной этики и профессиональных ценностных ориентаций; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится сделать творческий взнос в профессию, который оказывает содействие повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества».

Широко используется описание разных аспектов профессиональной деятельности, которое базируется на профессиографическом подходе [3, 6]. Профессиография охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности: социально-экономические, технические, технологические, правовые, гигиеничные, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Результатом профессиографического описания является составление профессиограммы, как совокупности научно обоснованных норм и требований со стороны профессии к качествам личности специалиста, позволяющие ему эффективно исполнять профессиональные обязанности, получать необходимый для общества продукт, и вместе с тем создающие условия для развития личности самого работника. В целом, профессиограмма – это обобщенная эталонная модель успешного специалиста.

Профессиограмма и психограмма (как ее составляющая), в своем единстве образовывают профессиональный портрет работника, который представляет собой набор характеристик, которыми должен владеть специалист в области своей профессиональной деятельности, чтобы наиболее успешно исполнять свои обязанности. Профессиональный портрет учитывает особенности индивидуального опыта и индивидуально-психологические свойства личности работника. С этой точки зрения профессиональный портрет отражает наличие индивидуальных способностей относительно решения профессиональных задач на высоком уровне.

Построение профессионального портрета специалиста используется как в профотборе, так и в составлении служебных резюме и рекомендаций. В отличие от обычных  формальных  производственных   отписок,   психологически   обоснованная характеристика – профессиональный портрет – может стать надежным основанием для адекватной оценки личности специалиста.

В последнее время становится ведущим компетентностный подход к изучению профессиональной деятельности. Компетенция рассматривается как набор взаимозависимых навыков, способностей и технологий работы, который дает возможность работнику решать широкий круг профессиональных задач, достигать новых целей, недосягаемых для большинства специалистов его профиля. Наличие ключевых компетенций выводит работника на первые профессиональные позиции, становится сильным конкурентным преимуществом в современных условиях.

Список использованных источников:

  1. Абрамов Р. Н. Социологический анализ становления профессии. — М.: КомКнига, 2005. — 232 с.
  2. Васильченко В.С. Ринок праці: теоретичні основи і державна практика: посібник.- К.; МАУП, 2000. – 560 с.
  3. Деркач, А.А. Технология эффективной профессиональной деятельности [Текст] / А.А. Деркач. – М., 2007. – 398 с.
  4. Елдышова О.А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления. //Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 101–102.
  5. Маркова А. К. Психология профессионала. – М. Ун-т, 1996. – 381с.
  6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М. : МОДЭК, 2002. – 400 с.
  7. Психологія праці та професійної підготовки особистості / За ред. П.С. Перепелиці, В.В. Рибалки. – Хмельницький : ТУП, 2001.– 330 с.
  8. Погрібна В.Л. Соціологія професіоналізму. Монографія. — ТОВ «Центр учбової літератури», 2009 — 334 с.
  9. Титаренко А.В. Оцінка психологічного забезпечення професійної підготовки курсантів до діяльності пожежно-рятувальних підрозділів МНС // Вісник ХНУ ім. В.Н. Каразіна. Серія Психологія. – Харків, 2009. – Випуск 41, № 842. – 399с. – С.334-339.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *