Личностно-ориентированный подход к воспитанию студентов через творчество

УДК 377.5

Василий Викторович Штыков

преподаватель специальных дисциплин

ГПОУ «Енакиевский металлургический техникум»

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация. В статье рассматривает личностно-ориентированный подход в рамках содействия к становлению студента как личности,  его индивидуальности, духовности. Показано, что профессиональное воспитание студентов многогранная, масштабна и сложная проблем,решая  которую, преподаватель всегда стоит перед важной задачей – подготовить квалифицированного конкурентоспособного специалиста. Определено, что смысл профессионального воспитания заключается в создании условий для личностного роста студента, развития и совершенствования личности в постоянном творческом обновлении.

Ключевые  слова: личностно-ориентированный подход; коллектив, воспитание; интерес; успех.

Создание условий для полноценного проявления и соответственного развития личностных функций субъектов образовательного процесса способствует личностно – ориентированный подход. Данный подход, как направление деятельности преподавателя, – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым студентом в коллективе. Он предполагает помощь преподавателю и студенту в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии их возможностей, в становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения [7; 10, с. 250–254; 12, с. 60–64].

Практические исследования показали главное отличие личностно-ориентированного подхода от традиционного подхода. Использование в педагогической деятельности того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей студента. Однако, если при применении личностно – ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности обучающегося, то при использовании традиционного подхода реализуется другая целевая установка – освоение студентами социального опыта, то есть каких – то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым студентом. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в студенте ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях обучающегося.

Исходя из данного утверждения, можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании студентов среднего профессионального образования.

При воспитании студентов необходимо учитывать следующие принципы личностно-ориентированного подхода:

– принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление студента к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;

– принцип индивидуальности: каждый член ученического  коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;

– принцип субъектности: следует помочь студенту стать подлинным субъектом жизнедеятельности  в  группе, техникуме, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;

– принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы студент жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в группе, техникуме;

– принцип творчества и успеха: благодаря творчеству студент выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;

– принцип доверия и поддержки: вера в студента, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

Ведущим в организации учебно — воспитательного процесса является личностный подход. Отличие от индивидуального подхода в требовании знания структуры личности и ее элементов, их связи, как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в учебное заведение приходят не просто студенты, а студенты — личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать куратору в своей работе, а особенно  это  актуально  для  студентов  из  групп  так называемой «группы риска» [2; 3; 4].

В последние годы контингент поступающих в средние профессиональные учебные заведения достаточно сложный. Социальные и экономические проблемы коснулись и системы профессионального образования.

За немалый педагогический стаж в качестве куратора, хочется поделиться опытом работы с одной из своих групп. Контингент был разный: и сироты, и дети из неполных и неблагополучных семей. Учитывая при первой встрече, что пока нет коллектива, а большой процент студентов можно отнести к так называемой «группе риска», я понимал, что предстоит огромная работа не только по обучению, но и сохранению контингента.

На основе опыта  воспитательной работы по социально-педагогической поддержке студентов «группы риска» я решил строить  воспитание на следующих принципах:

– принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

– принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

– принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам внутреннего распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинства других);

– принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия);

– принцип диалога (уравнивание позиций педагога и студента, помогает достичь доверительных отношений. Студент инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

– принцип педагогической поддержки (студент не должен чувствовать себя не любимым, даже если он плохо учится, он должен видеть в педагоге преподавателя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

– принцип стимулирования самовоспитания (каждый студент должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности);

– принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в учебном заведении должны соприкасаться с реальными делами города);

– принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены общей цели).

Необходимо отметить, что концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержке студентов «группы риска» предполагает следующие функции:

– развивающую, направленную на изменение мотивации студентов «группы риска» к учебной деятельности. Развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

– развлекательную, создающую благоприятную атмосферу на уроке, превращающую его из скучного занятия в увлекательное путешествие;

– интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства;

– защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания;

– корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения студента с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

Современная  система  профессионального  образования  и   воспитания призвана достичь следующие цели – не только повысить уровень подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, но и создать условия для личностного роста студентов, выявить и развить положительные качества и творческие способности студентов [1; 6, с. 263–268]. Исходя из этих целей, и  организуется работа с группой с первых дней знакомства.

При осуществлении психолого-педагогического сопровождения подобраны различные методики исследования личностных особенностей студентов групп нового набора, для выявления основных трудностей и оказания своевременной помощи, которые позволяют выявить динамику основных личностных и коммуникативных характеристик студентов, а также изменения в психологическом климате студенческой группы. В центр этой огромной работы мы, совместно с преподавателями специальных дисциплин, ставим творческую заинтересованность студентов.

При анализе выше перечисленных принципов работы со студентами «группы риска», можно увидеть, как прекрасно они сочетаются с творческой деятельностью студента и преподавателя.

Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к своей профессии: выработка «поискового навыка», вскрытие причин и следствий несовершенства техники и технологии на производстве, возбуждение и поддержание не успокоенности от достигнутого результата. Цель обучения студентов основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности.

Одним из важнейших мотивов обучения  является интерес успеха. Под его влиянием развивается активность, совершенствуется память, обостряется воображение, восприятие, повышается внимание, сосредоточенность. Все это складывается в результате раскрытия связи учебного материала с содержанием профессиональной деятельности. Учитывая, что специальность моей группы «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», то интерес этот можно поддерживать через техническое творчество. И в этом неоценима роль мастерской техникума. Проанализировав контингент студентов своей группы, я решил привлечь всех студентов к работе в мастерской. Расчет был сделан на то, что мои студенты, активно занимаясь интересным делом, смогут развить свои профессиональные компетенции и сплотиться в дружный коллектив. Что привлекает студентов к работе в кружках технического творчества? Можно назвать главные составляющие – учет возрастных особенностей студентов,    уровня    их    развития    и    мышления,    общего    уровня    теоретической и практической подготовки.

При занятии техническим творчеством, очень хорошо, когда имеется солидная база, но это, как оказалось, не самое главное для ребят. Для них важен результат своей деятельности, и не так важно, в насколько совершенной мастерской это сделано. Самое главное – это конечный продукт, видимый результат своей деятельности, что вызывает не поддельный интерес и психологическое самоудовлетворение [5, c. 252–256; 9].

Когда сравниваешь качество обучения старших курсов относительно первого года обучения, можно увидеть рост качества знаний. Это в первую очередь связано с тем, что для них специальность становится ближе, понятнее, а в этом заслуга их совместной с преподавателем творческой деятельности. В ходе такой деятельности у студентов появляется интерес к переосмыслению изучаемых дисциплин, появляется возможность на научной основе проверять собственные находки и наблюдения, постепенно формируется чувство самоуважения и уверенности в себе. Для формирования жизненных позиций, необходима  совместная творческая деятельность, которая помогает студентам найти правильные установки [13, c. 14–18; 14, c. 5–21].

Творчество – это процесс, в результате которого должен быть, создан продукт. Для студентов творческая деятельность – это первая проба своих способностей. С большим энтузиазмом работают студенты – «середнячки», те студенты, которые в свое время в школе могли занятия не посещать  неделями! Например, когда такие студенты были на 4 курсе, они посвятили свои каникулы созданию конкурсной творческой работы «Макет привода транспортера». Надо было видеть их глаза, когда они делились своими впечатлениями от работы с однокурсниками, ведь творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

Участие в традиционном конкурсе профессионального мастерства (лучший по профессии) следующий этап творческой работы. К участию в конкурсе старались привлечь таких студентов, для которых оказанное доверие является стимулом для дальнейшего творческого развития. Цель, которую мы ставим перед собой – это привитие интереса и любви к избранной профессии, формирование социально-адаптированной личности студента, формирование современного специалиста, как будущего лидера руководителя, обладающего мастерством и этикой делового общения [15, с. 125–127; 16].

Умение творчески мыслить, привитое при творческой деятельности создает ситуацию успеха, это позволяет чувствовать себя готовым выходить на более высокий уровень мастерства.

Конечный уровень творческой работы заключается в выполнении дипломного проекта под руководством преподавателя. На основе творческих работ формируется сам дипломный проект или специальный вопрос проекта. Надо отметить, что идеи тем выпускных квалификационных работ теперь исходили уже от самих студентов. Им нравилось работать вместе, сложился коллектив единомышленников. Так как данная специальность подразумевает отличное знание  по ремонту и монтажу оборудования, появилась идея сформировать макет. Выполнение макета было взято как тема дипломного проектирования. Для выполнения макета были использованы токарный, сверлильный, точильный станки, и другой материал. Разработка макета велась с огромным желанием, скрупулезностью, точностью. Здесь опять хочется обратить внимание на то, что именно творческая заинтересованность ребят, умение работать в коллективе помогла им выполнить эту серьезную работу. А у меня как у куратора не было проблем с соблюдением графика выполнения дипломных проектов. Творческая работа дисциплинирует.

На занятиях  технического кружка  при изучении учебных дисциплин, развивается творческое мышление, развивается умение в конструировании и изобретательности, положительно влияет на формирование чувства чести и профессиональной гордости [5, c. 252–256; 8; 11, c. 53–57].

В качестве выводов, необходимо заметить, что к нам приходят ученики со школ с разным уровнем знаний и воспитания. Это зависит от разных подходов к личности, когда  проигнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, сделан педагогический просчет, допущена педагогическая ошибка.

Отсюда, насущная задача педагогов в профессиональном образовании состоит в том, чтобы не допустить подавления, индифферентности (равнодушия друг к другу), формальности отношений, поэтому сегодня необходимо привлекать, завлекать студентов к творческой деятельности, заставить их активно мыслить заняться интересным делом и обязательно с положительным результатом.

Именно на этих ценностях  основано личностно-ориентированное воспитание как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры, истории.

Список используемых источников

  1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса»: Мн., 1990.
  2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1997.- №4.
  3. Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1995.- №4.
  4. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 1996.- №5.
  5. Бурлаков А.В. Психологическое сопровождение личностного и профессионального роста педагога // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. – Кемерово, 1996. — С. 252-256.
  6. Вавилова Л.Н. Личностная ориентация в повышении квалификации: анализ первого опыта // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. – Кемерово, 1996. — С. 263-268.
  7. Грибоедова Т.П. Личностно-ориентированный подход в системе повышения квалификации // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. – Кемерово, 1996. — С. 259-261.
  8. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.
  9. Гусинский Э.Н. Образование личности. — М.: Интерпракс, 1994.
  10. Давыдова Е.С. Проблема перехода на личностно-ориентированную подготовку специалистов // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: Материалы Всерос. НПК, 18-19 декабря 1996г. – Кемерово, 1996. — С. 250-252.
  11. Жук Л. Личностно – ориентировочный урок: технология проведения и оцеки// Директор школы. №2.2006.- с. 53 –57.
  12. Кураченко З.В. Личностно – ориентированный подход в системе обучения //Начальная школа. №4. 2004. –с.60 – 64.
  13. Лежнева Н.В. Урок в личностно – ориентировочном обучении// Завуч. начальной школы. №1 2002. – с.14 — 18
  14. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
  15. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.
  16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *