Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов

УДК 371.124:377

Надежда Константиновна Шишкина,

преподаватель

ГПОУ «Енакиевский политехнический техникум»

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Приводятся главные направления совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования, виды деловых игр, использованных на занятиях строительных дисциплин и  результаты анализа.

Ключевые слова: главные черты выпускника образовательного учреждения; главные направления совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования; виды деловых игр; преимущества использования деловых игр; результаты анализа применения деловых игр.

 На современном этапе развития образования существуют различные методики и технологии, применяемые в образовательном процессе. Знание этих технологий и методик, умение пользоваться обучением в своей трудовой деятельности, это показатель современной, прогрессивной квалификации преподавателя, как представителя наук.

Современный педагог, чтобы качественно и в полном объёме донести знания до своих студентов, должен идти в ногу со временем, использовать современные технологии, самообучаться, давать студенту на занятии больше свободы и самостоятельности, тем самым развивая в нём личность, подготавливая будущего специалиста к самостоятельной жизни в огромном мире различных технологий и информаций.

Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении специальных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Одним из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов. Такой вид обучения, в наибольшей степени активизируют познавательную деятельность студентов, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствуют в их реализации.

Деловая игра, это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей. «Сегодня деловую игру можно рассматривать как новую область деятельности и научно-технического знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач» [2, с. 85].

В деловой игре отражаются реальные взаимосвязи, на самом деле фигурирующие в системе управления, те ситуации, которые имели место в прошлом, наблюдаются сейчас или могут образоваться в будущем. «Правила управленческой игры не придумываются, а являются результатом глубокого анализа функционирования реальных объектов» [9, с. 16].

Ситуации, возникающие в деловой игре, зачастую непредсказуемы, любое принимаемое решение основано на собственной трактовке происходящего, предшествующих решениях и коррективах, вызванных участием и действиями играющих. Хорошая деловая игра отличается самообучением и самоорганизацией – признаками саморегулирования, в  ней  нет  никакого  навязывания  извне.  В  игре

воспроизводится не материально-техническая, а информационно-процедурная сторона реального процесса хозяйствования. Любая деловая игра имеет информационную структуру, на которую опирается процесс принятия решений.

Деловая игра – один из видов педагогических игр, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. Игра способствует повышению знаний выпускников, развивает интерес к дисциплине, исследовательские и творческие навыки, позволяет сформировать у студента как общие, так и профессиональные компетенции Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели.

В учебных заведениях можно использовать различные виды деловых игр как средство, помогающее сделать занятие более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия студентов, они обучаются, даже не подозревая об этом [1, с. 98–101].

В своей практике я использовала различные виды деловых игр, а именно:

ролевую игру — при проведении лабораторной работы по определению марки цементно-песчаного раствора по подвижности (дисциплина «Строительное материаловедение»). Действо происходило на бетонно-растворном узле (БРУ). Вначале игры студенты ознакомились с порядком проведения игры и со своими должностными инструкциями.  Игра состояла из таких этапов, как: проверка качества подготовленных материалов, изготовление строительного раствора и лабораторные исследования выпущенной продукции.   Каждый студент «играл» свою роль: начальника и мастера БРУ, инженера по контролю качества,  инженера по ТБ, лаборантов и рабочих. В процессе игры студенты не только выполняли поставленные задачи, но и систематизировали, обобщали и производили анализ полученных результатов.

Ролевая игра, это средство развития творческого профессионального мышления, в ходе ее студент приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Ролевая игра имитирует вполне конкретные условия производства, деятельность и отношения работающих (специалистов). Выполнение участниками игровых правил и следование профессиональным нормам – необходимая предпосылка индивидуальных и совместно принимаемых решений в рамках отведенной каждому   роли.   Участники   создают,   разыгрывают   и   разрешают проблемные ситуации, общаясь друг с другом;

имитационную игру – при закрепление нового материала по теме «Ручной инструмент» (дисциплина «Механизмы и станки для проведения работ»). Для замещения вакантных мест слесарей-сантехников III, IV и V разрядов, студентам необходимо было выполнить поставленные перед ними задачи. Они имитировали работу слесаря-сантехника: выполняли нарезку резьбы на металлических трубах, отрезали трубы с помощью трубореза и ножовки, производили замеры штангенциркулем, кронциркулем и нутромеромером. Качество выполненной работы оценивали члены конкурсной комиссии (преподаватели-специалисты) по пятибалльной шкале, согласно которой устанавливался квалификационный разряд: «5» баллов – V разряд; «4» баллы – ІV разряд; «3» баллы – ІІІ разряд. Конкурсантов зачисляли в штат, а разряд устанавливался на основании заработанных баллов.

Имитационная игра лучше всего воспроизводит образ рассматриваемой ситуации, поэтому творческая деятельность участников игры состоит в отыскании в процессе ее проведения проблемы и способов ее решения;

дидактические игры – при актуализации опорных знаний. Это дидактическое лото и ребусы, «Знатоки» и «Конструкторская мозаика», «Светофор» и «Шкала уровня знаний».

Указанные выше виды деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности [7].

В общем виде образовательный ресурс деловых игр позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта; дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем. В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании  целостного  образа профессиональной  ситуации»  [3,с. 129].   Игровые

технологии позволяют формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике» [3, с. 142]; позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т. п.) Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Применение на занятиях метода «деловая игра» дает свой положительный результат: студенты более активно и с наивысшим интересом принимают участие во всех конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и викторинах, и, что не менее важно, проявляют повышенный интерес к своей будущей профессии [4].

Таким образом, игровые методы обучение позволяют преподавателю:

– развивать у студентов коммуникативные умения и навыки;

– приучать работать в команде;

– обеспечивать студентов необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность;

– вести грамотный диалог (диспут) преподаватель – студент;

– благодаря смене форм деятельности, способствовать снятию нервной нагрузки студента, располагают его к диалогу и действию [5, c. 61–77]

Интерактивность в обучении легко объяснить такой словесной конструкцией, сформулированной опытом педагогов и психологов в античные времена:

– то, что я слышу – я забываю;

– то, что я вижу и слышу –  я немного помню;

– то, что я слышу, вижу и обсуждаю –  я начинаю понимать;

Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю – я приобретаю привычки;

Когда я передаю знание другим — я становлюсь мастером [8].

Результаты анализа применения элементов деловых игр на занятиях строительных дисциплин: лекция – 5 % усвоение, чтение – 10 % усвоение, видео-, аудио-материалы – 20 % усвоение, демонстрация – 30 % усвоение, дискуссионные группы – 50 % усвоение, практика через действие – 70 % усвоение.

Выводы: данный вид обучения совершенствует учебно-воспитательный процесс и способствует повышению уровня подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Список  использованной литературы

  1. Алёшина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов // Молодой ученый. — 2014. — №4. — с. 98-101.
  2. Арутюнов Ю. С. Методологические  вопросы  деловых  игр//Применение активных методов обучения: Тез. докл. научн. — техн. школы-семинара. — Л., 1987. — с. 85.
  3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]: метод. Пособие / А. А. Вербицкий. — М.: Высш. шк., 1991.- С.129;142.
  4. Габрусевич С. А. От деловой игры — к профессиональному творчеству [Текст]: учеб. метод. пособие / С. А. Габрусевич, Г. А. Зорин. — Мн.: Университетское, 1989.- 125 с.
  5. Гинзбург Я. С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование [Текст]: Методология и практика. Я. С. Гинзбург, Н.М. Коряк.- Новосибирск: Наука, 1987. — с. 61-77.
  6. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник [Текст] /- М.: Профиздат, 1991. -156 с.
  7. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.– М.: Высш. шк., 1991.- 176 с.
  8. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр [Текст]: учеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений / Е. А. Хруцкий.- М.: Высш. шк., 1991.- 320 с.
  9. Игровые занятия в строительном вузе / Под ред. Литвиненко Е. А., Рыбальского В. И. — Киев, 1985. — с. 16.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *