Актуальные направления в подготовке инженерно-технических кадров для угольной промышленности

УДК 377.3:622

Валентин Викторович Шейн,

преподаватель, специалист высшей категории

ГПОУ «Торезский горный техникум им А.Ф. Засядько»

 

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация В статье проанализирована текущая ситуация с обеспечением предприятий угольной и горнорудной промышленности квалифицированными кадрами. Поднята проблема модернизации подготовки специалистов среднего звена по специальностям 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» и 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (горная промышленность)».

Ключевые слова: инженерно-технические кадры; угольная промышленность; горнорудная промышленность; горный мастер; механик участка; творчество в профессиональной деятельности.

Последние годы характеризуются возрастающей ролью угля в мире. Достаточно сказать, что, по мнению экспертов Всемирного Института Угля, в следующие 25 лет уголь будет важной силой мировой экономики. При этом спрос на уголь возрастет, как минимум, на 50 %. Уголь является важным источником энергии многих стран. По мнению европейских экспертов, мировой рынок электроэнергетики находится на пороге перехода с газа на уголь, как наиболее предпочтительного для электростанций вида топлива [3].

Главной производительной силой, которая может выполнить эту задачу, являются высококвалифицированные кадры науки и инженерно-технической сферы, а также рабочие, способные гибко адаптироваться к постоянно меняющимся технологиям. Поэтому задача передовых горнодобывающих стран, коммерческих компаний заключается в создании условий для достижения персоналом высокого образовательного уровня на основе эффективной и постоянно действующей системы его подготовки и переподготовки [2, 4].

Проблема подготовки кадров для предприятий угольной промышленности характеризуется большой сложностью и многоаспектностью. Руководители предприятий Донецкой Народной Республики, занимающиеся сегодня восстанавлением и модернизацией производства, заявляют о нехватке не только квалифицированной рабочей  силы,  но и грамотных инженерно-технических работников. Поэтому  основная цель данной статьи – это привлечение внимания к обозначенной проблеме и рассмотрение основных путей ее решения.

Торезский горный техникум им. А.Ф. Засядько, в котором автор статьи работает преподавателем дисциплин «Горные машины и комплексы» и «Монтаж и ремонт горного оборудования», – образовательное учреждение с большой историей. Техникум основан в 1940 году. За годы работы приобретен богатый опыт подготовки высококвалифицированных специалистов. Материально-техническая база техникума состоит из учебных кабинетов, лабораторий, горного учебного полигона, компьютерных классов, мастерских, библиотеки, читального зала, общежития, спортивных залов, спортивного городка. Это обеспечивает качественную подготовку будущих специалистов. Отдельно следует отметить учебный горный полигон с лабораторией горных машин и учебной шахтой. Долгое время он считался одним из лучших учебных полигонов в Советском Союзе среди горных техникумов. За 75 лет упорного труда техникум выпустил тысячи горных специалистов – это горные мастера, механики, директора шахт, работники науки. Сложился высококвалифицированный коллектив преподавателей.

Итак, накопленный опыт (как личный опыт автора, так и опыт техникума) дает возможность проанализировать ситуацию с подготовкой специалистов в системе профессионального образования и соотнести результаты такого анализа с актуальными требованиями угольной отрасли.

Даже общий, поверхностный анализ показывает, что действующие учебные программы больше ориентированы на подготовку высококвалифицированного технолога угольной отрасли. Много внимания и учебного времени отдано теоретической подготовке, изучению в рамках отдельных дисциплин устройства и работы технологического оборудования, и очень мало времени уделено вопросам организации эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, т.е. тем вопросам, которые больше всего интересуют потенциального работодателя.

В связи с этим, следует рассмотреть проблему содержания профессионального обучения. В учебном программах мало внимания уделено практической деятельности механика, горного мастера, организациии его работы, повседневной деятельности. В учебниках, как в новых, так и в изданных ранее, рассмотрены вопросы по устройству оборудования, многочисленные технологические расчеты. Выпускник приходит на производство и должен сразу приступить к исполнению своих обязанностей руководителя:  механика   участка,   горного   мастера.   Технологи,   безусловно,   очень необходимы, но предприятиям нужны, в первую очередь, горные мастера и механики участков. Именно об этом и говорят на предприятиях специалисты, именно в этом, в большей степени, проявляется неподготовленность выпускников к возможности занять рабочее место согласно образованию и квалификации.

Обучение горного механика продолжается три с половиной года. При этом он хорошо знаком с характеристиками оборудования, его устройством и номенклатурой, режимами работы. К третьему году обучения студент изучает машины и электрооборудование, применяюшееся в подземных условиях. Обучение приравнивается к уровню обычного слесаря. В программе «Горные машины и комплексы» (учебный план составлен в соответствии с требованиями ГОС СПО [1]) при изучении горных машин и их деталей рассматривается только устройство и технология работы. На лабораторно-практических занятиях изучаются машины, детали. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении программ «Рудничный транспорт», «Горная электротехника» и др. По такой же схеме составлены учебники по этим дисциплинам.

Профессиональное образование в течение многих десятилетий строилось в расчете на решение тех задач, которые стояли перед плановой экономикой и советским обществом. На государственных предприятиях реализовывалась программа внедрения молодого специалиста в профессию. По этой причине система профессионального образования передавала часть учебного процесса непосредственно на предприятия, а именно, процесс подготовки руководителя производственного участка.

Сегодня же предприятия работают в условиях рыночной экономики и им нужны полностью подготовленные специалисты (не следует забывать, что значительное число предприятий находится в частной собственности), поэтому доучивать выпускника никто не будет.

В качестве инструмента по адаптации студента к реальным условиям может рассматриваться производственная практика. Такая практика, безусловно, важна, т.к. студент знакомится с предприятием, технологическими процессами Но практику он проходит в качестве ученика рабочего и не более, а система профессионального образования должна подготовить руководителей отдельных участков производства. Предприятиям-заказчикам, нужны руководители, которые обладают высокоэффективной базой теоретических знаний (это могут обеспечить сегодняшние программы) однако крайне необходимо добавить знания по управлению  производством с учетом современных требований.

Вся работа, связанная с работой механика, ремонтом техники перенесена на дисциплину «Монтаж, ремонт горного оборудования» (один семестр). Возникают проблемы в организации учебного процесса. Так, преподаватель, который работает в одной конкретной аудитории, не может эффективно обучасть студентов основам ремонта различного оборудования которое находится в других корпусах образовательного учреждения. Приходится ограничиваться обучением при помощи иллюстраций, плакатов.

Необходимо вложить в каждую программу по техническим дисциплинам рассмотрение тем, связанных с практической эксплуатацией и ремонтом оборудования. Особенно следует обратить внимание на последовательность действий подготавливаемого нами руководителя производственного участка, на процесс ведения документации. Проводить лабораторно практические занятия по ремонту и эксплуатации необходимо, в обязательном порядке, на оборудовании лаборатории. Так, например, по дисциплине «Рудничный транспорт» после освоения раздела «Конвейеры» следует на реальном конвейере в лаборатории провести отдельную лабораторную работу по его ремонту и последовательности выполнения работ по эксплуатации, в лаборатории «Горных машин» провести лабораторные работы по ремонту добывающего комбайна или механизированной крепи, в лаборатории «Горной электротехники» – профилактическую работу с электрооборудованием. Таким образом мы подготовим специалиста – руководителя слесарно-ремонтных работ и работ по эксплуатации оборудования.

Дисциплина «Монтаж и ремонт горного оборудования» должна готвить руководителя энергомеханической службы производственного участка. Здесь необходимы знания, связанные со структурой энергомеханической службы, понимание поставленных перед ней задач. Студенту нужно знать не только технологию ремонта но и организацию работ по проведению технического обслуживания и ремонта оборудования. В программе дисциплины необходимо предусмотреть материал, который поможет выпускнику:

1) организовать правильное распределение электрослесарей в период проведения контроля технического состояния, обслуживания и ремонта оборудования участка;

2) составлять месячные графики планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования участка;

3) контролировать ежедневное выполнение графиков ППР;

4) обеспечивать оборудование, машины и механизмы участка запасными частями, материалами и инструментами;

5) выполнять ведение технической документации;

6) контролировать качество поступающего и состояние резервного оборудования;

7) прогнозировать техническое состояние машин и отдельных узлов;

8) контролировать правильность хранения материалов, запасных частей и инструмента на рабочем месте электрослесаря.

Именно этому профессиональные образовательные учреждения должны обучить выпускника: горного электромеханика, горного мастера. Необходимо при подготовке учебных программ за основу принимать обязанности будущего специалиста, требования предъявляемые к его должности руководителя.

Следующим важным фактором, который необходимо отразить в учебных программах, является ориентация на творчество в профессиональной деятельности. При подготовке специалиста горной отрасли к профессиональной деятельности следует учитывать особенности того типа работы, к которой мы готовим его. Разные профессии и разные условия деятельности, представляют собой неравные возможности для творчества. Творчество – это исключительное состояние художественной, научной и изобретательской деятельности. Любая профессиональная деятельность включает момент творчества, и ответ на вопрос «Быть или не быть профессии творческой?» зависит от самой личности специалиста. Формирование творческих профессионально-личностных качеств связано с раскрытием потенциальных возможностей и способностей каждого человека.

Массовым типом мышления и деятельности выпускника горных образовательных учреждений должно становится не усвоение готовых научно-практических знаний, а его творческая деятельность по конструированию новых знаний. Будущего специалиста в процессе обучения необходимо научить анализировать свою профессиональную деятельность. При подаче материала следует к теоретической базе материала добавлять производственные ситуации, связанные с эксплуатацией оборудования, ставить перед студентом сложные вопросы, при работе над которыми необходимо проявить творческий стиль мышления, проанализировать ситуацию и выдать решение проблемы. Для этого нужно использовать реальные производственные ситуации. Эта работа должна проводиться при закреплении материала, при проведении лабораторно-практических занятий и, в особенности, при проведении       семинарских       занятий,       где       студенту       при       подготовке реферата  предоставляется  большой  простор  для творчества. В соответствии с этим, необходимо развивать индивидуальные качества студента, которые характеризуют личность как творческую, способную к инновационному стилю мышления, готовую к постоянному поиску нестандартных способов осуществления профессиональной деятельности.

Можно сделать вывод, что профессиональная подготовка в образовательных учреждениях должна сочетать в себе развитие необходимых знаний и умений, навыков, воспитание личностных качеств, развитие интеллекта и физических качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего специалиста. Новой научно-познавательной работе должен соответствовать и новый тип обучения, ориентированный непосредственно на подготовку студента к эффективной профессиональной деятельности, основанной на формировании надежности в действиях.

Согласно указанным обстоятельствам, меняется цель обучения – основной элемент дидактической системы. Цель обучения приобретает особые установки и ориентиры: формирование активной творческой личности, способной к саморазвитию в процессе обучения, и, как результирующий ориентир, формирование профессиональной надежности действий будущего специалиста угольной промышленности.

Для обеспечения наибольшей эффективности профессиональной подготовки кадров угольной промышленности необходимо обеспечить регулярный мониторинг, проводить анализ потребности в специалистах и, в зависимости от потребности, соответствующим образом корректировать программы профессиональной подготовки кадров. Важное значение имеет также всестороннее информирование всех лиц, заинтересованных в подготовке квалифицированного специалиста, путем размещения профессиональной информации в сети Интернет, в СМИ, проведения конференций, тематических семинаров, выставок.

Список использованных источников

  1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (горная промышленность)» [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики   от   24.08.2015 г.   №   418. – Режим   доступа: http://mondnr.ru/component/jdownloads/send/19-standarty-spetsialnostej/1027-gos-13-02-11-tekhnicheskaya-ekspluatatsiya-i-obsluzhivanie-elektricheskogo-i-elektromekhanicheskogo-oborudovaniya-po-otraslyam.
  2. Зайцев, С. П. Направления совершенствования системы кадрового обеспечения предприятий горнопромышленного комплекса экономики России [Текст] : С. П. Зайцев [и др.]  // Научный вестник МГГУ. –  2012. – № 3 (24). – C. 134-139.
  3. Корчак, А. В. Привлечение молодежи в угольную промышленность на основе эффективного взаимодействия государства, работодателей и профильных учреждений профессионального образования [Текст] / А. В. Корчак, И. В. Петров // Сборник докладов 3-ей Всероссийской конференции «Профессиональные кадры России ХХ1 века: опыт, проблемы, перспективы развития» (ноябрь 2011). – М., 2011. – С. 106-112.
  4. Петров, И. В. Проблемы кадрового обеспечения угольной промышленности [Текст] / И. В. Петров // Труды Международной научно-практической конференции «Горнометаллургический комплекс Казахстана: проблемы и перспективы инновационного развития». –  Караганда:  Изд-во Кар ГТУ,  2011. – С.70-74.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *