Инновационные педагогические технологии в учебном процессе

УДК 378.046.4

Татьяна Николаевна Тычинская,

методист учебного отдела высшего учебного заведения

 «Республиканский институт последипломного образования

инженерно-педагогических работников

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению понятий инновационных и педагогических технологий, актуальности их внедрения в педагогический процесс. Определены требования к педагогическим технологиям; структура инновационных технологий; основные направления внедрения инновационных технологий.

Ключевые слова: инновация; технология; педагогические технологии; педагог; инновационные технологии. 

С развитием цивилизации (продуцированием новых знаний, созданием новых технологий, систем коммуникаций) постоянно обновляются требования к качеству образования, одним из важнейших средств обеспечения которой является инновационность образовательного поиска.

На современном этапе развития цивилизации особую роль играет инновационный потенциал общества, потребность в людях, способных системно и конструктивно мыслить, быстро находить нужную информацию, принимать адекватные решения, создавать принципиально новые идеи в различных областях знания. А это, в свою очередь, формирует социальный заказ на новые подходы в системе образования, новое педагогическое мышление, новое отношение педагога к своей деятельности, результатом которой должно быть воспитание «инновационного человека». Для этого в образовательной сфере должен царить дух творчества, постоянного поиска, которые являются живительной средой для новых идей, поисков, достижений.

Теоретические основы инновационной деятельности педагога освещены в исследованиях Д.В. Алфимова, И.Д. Беха, Г.П. Васяновича, А.П. Вирковского, И.М. Дичкивской, В.А. Сластёнина и др. Вопросы профессиональной подготовки педагога к инновационной деятельности рассматриваются в работах А.Н. Коберника, К.В. Макогона, Е.Н. Пехоты и др.

В начале XXI века во многих странах мира произошли реформы в системе образования. Современная концепция образовательных учреждений обусловливает необходимость    коренного    переосмысления   образовательных   задач,   актуализации содержания обучения, создание проектно-жизненного пространства, технологий становления индивидуальности обучающегося как субъекта и проектировщика жизни, направленного на развитие конкурентоспособной, компетентной личности, которая творчески подходит к решению проблем, стремится изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.

Поскольку, главными фигурантами в учебно-воспитательном процессе являются студент и преподаватель, которые должны творчески работать, учиться, самосовершенствоваться, последние должны работать над выработкой и совершенствованием методов обучения и воспитания, активного использования инновационных технологий. На данный момент основной задачей преподавателя является создание условий для формирования творческой компетентной личности, которая будет способна реализовать свой потенциал в обществе. Поэтому актуальным является переход к личностно-ориентированному обучению и воспитанию, внедрению новых, более эффективных педагогических технологий, интерактивных методов обучения.

Большинство исследователей проблем педагогической инноватики пытаются соотнести понятия «нового» в педагогике с такими характеристиками, как «полезное», «прогрессивное», «позитивное», «современное», «передовое». Например, В.И. Загвязинский считает, что новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, что позволяет в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задачи воспитания и образования [2, с. 44]. Рассмотрим сущность этих понятий.

В педагогическом лексиконе встречаются понятия «технология» и «педагогические технологии».

Понятие «технология» возникло в мировой педагогике как противопоставление существующему понятию «метод». Достаточно распространенным термин «технология» (технология в образовании) приобрел в 40-х гг. и был связан с развитием научно-технического прогресса и применением новых аудиовизуальных средств обучения. В 60-х гг. данное понятие рассматривалось уже с другой стороны, а именно с точки зрения программного обучения и использования вычислительной техники в обучении.

В     современном     понятии     «технология»  –  это     совокупность      приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [3, с. 19].

В 80-х гг. появляется термин «педагогические технологии». Суть данного понятия, на сегодня, не имеет единого мнения. Например, по мнению В.М. Монахова педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студента и преподавателя [3, с. 17].

В.П. Беспалько определял педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать задачи образования.

По М.В. Кларину педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения образовательных целей [4, с.31-34].

Каждый из данных подходов имеет право на существование, поскольку охватывает различные стороны учебного процесса. Именно поэтому на данный момент существует большое количество педагогических технологий.

Любая педагогическая технология должна отвечать основным методологическим требованиям (критериям технологичности). Синтезируя мнения большинства авторов, изучающих педагогические технологии, к таким требованиям можно отнести:

– концептуальность – каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, содержащую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательной цели;

– системность, а именно педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность;

– возможность управления, которое включает в себя диагностику целого возложения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

– эффективность, то есть современные педагогические технологии должны быть эффективными по результатам и гарантировать достижение определенного стандарта образования;

– воспроизводимость – возможность использования (повторение, воспроизведение) педагогической технологии в других идентичных образовательных учреждениях, другими субъектами;

– визуализация (характерная для отдельных технологий) основана на использовании аудиовизуальной и компьютерной техники, а также конструирование и применение различных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Рассматривая психолого-педагогические инновации как вновь примененные или усовершенствованные технологии, которые существенно изменяют объемы, структуру и качество педагогического процесса, можно выделить такие технологии:

  • развивающее обучение;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • коллективное обучение;
  • модульно-развивающее обучение;
  • жизнетворческое обучение;
  • психологическое управление;
  • адаптивное управление;
  • интеграционное естественнонаучное образование и т.п. [1]

Эти и другие образовательные инновации, представляются своими технологиями, а именно совокупностью форм, методов и средств обучения, воспитания и управления, объединенных единой целью и признаны образовательной общественностью.

Немаловажным является тот факт, что овладение новыми технологиями обучения и воспитания требует, прежде всего, внутренней готовности преподавателя к преобразованию самого себя, преодолению трудностей в процессе внедрения новаций.

В.В. Химинец к основным понятиям инновационных технологий относит: нестандартные уроки; индивидуальную работу; контроль и оценку учебных достижений обучающихся (через контрольные работы, тесты, задачи, рабочие тетради, пр.); кабинетное, групповое и дополнительное обучение; факультативы по выбору обучающихся (углубляют знания); проблемное и модульное обучение; приглашение ученых, деятелей культуры, искусства на уроках; экономизация и экологизация образования; научный эксперимент при изучении нового материала; применение достижений техники; новые подходы к формированию учебных планов [7].

Основными источниками и составными частями инновационных педагогических технологий являются:

  1. Социальные преобразования и новое педагогическое мышление.
  2. Наука (педагогика, психология, социология и т.д.).
  3. Передовой перспективный опыт.
  4. Опыт прошлого, отечественный и зарубежный.
  5. Этнопедагогика (народная педагогика).

Педагогические инновации, используемые педагогами, можно разделить на учебные и воспитательные. Учебные инновации существенно улучшают мотивацию студентов к учебному процессу. Сюда относятся: интегрированное обучение; технологии групповой учебной деятельности; личностно-ориентированное обучение; профильное обучение; информационные технологии обучения; интерактивные технологии ситуационного моделирования и дискуссионных вопросов; проектные технологии.

Что же касается воспитательных инноваций, то под ними понимают те, которые формируют у студентов личностные ценности в контексте с общечеловеческими. Основными являются: национальное и гражданское воспитание духовно-ценностных ориентиров, личностно-ориентированное воспитание.

Главными направлениями внедрения инновационных технологий являются: создание предметно-ориентированной и учебно-информационной среды, которая дает возможность использовать мультимедиа, электронные учебники и т.д.; освоение средств коммуникации (компьютерной сети, телефонной, телевизионной, спутниковой связи для обмена информацией); обучение правилам и навыкам «навигации» в информационном пространстве; развитие дистанционного образования.

На сегодняшний день в педагогической практике преподавателей используются такие формы уроков как: урок-практикум, урок-поиск, урок-дискуссия, урок-путешествие, урок-панорама, урок-зачет и тому подобное. Итак, поскольку педагог является организатором образовательного процесса, то его его основной целью является пробудить и поддержать обучающихся к познанию, что побуждает педагогический коллектив искать пути повышения интереса студентов к обучению, разнообразя его содержание, формы и приемы через использование инноваций.

Для современного общества внедрения инновационных технологий в образование имеет не столько теоретическое, сколько прагматическое значение, поскольку в условиях глобализации оно касается его исторического развития и перспектив, связанных с так называемыми «высокими технологиями».

Обучение с использованием инновационных технологий качественно превышает классическое образование. Оно интегрирует процессы, которые нельзя объединять в рамках классического образования: обучение, трудоустройство, планирование карьеры, непрерывное образование. Однако в настоящее время вопрос внедрения инновационных технологий требует серьезного научно-методического подхода, который обеспечивает работу педагогического коллектива над реализацией научно-методической проблемы.

Список использованных источников

  1. Дичківська І.М. Інноваційні педагогічні технології / І.М. Дичківська. 2-ге вид., доп. – К.: Академвидав, – 2012. – 352 с.
  2. Даниленко Л.І. Теорія і практика інноваційної діяльності в загальній середній школі / Л.І. Даниленко // Управління освітою. – 2001. – № 3. – С. 18-24.
  3. Ігнатенко М. Сучасні освітні технології / М. Ігнатенко // Математика в школе. – 2003. – № 4. – С. 2-6.
  4. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики / В.С. Кукушкин: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2002. – 224 с.– (Педагогическое образование).
  5. Сальникова Т. П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова: учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с
  7. Химинець В.В. Інноваційна освітня діяльність / В.В. Химинець. – Ужгород: Інформаційно-видавничий центр ЗІППО, 2007. – 364 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *