Стратегия развития училища олимпийского резерва как эффективной системы формирования спортивного потенциала Донецкой Народной Республики

УДК 377.111.3 : 796

Андрей Владимирович Тищенко,

заместитель директора по спортивной работе

Донецкого республиканского высшего училища

олимпийского резерва имени С.Бубки

Лина Александровна Настенко,

заместитель директора по учебной работе

Донецкого республиканского высшего училища

олимпийского резерва имени С.Бубки

Лариса Георгиевна Кондратюк,

методист

Донецкого республиканского высшего училища

олимпийского резерва имени С.Бубки

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА КАК ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы в системе подготовки спортивного резерва сборных команд Донецкой Народной Республики на базе Донецкого республиканского высшего училища олимпийского резерва имени Сергея Бубки, сформулированы стратегическая цель развития и основные направления его деятельности.

 Ключевые слова: спортсмен; спортивный потенциал; спортивный резерв; олимпийский резерв; училища олимпийского резерва; спорт высших достижений; образовательная программа.

 

В нашем современном обществе спорт – одно из крупнейших, многогранных, многофункциональных   социальных   явлений.  Он  вобрал  в  себя   соревновательную деятельность, специальную научно-обоснованную подготовку к ней и целую систему правовых, политических, организационно-управленческих, экономических и других отношений.

Анализируя состояние и перспективы развития спорта высших достижений, учитывая усиление на мировой арене повсеместной борьбы с допингом, а также реальные возможности спорта, можно предположить, что достижение стратегической цели – победы спортивной сборной Донецкой Народной Республики в Олимпийских играх, будет зависеть, в первую очередь, от качественного состава спортивного резерва и превосходства над соперниками в технологии физической подготовки.

Ощутимые потери молодых одаренных спортсменов наблюдаются в момент их перехода из юношеского спорта в спорт высших достижений.  Укрепление позиций Донецкой Народной Республики на международной спортивной арене будет достигнуто только при условии создания эффективной системы для формирования спортивного потенциала и освоения специальных социально-ориентированных образовательных программ.

Уверенное и целенаправленное решение целого комплекса задач по созданию условий для наиболее эффективной подготовки ближайшего резерва спортивных сборных команд республики возможно только при развитии системы училищ олимпийского резерва (УОР), которые призваны обеспечить оптимальные условия для роста профессионального спортивного мастерства и социальную защищенность спортсменов, входящих в юношеские и молодежныесборные команды.

Образовательная программа УОР предусматривает три уровня обучения (табл. 1):

p2-1

Таблица 1. Уровни обучения в училище олимпийского резерва

1 уровень – основное общее образование (выдается свидетельство государственного образца об основном общем образовании);

2 уровень – среднее общее образование (выдается аттестат государственного образца о среднем общем образовании);

3 уровень – среднее профессиональное образование (выпускникам выдается диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации «педагог по физической культуре и спорту / учитель физической культуры»).

Сочетание интенсивных занятий спортом и обучения – проблема, решение которой не теряет актуальности, как для спортсменов, так и среди ученых и практиков. С течением времени происходит стремительный рост спортивных результатов, вместе с тем повышаются требования и к подготовке профессиональных кадров для отрасли физической культуры и спорта.

Еще в бывшем Советском Союзе, открывая в начале 70-х годов XX века первые школы-интернаты спортивного профиля, государство заботилось о том, чтобы интенсивная подготовка спортсменов не мешала их образовательной деятельности, а способствовала гармоничному развитию и формированию будущих специалистов отрасли физической культуры и спорта. В 90-х годах школы-интернаты спортивного профиля были реорганизованы в училища физической культуры и, для подготовки спортсменов высшего класса, училища олимпийского резерва. Сегодня УОР – специализированные образовательные организации спортивного профиля, обеспечивающие подготовку не только спортивного резерва для пополнения сборных команд по олимпийским видам спорта, но и специалистов со средним профессиональным образованием по основной профессиональной образовательной программе подготовки специалистов среднего звена, направлению подготовки 49.00.00 Физическая культура и спорт и специальностям в соответствии с аккредитацией.

В настоящее время такой образовательной организацией и основным системообразующим компонентом в программе подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта Донецкой Народной Республики является Донецкое республиканское высшее училище олимпийского резерва имени Сергея Бубки (далее по тексту — ДРВУОР им. С. Бубки). Именно училище олимпийского резерва, призванное готовить спортивные резервы в спортивные сборные команды страны, является тем ядром, вокруг которого создаются структурные образования, которые решают свои специфические цели и задачи на каждом  из  этапов возрастного развития и формирования спортсмена.

p2-2

Рис. 1. Динамика подготовки спортсменов по культивируемым в ДРВУОР им.С.Бубки олимпийским видам спорта в составы сборных команд Донецкой Народной Республики на 2017-2020 гг.

 

Стратегической целью развития ДРВУОР им. С.Бубки является обеспечение не менее 70% спортивного резерва сборных команд Донецкой Народной Республики по приоритетно развивающимся олимпийским видам спорта к 2020 году (рис. 1).

Тема подготовки профессиональных спортсменов в УОР специфична, так как действует на стыке двух законов – «Закона о физической культуре и спорте» и Закона «Об образовании».

Таким образом, основополагающей задачей ДРВУОР им. С. Бубки является успешная подготовка спортивного резерва для пополнения и укрепления спортивных сборных команд страны по приоритетно развивающимся олимпийским видам спорта и подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов в области физической культуры и спорта со средним профессиональным образованием, которые полностью адаптированы к современному рынку труда и способны к профессиональному росту и профессиональной мобильности.

Так как более 50% обучающихся ДРВУОР им. С. Бубки являются членами сборных команд республики, проблема оптимизации круглогодичного учебно-тренировочного и учебного процессов является приоритетным аспектом в работе училища. Для улучшения p2-3

качества учебно-тренировочного процесса все обучение основано на индивидуальном   и дифференцированном подходах с использованием современных интерактивных средств учебно-методического комплекса: обучение дистанционно, индивидуальные консультации, тестирование, проектные виды деятельности и т.д. Параллельно этому осуществляется тренировочная деятельность по максимальному совершенствованию в избранном виде спорта. Знания, которые получают студенты-спортсмены по предметам модулей специальных дисциплин и в ходе производственной практики, оказывают влияние на уровень спортивного результата, так как сам спортсмен является активным участником в построении учебно-тренировочного процесса.

Переход от подросткового к юношескому возрасту – это период, связанный с неустойчивостью психических процессов, изменением антропометрических и физиологических показателей. Все это предусматривает гибкий дифференцированный подход к каждому обучающемуся, учет психических свойств и качеств личности, индивидуализацию спортивной и обучающей системы подготовки молодых перспективных спортсменов. В противном случае непомерные физические и умственные нагрузки могут спровоцировать срыв в психической и физической сфере студентов-спортсменов.

Время пребывания молодых спортсменов в УОР охватывает период от 4 до 6 лет. Училище всесторонне заботится о спортсмене, обеспечивая комфортные бытовые условия проживания в общежитии, полноценное питание, постоянный медицинский контроль и психологическую поддержку, налажен механизм учебно-тренировочного и учебно-воспитательного процессов, спортсмен находится под постоянным контролем, что не может не отразится на уровне спортивного результата.

p2-4
Следует подчеркнуть, что УОР занимается обучением только тех спортсменов, которые показали высокий уровень физических способностей. Учитывая специфику этой задачи, от УОР требуется та особая профессиональная деятельность, в ходе которой одаренная молодежь продолжит развивать свои уникальные природные данные и проникнется духом гражданственности и патриотизма.

Стоит сказать, что, особенно в последние   годы,   УОР   не   в   силах   полностью   решить  эту  задачу.  Обучающиеся набираются, главным образом, из числа спортсменов среднего уровня подготовленности.  На наш взгляд данная тенденция связана с отсутствием законодательно утвержденной системы подготовки спортсменов высокого класса, а именно передача по вертикали подготовки от спортивных секций при спортивных сооружениях, абонементных групп, в ДЮСШ, СДЮШОР и далее в УОР (рис. 2). Т.е. от физической культуры – в спорт высших достижений. Поэтому на сегодня, в целом, решается задача наполнения училища, а не специфичности выпуска.

p2-5

Рисунок 2 Схема пополнения контингента ДРВУОР им. С.Бубки

 

Таким образом, при отборе молодых перспективных спортсменов для поступления в УОР необходимо:

– разработать программу, которая будет направлена на выявление талантливых в спорте детей и подростков;

– разработать систему эффективного отбора спортсменов для зачисления в училище из спортивных школ областных центров, районов и малых городов;

– обеспечить формирование состава обучающихся училища на основе жестких требований, которые предъявляются к спортсменам современными достижениями в профессиональном спорте;

– тщательно анализировать результаты предыдущей деятельности молодых спортсменов;

– учитывать процент попадания в «модель» по избранному виду спорта;

– отслеживать и проводить мониторинг состояния здоровья спортсмена с самого рождения. На основании полученных результатов прогнозировать возможности организма и достижение максимально высоких результатов в спорте.

Такой комплексный подход позволит свести до минимума процент «отсева» среди молодых талантливых спортсменов.

Система управления процессом совершенствования подготовки спортсмена в училище носит комплексный характер и охватывает все уровни, начиная от административного и до непосредственной подготовки спортсменов.

Список использованных источников

  1. О физической культуре и спорте [Электронный ресурс] : закон Донецкой Народной Республики № I-143П-НС от 24.04. 2015. – Режим доступа : http://dnrsovet.su/o-fizicheskoj-kulture-i-sporte.
  2. Об образовании [Электронный ресурс] : закон Донецкой Народной Республики № 55- ІНС от 19.06. 2015. – Режим доступа: http://dnr-sovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii.
  3. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] приказ Министерства молодежи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики № 94 от 22.06.2015г.; приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 322 от 17.07.2015г. – Режим доступа : http://old.mondnr.ru/?p=28091.
  4. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики  № 815 от 03.08.2016 г. – Режим доступа : http://old.mondnr.ru/?p=79548.
  5. Карнаухов, Г. З. Подготовка профессиональных кадров и высококвалифицированных спортсменов в полиструктурной функциональной педагогической системе [Текст] / Г. З. Карнаухов // Физическая культура. – 2003. – № 2. – С. 61-63.
  6. Холодов, Ж. К. Методологическое обоснование сущности совмещенной деятельности учащихся УОР [Текст] / Ж. К. Холодов, Г. З. Карнаухов // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. 7 Междунар. науч. конгр.: материалы конф., 24-27 мая 2003 г. Т. 2. – М., 2003. – С. 405-406.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *