Опыт использования компьютерной обучающей программы при подготовке студентов по профессии «Автомеханик»

УДК 377.1 : 656

Айгун Мусаннифовна Титова,

мастер производственного обучения

ГПОУ «Макеевский строительный центр

ПТО имени Ф.И. Бачурина»

 

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»

Аннотация. В статье проанализирована роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе профессионального обучения. Представлен авторский опыт применения специального компьютерного обеспечения при проведении занятий учебной практики студентов, осваивающих профессию «Автомеханик»

Ключевые слова: автомеханик; учебная практика; обучающая программа; практикум.

В условиях активного развития технологий в современном мире и быстрого роста требований общества к качеству производимых товаров и предоставляемых услуг подготовка квалифицированных и грамотных трудовых кадров выходит на одно из первых мест.

Во многих отраслях современной жизни уже не первый год активно используются блага научно-технического прогресса, а некоторые отрасли уже невозможно представить, например, без компьютерных технологий.

Не является исключением и труд специалиста по ремонту автомобилей. Сегодня создание автомобиля практически полностью автоматизированный процесс, компьютерная диагностика используется почти на всех станциях технического обслуживания (СТО), да и многие операции можно выполнить сидя у монитора.

Вопрос об использовании информационно-коммуникационных технологий в аспекте методики профессионального обучения рассматривается в классических работах С.Я. Батышева [3] и Г.К. Селевко [4]. Применительно к обучению автомобильным специальностям и профессиям можно отметить работы С.В. Колесова [2] и Д.В. Бутенко [1], в которых рассмотрены преимущества и недостатки различных обучающих программ. Однако вопрос о методике применения конкретного программного продукта еще недостаточно освещен в научной литературе.

Можно сформулировать ряд насущных вопросов в области подготовки квалифицированных кадров на базе образовательного учреждения среднего профессионального образования:

Как  подготовить  грамотного  специалиста  на  уже существующей материально-технической базе учебного учреждения с минимальными материальными затратами?

Как разрушить стереотип о том, что автослесарь – профессия довольно грязная?

Как учить студентов так, чтобы им было интересно и результаты обучения были довольно высокими?

Для меня, как мастера производственного обучения, эти вопросы стоят остро с первого дня работы. Однако решение пришло довольно быстро. На просторах сети Internet сегодня много разнообразной информации, главное – найти нужное.

Одним довольно простым ответом на все вышеперечисленные вопросы стало использование во время уроков производственного обучения обучающих программ-симуляторов. Они имеют массу достоинств по сравнению с традиционными формами проведения урока.

Симулятор упрощает организацию процесса урока для мастера.

Позволяет донести студенту необходимые знания, умения и навыки  в понятной ему форме, благодаря сходству с компьютерными играми.

Внедрение симулятора в учебный процесс не требует практически никаких материальных затрат. Достаточно наличие компьютерного класса.

Симулятор также может использовать для оценки полученных студентами знаний.

А также в качестве средства для дистанционного обучения и закрепления знаний студентов в домашних условия или при отсутствии необходимого оборудования или мастерской, лаборатории.

Благодаря удобному интерфейсу проблем с использование данных программ не возникает даже у очень  неопытных пользователей.

В своей работе я использую «Практикум автомеханика по ремонту автомобилей» [5]. Этот симулятор имеет достаточному простой интерфейс и систему навигации в программе (рис. 1).

p19-1

Рис. 1. Меню «Практикума»

К тому же имеет несколько различных режимов работы, позволяющих пояснить новый материал в текстовом и голосовом режиме, проверить знания студентов по предыдущим темам, объяснить  последовательность операций и технологию их выполнения, закрепить полученные знания, выполняя задания на симуляторе.

Исходя из опыта использования на уроках производственного обучения данной программы, могу сказать, что наилучший результат достигается при следующем алгоритме:

Подача с помощью практикума нового материала во время вступительного инструктажа (рис. 2).

p19-2

Рис. 2. Изложение нового материала в разделе теоретический минимум осуществляется при помощи текста и с голосовым сопровождением

p19-3

Рис. 3. Проверка уровня знаний студентов в интерактивном режиме

Выполнение заданий симулятора в интерактивном режиме каждым студентом индивидуально.

Выполнение операций в учебной мастерской на реальных макетах.

Закрепление материала во время заключительного инструктажа с помощью «Практикума» (см. рис. 3).

Такой алгоритм действий на занятиях по учебной практике способствует появлению и поддержанию стойкого интереса к профессии, пониманию того аспекта, что сегодня рабочая профессия является высококвалифицированной и требует работы не только руками, но и головой. К тому же для студентов материал, поданный в виде компьютерной игры, гораздо понятнее и легче усваивается. Позволяет почувствовать себя более компетентным во время выполнения работ в мастерской, после того как играючи все получилось на симуляторе. Это, в свою очередь, повышает мотивацию студентов для дальнейшего обучения. К тому же, после такого обучения выпускники легче адаптируются на современных СТО с активным использованием компьютерных технологий, а самое главное, повышается востребованность и конкурентноспособность наших выпускников в условиях современного трудового общества.

 

Список использованных источников

  1. Колесов, С. В. Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании специальных дисциплин транспортного направления в системе профессионального образования [Текст] / С. В. Колесов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 8. – С. 142-149.
  2. Бутенко, Д. В. Концептуальное проектирование функций обучающих систем в области автомобильного транспорта [Текст] / Д. В. Бутенко, К. Н. Богучаров, М. М. Байбаков // Программные продукты и системы. – 2010. – № 3. – С. 96-98.
  3. Профессиональная педагогика: учебник [Текст] / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова − Издание 3-е, перераб. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. – 456 с.
  4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособ. / Г. К.  Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  5. Учебная программа практикум автомеханика по ремонту автомобилей [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://gomelauto.com/3227-uchebnaya-programma-praktikum-avtomexanika-po.html

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *