Развитие психолого-педагогической культуры педагогических работников

УДК  377.112.4 :159.9

Юлия Николаевна Пархоменко ,

методист

ГПОУ «Торезский горный техникум им. А.Ф. Засядько»

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация. В данной статье раскрыты некоторые теоретические, методические и практические аспекты развития психолого-педагогической культуры педагогических работников среднего профессионального образования. Представлены условия и особенности развития психолого-педагогической культуры педагогов в образовательном учреждении среднего профессионального образования для повышения качества среднего профессионального образования.

Ключевые слова: психолого-педагогическая культура, профессиональная компетентность, самообразование, педагогические технологии, передовой педагогический опыт.

В условиях перехода на новые Образовательные Стандарты, постоянного уменьшения контингента студентов, и в результате жёсткой конкуренции между образовательными учреждениями, проблема развития психолого-педагогической культуры педагогических работников является очень актуальной, поскольку только творческий и инициативный педагогический коллектив с высокой психолого-педагогической культурой способен выстоять в это непростое время. Помимо этого необходимость совершенствования профессиональной компетентности вызвана развитием научно-технического прогресса и открытиями в разных областях науки и техники. Профессиональный рост педагога – залог успеха в работе по повышению эффективности образовательного процесса.

А.С. Макаренко отмечал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» [10]. Все эти умения хороший педагог должен постоянно оттачивать и совершенствовать в процессе работы, т.е. развивать свой уровень психолого-педагогической культуры. Только тот педагог, который находится в постоянном движении и поиске нового, может зажечь интерес своих воспитанников.

Проблемой психолого-педагогической культуры педагога занимались  Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, В.В. Кузнецов,   С.И. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская и др. Согласно В.В. Кузнецову «Психолого-педагогическая культура педагога профессионального обучения представляет собой систематизирующее, сквозное, интегральное качество личности, которое отражает степень стремления педагога в достижении самостоятельно определенных личностных показателей в разнообразных видах профессионально-педагогической деятельности и общения» [5]. По мнению И.Ф. Исаева «Профессионально-педагогическая культура преподавателя – это мера и способ творческой самореализации его личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий [2]. В.А. Сластенин определяет педагогическую культуру как «сферу творческого приложения и реализации педагогических способностей учителя» [9].

Таким образом, можно сделать вывод, что без высокой психолого-педагогической культуры не может идти речь об истинном педагоге, способном воспитать творческую, неравнодушную, нетрадиционно мыслящую молодёжь. Важность её постоянного повышения очевидна.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практической деятельности позволяют выделить следующие основные составляющие понятия «психолого-педагогическая культура»:

  • профессиональная компетентность педагога (что включает в себя как теоретические знания педагога по своей дисциплине, так и умение эти знания донести до обучающихся, правильно их преподать);
  • жизненный опыт, человеческая мудрость;
  • педагогическая этика;
  • знание психологических особенностей обучающихся;
  • знание и использование современных педагогических технологий и методик преподавания;
  • знание практических аспектов преподаваемой дисциплины, умение провести параллель с производством (особенно, если речь идёт о преподавании дисциплин профессионального цикла в образовательном учреждении СПО);
  • общая культура педагога.

Рассмотрим эти компоненты более детально. Под профессиональной компетентностью в педагогической деятельности понимается характеристика личности и профессионализма педагога, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности. При этом преподавателю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

Жизненный опыт – важная часть духовного мира личности. В нем своеобразно запечатлены ее способности, интересы, направленность. Поэтому восхождение преподавателя к жизненному опыту студента – путь к личности студента [8]. Мы согласны с Макушевой О.А., которая раскрывает проблему профессиональной педагогической этики, что, по нашему мнению, является составляющей психолого-педагогической культуры [6].

Показать обучающимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от вседозволенности, гордость от спеси может только тот педагог, чья нравственность безупречна. Особое внимание должно уделяться становлению индивидуального нравственного сознания преподавателя, поскольку он участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и студенческий коллективы, через родительскую общественность. Он выражает общественную мораль. Настоящий педагог – всегда гуманист и учит этому своих воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший преподаватель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий педагог учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером. Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Студенты отмечают все оттенки взаимоотношений преподавателей с ними, с другими педагогами, с родителями и т. д.

Сфера деятельности педагога в условиях реализации ГОС СПО значительно расширяется, основным объектом его становится личность студента, а основная задача – не освоение новых знаний, а формирование компетенций. Соответственно, психологический аспект преподавания очень важен. Знание педагогом психологических особенностей своих воспитанников и умение составить их психологический портрет  значительно облегчает процесс обучения и воспитания.

Педагогическая технология как система научного знания должна  оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание – это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога.

Практические аспекты в процессе преподавания той или иной дисциплины в образовательном учреждении СПО очень важны для получения в итоге высококвалифицированного специалиста, обладающего не только теоретическими знаниями, но также владеющего навыками, необходимыми для внедрения своих знаний на производстве. Преподаватели ГПОУ «Торезский горный техникум им А.Ф. Засядько» регулярно организовывают экскурсии студентов на шахты, в ВГСЧ, что немало способствует повышению их интереса к профессии, их мотивации. Помимо этого преподаватели-практики на своих занятиях ставят проблемные вопросы перед студентами, основанные на реальных случаях на производстве. Студенты с большим интересом разбирают такие проблемные задачи. Много преподавателей имеет большой опыт работы на угольных предприятиях. Это помогает им обыгрывать производственные ситуации на занятиях и внеурочных мероприятиях.

Общая культура педагога проявляется в разносторонности, широком кругозоре, эрудиции, в высоком уровне духовных интересов и запросов, эстетических и нравственных потребностей в общении с искусством, с людьми, с природой; в культуре мышления, эмоциональной культуре личности, культуре труда, общения, правовой и экологической культуре и т.д. [7].

Рассмотрев понятие «психолого-педагогическая культура» как комплексное явление, мы понимаем, что пути развития этой культуры тоже должны быть многогранны и неоднородны.

Одним из важнейших факторов является самообразование и самовоспитание педагога. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимым условием развития его профессионализма и  творчества. Рост профессионального мастерства и развитие  педагогической культуры преподавателя будут эффективнее, если педагог занимает активную позицию, если практический личный опыт переосмысливается и аккумулируется с социальным и профессиональным опытом, если в образовательном учреждении поддерживается и поощряется профессиональное творчество и эксперимент. Изучение передового педагогического опыта и взаимопосещение занятий помогает педагогу идти в ногу со временем.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с  учётом  конкретных  условий,  особенностей  детей,  детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса» [3]. Следовательно, передовой педагогический опыт – результат творческого поиска образовательных учреждений и педагогов, открывающий новые педагогические факты, создающий новые педагогические ценности, ранее неизвестные в педагогической науке и образовательной практике, или существенно модифицирующий применительно к современным задачам обучения и воспитания существующие формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы.

Повышение квалификации – вид дополнительного профессионального образования, обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессионально-педагогической деятельностью [4].

Согласно Временному положению о проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, повышение квалификации не реже, чем один раз в 5 лет, является одним из основных требований к педагогическому работнику, проходящему аттестацию [1]. Таким образом, этот путь развития и становления психолого-педагогической культуры педагогов закреплён законодательно и, соответственно, является обязательным.

В образовательных учреждениях СПО зачастую преподаватели профессионального цикла не имеют педагогического образования. В этих условиях возрастает роль методиста образовательного учреждения. Повысить педагогическое мастерство помогают семинары, дискуссии, лектории, аукционы педагогических идей, педагогические чтения. В 2015-2016 учебном году в ГПОУ «Торезский горный техникум» в рамках педагогического проекта «Педагогическая мастерская» преподавателями техникума были проведены 15 открытых занятий с использованием различных форм, методов и педагогических технологий. При планировании каждого занятия определялась технология, которая будет использоваться, посредством каких методов и приёмов она будет внедряться. Все открытые занятия фиксировались на видеокамеру. На последующих занятиях Школы педагогического мастерства демонстрировалась видеозапись отдельных элементов занятий. Преподаватели, проводившие соответствующие занятия, аргументировали выбор форм, методов, приёмов и педагогических технологий, давали свои комментарии, отвечали на вопросы присутствующих  коллег.  На итоговом  заседании  Школы  педагогического  мастерства была проанализирована целесообразность использования конкретных педагогических технологий при проведении занятий по конкретным учебным дисциплинам. Проведение проектной работы способствовало внедрению в практику прогрессивных педагогических технологий, самообразованию преподавателей, развитию педагогического творчества педагогов, изучению и распространению педагогического опыта.

В формировании психолого-педагогической культуры педагога важную роль играет совершенствование его личности. По этой причине профессиональный тренинг – это не только отработка педагогического мастерства, но и тренинг психики.

В связи с  особыми условиями труда педагога (постоянные стрессы, общение с разными людьми, порой неприятными, и, несмотря на все это, необходимостью всегда быть позитивным) особое внимание должно уделяться развитию у преподавателя приемов психологической разгрузки. В связи с этим необходимо проводить разного рода тренинги, направленные, прежде всего, на развитие внутренних психических качеств (умение владеть собой, установка на поиск, творчество), анализ педагогических ситуаций, поиск эффективных приёмов по взаимодействию с другими людьми,  готовность к альтернативе в своем поведении, гибкость, способность идти на компромисс.

При подготовке к проведению тренингов необходимо точно продумывать задачи, – какие именно профессиональные особенности педагога должны улучшиться в процессе его участия в тренинге. Таким образом, психолого-педагогический тренинг может быть направлен: на совершенствование психолого-педагогической компетентности педагога; на развитие готовности работников к инновациям, к самосовершенствованию, совершенствованию профессиональных навыков, развитие разных качеств личности (гуманизм, демократизм, готовность к диалогу, эксперименту), развитие навыков снятия напряжённости в коллективе и выхода из конфликта. Тренинги также могут решать многие другие задачи, помогая педагогу правильно оценить возникшую в студенческом коллективе ситуацию, проанализировать её и найти пути разрешения.

Таким образом, для развития психолого-педагогической культуры педагога в равной мере важны как личные качества специалиста, так и специальные психолого-педагогические знания и навыки, развитие которых должно быть постоянным и разновекторным.

Список использованных источников

  1. Временное положение о проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 330 от 20. 07. 2015г. – Режим доступа : http://makemc.org/doc/golovna/dokumenti_2015_2016/Polozhenie_attestaciya.pdf.
  2. Исаев, В. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст] : учеб. пособие /  В. Ф. Исаев. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 208 с.
  3. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Электронный ресурс] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. – Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/1607273/ .
  4. Кузнецов, В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность [Текст] : учебник / В. В, Кузнецов. – М. : Изд. центр «Академия», 2011. – 176 с.
  5. Кузнецов, В. В. Методика профессионального обучения как фактор развития деятельности и личности педагога [Текст] / В. В. Кузнецов // Вестник ОГУ. – 2011. – №2 (121).
  6. Макушева, О. А. Профессиональная педагогическая этика современного учителя [Электронный ресурс] / О. А. Макушева. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/596929/.
  7. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельности: теория и практика [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислая. – М. : Изд. центр «Академия», 2004. – 216 с.
  8. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с.
  9. Соловьёва, Н. И. Жизненный познавательный опыт студентов в структуре процесса обучения [Электронный ресурс] / Н. И. Соловьева // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 2 (27).
  10. Цитаты А. С. Макаренко [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://жемчужины-мысли.рф/цитаты/по авторам/А. С. Макаренко.html

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *