Поиск эффективных методов и форм организации познавательной деятельности студентов

УДК 378.147.34

Людмила Васильевна Остапова,

преподаватель

ГПОУ «Горловский техникум»,

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются активные и интерактивные методы, индивидуальные и коллективные формы организации познавательной деятельности студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» при изучении дисциплины «Математические методы».

Ключевые слова: познавательная деятельность, учебный процесс, методы и формы познавательной деятельности, проблемная ситуация, информатизация общества.

Исторически сложилась ведущая роль педагога в процессе передачи накопленных знаний и практического опыта от поколения к поколению.  Образовательный процесс закономерно зависит от уровня научно-технического и нравственного развития современного общества, должен быть гибким и динамичным во время адаптации к социально-экономическим изменениям в социуме. Характерная особенность современного мира – становление единого информационного пространства,   в   котором   приоритетную   роль   играют   процессы информатизации и компьютеризации. Одни их основных направлений развития образования –  соотнесение с уровнем науки и культуры  общества ХХІ века, прогностичность, ориентация на саморазвитие личности. Следовательно, изменяются содержание и задачи педагогической сферы.

Цель деятельности преподавателя среднего профессионального образования – подготовка будущих специалистов на уровне современных и перспективных требований, что предполагает внедрение в учебный процесс инновационных технологий с целью создания личностно-ориентированной и практико-ориентированной среды для студентов, создание условий для их творческой деятельности. Формирование специалиста среднего звена осуществляется в ходе учебно-воспитательного процесса, неотъемлемой составляющей которого является познавательная деятельность.

Познавательная деятельность определяется  в психологии как сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Познавательная деятельность студентов определяется множеством поисков, в результате которых они выполняют решение поставленных задач [2].

Анализ собственного педагогического опыта свидетельствует о том, что на этапе прогрессивного развития информационного общества и всестороннего внедрения средств вычислительной техники существенно изменились приоритетные формы и методы организации познавательной деятельности студентов.

При изучении дисциплины «Математические методы» рассмотрению нового вида модели и методов ее решения предшествует историческая справка, которую готовят студенты в форме презентации, сообщения, хронологической  таблицы или схемы. Тем самым демонстрируются предпосылки разработки математических объектов, их роль при решении задач в различных сферах жизнедеятельности человека.

На лекционных занятиях используются видеофрагменты  художественных, научных и документальных фильмов, последних выпусков новостей, которые отображают экономическую, социальную сущность рассматриваемых новых математических моделей. Противоречие между имеющимися знаниями и необходимостью решить поставленную задачу является толчком к познанию.  Созданная при этом  проблемная ситуация пробуждает познавательный интерес, актуализирует мотивы учения [1].

На этапе изложения нового материала в роли лектора может выступать студент, изучивший самостоятельно с опережением  данную тему. В этом  случае  преподаватель

является координатором познавательного процесса обучающегося. При закреплении теоретических знаний эффективнее является поиск ошибок в готовых решениях, чем выполнение заданий репродуктивного характера [3]. Правильно подобранная система ошибок акцентирует внимание на значимость всех компонентов понятия или метода. Целесообразнее предложить для решения одну задачу разными способами, чем формировать практические навыки при выполнении нескольких однотипных заданий. С интересом выполняют студенты творческие работы по составлению тестовых вопросов закрытого характера, созданию электронных тематических обучающих и контролирующих тестов с использованием готовых тестовых оболочек; подготовке презентаций к лекциям.

При выполнении лабораторных работ обучающимся предлагается использовать  различные прикладные программы для автоматизации расчетных схем: MS Excel, MathCad, MatLab, ПЭР и т.п.[4]. Студенты должны провести самооценку накопленного опыта; выбрать оптимальное программное обеспечение, ориентируясь только на собственный  профессиональный уровень.  Данный подход способствует развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения в ходе умственной деятельности; интеграции знаний и умений по разным дисциплинам; использованию навыков, приобретенных в ходе углубленной самостоятельной работы вне предмета, приобретению опыта исследовательской деятельности. Студенты, имеющие высокий уровень интеллектуальной активности, самостоятельно создают  обучающие видео уроки, ориентированные на сегодняшний уровень познания сверстников, а значит вносят личный вклад  как педагоги в  образовательный процесс. Таким образом, лабораторная работа носит репродуктивно-творческий или частично-поисковый характер, обеспечивает дифференцированный подход в обучении.

Особое место в формировании творческой личности занимает участие в олимпиадах. Современный уровень информационных технологий на основе всестороннего применения информационных ресурсов и автоматизированной системы связи дал возможность студентам специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» четвертый год принимать участие в творческих конкурсах «Веб-дизайн», «Лучший свободный диплом» международной олимпиады «ІТ-планета». Участие в отборочном этапе и в финале позволило будущим специалистам оценить уровень  своей практической подготовки, возможность ее повысить; понять, насколько готовы к трудоустройству; познакомиться лично с представителями ведущих ІТ-компаний,  а  также  получить  предложения  стажировки  и  трудоустройства.  Наличие

множества разнообразных конкурсных направлений способствует проявлению профессиональных навыков студентов в узкой сфере деятельности, что часто невозможно выявить в рамках очной формы обучения.

В педагогике выделяют три формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Невозможно выделить наиболее эффективную из них [5]. При выборе форм аудиторной и внеаудиторной работы необходимо учесть личностные качества обучающихся, их готовность и желание к индивидуальной и групповой деятельности. В ходе педагогического наблюдения в течение пяти лет выяснилось, что 15 %  студентов отдают предпочтение индивидуальной работе, 45 %  – групповой, 40 %  готовы к любой форме деятельности. Дифференцированный подход в организации процесса познания дает возможность одновременно использовать как работу в парах и малых группах, так и индивидуальное выполнение заданий отдельными студентами. Главная задача педагога – вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность.

Можно сделать выводы, что приоритетными в настоящее время являются активные и интерактивные методы, индивидуальные и групповые формы организации познавательного процесса студентов на основе дифференцированного подхода в обучении и систематической демонстрации неразрывной связи теоретических положений с современными сферами жизнедеятельности общества.

Список использованных источников

  1. Бабичева Т. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2009. — № 6. — С. 12-17.
  2. Булатова Ю.И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов// «Педагогика высшей школы и профессионального образования». — 2012. — Выпуск 3(5) Сентябрь-Декабрь. С. 8-13. [Электронный ресурс].
  3. Егорова Ю. А. Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект системного анализа // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 533-538.
  4. Иманов Алескер Джафар оглу. Информатизация общества и образование// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2010. [Электронный ресурс].
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *