Планирование и организация работы по профилактике терроризма и экстремизма в ОУ СПО

УДК 377.013(о7)

Ирина Стефановна Калмыкова,

заместитель директора ВР

ГПОУ «Амвросиевский профессиональный лицей»

 

Планирование и организация работы по профилактике терроризма и экстремизма в ОУ СПО

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы актуальности противодействия терроризму и экстремизму, нормативно-правовая база по данному вопросу, причины возникновения проявлений терроризма и экстремизма в молодежной среде, типы молодежного экстремизма, раскрыты основные направления работы по противодействию терроризму и экстремизму в общеобразовательных учреждениях СПО. Предложен примерный план работы на учебный год и рекомендации по его реализации.

 Ключевые слова: терроризм, экстремизм, толерантность, профилактика, «группа риска», воспитание, патриотизм, планирование, организация.

Терроризм и экстремизм -проблемы, злободневные для современного общества.Приверженцы радикальных способов решения проблем, крайних взглядов и мер, разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают жизни людей, целостности молодой Республики, нравственным и духовным устоям общества. Что, в свою очередь, определяет важность работы по противодействию терроризму и экстремизму среди молодежи наряду с профилактикой и предупреждением правонарушений и преступлений.

Молодежь мобильна, готова к экспериментам, участию в митингах, в акциях, даже погромах. В подавляющем большинстве она низко материально обеспечена, в связи с чем участие в проплаченных кем-то акциях рассматривает как возможность дополнительного заработка.

С точки зрения психологии, у молодых людей психика неустойчива, легко подвержена внушению и манипулированию. Одновременно подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни, желанием найти свою группу.

У молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, а именно в этом  возрасте она обучается в ОУС ПО, взгляды на происходящее в обществе ещё не установились, поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, перспективная постоянная работа, собственность).

Результат – лёгкость      вовлечения     студентов     в     ряды     террористических и экстремальных организаций, которые стремятся использовать молодёжь в своих политических целях.

Нормативно-правовой базой Донецкой Народной Республики для организации работы по Право действию вовлечения юных граждан в экстремистские и террористические группировки являются:

  • Конституция Донецкой Народной Республики  (принята 14 мая 2015 года);
  • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
  • Закон Донецкой Народной Республики «О противодействии экстре мистической деятельности» (принят Народным Советом  ДНР 29 мая 2015 года,  постановлением  № 1-185П-НС);
  • Закон Донецкой Народной Республики «О противодействию терроризму» ( принят НС  ДНР 15 мая 2015 года № -183П-НС);
  • Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики;
  • Приказ МОН ДНР от 16.02.2016 года № 931 «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в образовательной организации».

Донецким Республиканским институтом дополнительного педагогического образования разработаны «Методические рекомендации  по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде»,в которых раскрыты причины, условия способствующие развитию агрессии подростков, определены «группы риска», предложены формы работы по профилактике и другая важная информация.

В выше указанных Законах ДНР приведены следующие определения экстремизма:

а) деятельность общественных и религиозных объединений,…средств массовой информации… по совершению действий, направленных на:

  • насильственное изменение основ конструкционного строя и нарушение целостности ДНР;
  • создание незаконных вооруженных формирований;
  • разжигание расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием;
  • унижение национального достоинства;
  • осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий, актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой или религиозной вражды…;
  • пропаганду превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношений к религии, социальной, национальной…языковой принадлежности;

б) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики…;

Типы молодежного экстремизма:

  • в среде межэтнических отношений (основа – фашистские идеи, содержание – конфликты между представителями различных национальностей);
  • религиозный (основа – конфликт между представителями разных конфессий, религий проживающих на одной территории);
  • политический (основа – борьба с олигархами, смена «старой» элиты; направленный против сложившейся политической системы и ее представителей);
  • социальный (основа – конфликт разных социальных групп; направление – искоренение отдельных сообществ);
  • в сфере молодёжных субкультур (основа – конфликт между представителями субкультур с противоположными ценностями и моделями поведения, а также экстремистская активность по отношению к традиционной культуре, принятой в обществе).

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти…, связанные с устранением насилия….

Террористический акт – совершения взрыва, поджога, иных действий усматривающих насилие, создающих опасность гибели человека в целях воздействия на принятые решения органами власти….

Фашизм – идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применения насилия и терроризма, установление культуры вождя.

Нацизм – одна из форм фашизма, с элементами расизма и антисемитизма.

Субкультура – часть культуры общества, отличающаяся своим поведением от преобладающего большинства (собственной системы ценностей, языком, манерой поведения, одеждой…).

«Группы риска» по возможности их включения в поле экстремистской активности являются:

  • подростки из социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом и интеллектуальным уровнем, склонных к трансляции девиаций(алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
  • «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу;
  • подростки, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
  • носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
  • члены экстремистских  политических, религиозных организаций, сект.

С целью уменьшения вероятности вовлечения студентов  в экстремистскую активность, воспитательную работу по противодействию терроризму и экстремизму в ОУС ПО необходимо планировать как взаимосвязанный, взаимодополняющий комплекс мер по следующим направлениям:

  • патриотическое воспитание, (гражданско-патриотическое, историко- патриотическое, культурно-патриотическое) с целью воспитания чувства ответственности за свойполитический, нравственный выбор, активной жизненной позиции, формирования понимания неповторимости Отечества, его исторических корней, места в Мире и социально-нравственных ценностей;
  • формирование здорового образа жизни, в том числе профилактика алкоголизма и наркомании;
  • духовно-эстетическое воспитание с целью формирования осознания высших ценностей (долг, честь, совесть, патриотизм т.д.);
  • культурно-эстетическое воспитание с целью формирования общей культуры (знания и уважения культур разных народов), этических норм поведения, коммуникативной компетентности;
  • правовое воспитание с целью воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения;
  • профилактика правонарушений;
  • противодействие терроризму и экстремизму.

Кроме последнего, все выше перечисленные направления работы ежегодно планируемые.

В текущем учебном году План мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в лицее разрабатывался дополнительно. Со следующего учебного года он внесен в План учебно-воспитательной работы на год.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В ОУ СПО НА УЧЕБНЫЙ ГОД

 (как раздел годового плана)

Наименование мероприятий Срок выполнения

Ответственные

1 Общие мероприятия по безопасности (пропускной режим, выявление подстрекателей,  учебные тренировки) По плану администрации Администрация
2 Оформление:

– информационных стендов «Терроризм и экстремизм», «Твоя жизнь- в твоих руках»;

– информационные листовки «Терроризм: факты, события, комментарии»

 

Сентябрь

Ежемесячно

 

Зам. директора

Библиотекарь

3 Цикл занятий «Уроки толерантности» Март Психолог
4 Родительские собрания:

– контроль свободного времени;

– современные молодежные  движения; профилактика вовлечения в преступную и экстремистскую деятельность;

– агрессивные тенденции подростков; профилактика социальной агрессии, вандализма

 

Сентябрь

Январь

 

Апрель

 

Соц. педагог

Соц. педагог

Психолог

Психолог

5 Инструктивно-методические совещания:

– нормативно-правовая база по противодействию терроризму и экстремизму (общее собрание сотрудников);

– выявление студентов «группы риска»; профилактика вовлечения в террористическую  и экстремистскую деятельность;

– профилактика деленквентного поведения подростков как психологическая проблема  современные молодежные движения;

– агрессивные тенденции подростков.  Профилактика социальной агрессии и вандализма

 

 

Сентябрь

Ноябрь

 

Январь

Апрель

 

Администрация

Соц. педагог

 

Соц. педагог

Психолог

Психолог

6 Цикл воспитательных часов:

– «03 сентября – День солидарности в борьбе с  терроризмом. События в Беслане». Обсуждение  видеоролика о вербовке подростков-террористов  в  наше  время;

– «Терроризм: понятие, цели, виды.  Провокационная деятельность террористических   группировок»;

–  «Терроризм – угроза, которая касается  каждого. История терроризма»;

– «Международный терроризм. Наиболее  массовые  теракты»;

– «Экстремизм: основные понятия. Административная и уголовная ответственность  за проявления экстремизма»;

– Законы ДНР о противодействии терроризму и  экстремизму. Конституция ДНР о межэтнических  и межконфессиональных отношениях;

– «Подросток и терроризм. Скинхеды.  Вандализм: причины и следствия»;

– «Национализм. Расизм. Фашизм. Фанатизм.»;

– «Свобода быть равными. Учимся жить в  многоликом мире»

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

 

Апрель

Май

Июнь

 

Руководители групп

 

 

 

 

 

7 Групповые мероприятия :

– Правила поведения на улице. Правила поведения в своем доме. Правила поведения в толпе;

– Как не стать жертвой теракта;

– Как следует себя вести, если вы стали жертвой теракта;

– Просмотр и обсуждение ролика «Зина, Кеша и террористы»;

– Ролевые игры «Если вас захватили в заложники»,  «Поведение на допросе»

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

 

Руководители групп

 

8 Тематические линейки:

– Международный день мира (День отказа от  насилия и прекращения огня во всем мире);

– День памяти юного героя-антифашиста

 

21 сентября

08 февраля

 

Преподаватель (по плану МК)

 

9 Уроки толерантности:

– «Учимся жить в мире и согласии» к  Международному дню толерантности;

– «Мы – одной крови, ты и я!» к  Международному дню борьбы за ликвидацию  расовой дискриминации

 

16 ноября

21 марта

 

Преподаватель (по плану МК)

 

10 Лекция «Права человека» ко Дню прав человека 10  декабря Преподаватель  правоведения
11 Круглые столы совместно с СДН, ОДСД,  специалистом райсуда:

– «Профилактика вовлечения студентов в  преступную, в т.ч. экстремистскую деятельность»;

– влияние средств массовой информации на  вовлечение в преступную деятельность

 

16 ноября

Январь

Март

 

Преподаватель (по плану МК)

Зам.директора

Зам.директора

12 Мероприятия ко Всемирному дню гражданской  обороны 01  марта По отдельному  плану
13 Конкурс студенческих работ на  антитеррористическую  и анти экстремистскую   тематику «Мы за безопасный мир» Апрель Преподаватель  правоведения
14 Урок памяти: «Люди мира, на минуту встаньте!» к  Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей 11 апреля Преподаватель (по плану МК)
15 Цикл мероприятий по истории, обычаям, культуре, искусству, религии различных народов. Презентация:  «Страны  мира» По отдельному плану Преподаватель (по плану МК)
16 Формирование правовой культуры, работа по профилактике правонарушений По отдельному  плану Педколлектив
17 Освоение общечеловеческих норм нравственного поведения (духовно-нравственное воспитание) По  отдельному  плану Педколлектив

Система работы аналогична той, по которой проводится работа по профилактике безнадзорности и  правонарушений. Проводится она как со всем контингентом образовательного учреждения, так и индивидуально с выявленными в результате диагностики, наблюдений, посещений по месту жительства информации от правоохранительных органов и отдела по делам семьи и детей студентами «группы риска».

Отдельно ведется работа со студентами, воспитывающимися в социально- дезориентированных семьях и в семьях, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах.

Упор делается на оказание психологической помощи студентам (индивидуальное консультирование); развитие у них коммуникативных способностей, обучение правилам поведения при конфликтах (занятия с элементами тренинга, часы общения, социально-психологический театр).

Особое внимание уделяется профилактике девиантного, делинквентного и аддитивного поведения (тренинги, семинары, круглые столы, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, органов государственной власти, здравоохранения и юстиции).

Красной нитью через все проводимые влицее мероприятия проходит идея уважения к обычаям, религии, культуре других народов, важности сохранения их самобытности (презентации: «Страны мира», «Памятники и исторические места», «Известные исторические личности», «Великие композиторы» и т.п.).

С целью формирования навыков поведения в чрезвычайных ситуациях проводятся тренировочные занятия, ролевые игры, просмотры видеороликов с последующим обсуждением. Студенты знакомятся с соответствующими памятками.

Во время информационно-просветительской работы особо подчеркивается тяжесть последствий от террористической и экстремистской деятельности, непоправимый вред, наносимый человечеству идеями нацизма, фашизма, расизма и другими («События в Беслане», «Фашистские концлагеря» и т.п.).

Информация представляется разнообразно, с использованием технических средств обучения, средств массовой информации, при участии всех заинтересованных организаций.

Образовательные учреждения СПО являются одним, общественным институтом, способным сегодня противодействовать распространению идеологии экстремизма и терроризма среди подростков и молодежи.

Профилактическая работа должна вестись системно и целенаправленно, сочетать индивидуальные формы работы и комплексный подход к проведению воспитательных и профилактических мер, быть направлена на всех участников образовательного процесса.

Планирование обеспечивает целенаправленное функционирование всех подразделений, является основой для четкой организации системы работы в данном направлении.

Результатом комплекса проведенной работы по предупреждению терроризма и экстремизма должно стать правильное представление студента об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях, преодоление ошибочных мнений о тех или иных вредных явлениях, формирование адекватного, толерантного поведения.Одновременно вся право воспитательная работа формирует у юных граждан навыки безопасного здоровье заберегающего поведения, негативное отношение к вредным привычкам, законопослушность и чувство ответственности за свой, политический и нравственный выбор. Молодые люди становятся настоящими патриотами Донецкой Народной Республики, обладающими высокими морально духовными качествами и активной жизненной позицией.

Список использованных источников

  1. Конституция Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] : офиц. текст. – Режим доступа : http://dnr-online.ru/konctituciya-dnr/.
  2. Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] : утвержден постановлением Верховного Совета Донецкой Народной Республики № ВС 28-1 от 19. 08. 2014 г. : по состоянию на 23. 09. 2014г. – Режим доступа : http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/dokumenty-verhovnogo-soveta-dnr/ugolovnyj-kodeks-donetskoj-narodnoj-respubliki/.
  3. Об образовании [Электронный ресурс] : закон Донецкой Народной Республики № 55- ІНС от 19.06. 2015. – Режим доступа : http://dnr-sovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii.
  4. О противодействию терроризму [Электронный ресурс] : закон Донецкой Народной Республики №  46-ІНС от 15.05. 2015. –  Режим доступа : http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-protivodejstviyu-terrorizmu/.
  5. О противодействии экстремистической деятельности [Электронный ресурс] : закон Донецкой Народной Республики № 51-ІНС от 29.05.2015. – Режим доступа : http://dnrsovet.su/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-protivodejstvii-ekstremistskoj-deyatelnosti/.
  6. Об утверждении Плана мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в образовательной организации [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 931 от 16.02.2016 г. – Режим доступа :  http://donvospitanije.ucoz.net/load/prikazy/1.
  7. Добрынина, В. Экстремизм как проявление девиантности и деликвентности [Текст] / В. Добрынина, Т. Кухтевич // Наука, культура, общество. – 2006. – № 7.
  8. Методические материалы по профилактике терроризма и экстремизма [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ssmk.muzkult.ru/img/upload/2383/documents/metod_mat_prof_terr_extr_Metodicheskie_materialy_po_profilaktike_terrorizma_i_ekstremizma.pdf.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *