Активизация познавательной деятельности студентов посредством повышения интереса к изучению специальных дисциплин с целью эффективной адаптации выпускников в дальнейшей производственной деятельности

УДК 377.1: 656.02

Калинин А.В.,

старший преподаватель

кафедры «Транспортные технологии»,

Донецкая академия автомобильного транспорта

 

АктивизациЯ познавательной деятельности студентов посредством повышения интереса к изучению специальных дисциплин с целью эффективной адаптации выпускников в дальнейшей производственной деятельности

Аннотация. Рассмотрены существующие современные методики преподавания, их основные направления. С целью эффективной адаптации в дальнейшей производственной деятельности и профессиональной мобильности на автотранспортных предприятиях предложен практически ориентированный метод приобретения профессиональных компетенций.

Ключевые слова: методика, компетенция, профессия, адаптация, транспорт, специалист, эффективность.

 В современных условиях методику преподавания в учебных заведениях по подготовке специалистов среднего и высшего звена транспортной отрасли необходимо синтезировать и усовершенствовать, поскольку меняется тенденция и подходы к усовершенствованию технологического процесса перевозок. Вследствие этого в современном мире, условия обучения будущих специалистов диктуют фундаментального модифицирования подходов и методик обучения в профильных профессиональных технических учебных заведениях [1]. Среди главных характеристик выпускника любого образовательного учреждения для производственной деятельности, в первую очередь, должны присутствовать не только мобильность, профильные знания приобретённые в процессе обучения, но и практико-профессиональная компетентность. Эффективность и качество восприятия целиком зависит от познавательной активности обучаемого. Эффективность достижения этой цели зависит, в первую очередь, от того, как усваивается и воспринимается материал при помощью интерактивных или активных методов обучения.

Наиболее действенными методами обучения студентов техническим дисциплинам, являются активные методы обучения. Сущность данных методов преподавания состоит в обеспечении выполнения студентом таких учебных задач, с которыми ему, возможно, придётся столкнутся в дальнейшем на практике.

Усовершенствование    и    интегрирование    применяемых    методов    обучения студентов необходимо для формирования профессиональных компетенций, совместного развития творческих и коммуникативных способностей будущего специалиста [1-3]. Данные навыки позволят сформировать личностный подход на автотранспортном предприятии к насущным производственным проблемам, будут способствовать дальнейшему их эффективному решению.

Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует те методы, которые наиболее полно помогают осуществлению тех задач, которые он ставит перед занятием.

Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность.

Рассмотрим существующие подходы к классификации активных методов обучения (см. рис. 1-3).

Рис.1. Существующие активные методы обучения

p15-2

Рис.2. Классификация и характеристика лекционных занятий

Инновационные методы позволяют изменить роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Из многих существующих методов можно выделить такие как «мозговой штурм», кооперативное обучение, метод проектов, технология проблемного обучения, исследовательский метод, интернет-ориентированные педагогические технологии, обучение через сотрудничество (Cooperative Learning) (см. рис.1).

Все эти методы и подходы ставят своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и разрешать конфликты в процессе совместной работы, но и при этом они считаются одниим из самых трудоемких и не всегда дающими ожидаемый результат.

p15-3

Рис.3. Классификация занятий по методу группового обсуждения

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в технических вузах предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Существуют различные формы организации и проведения данного вида занятий, но главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, происходящие в городе, регионе, стране и т.д. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности необходимо использовать наиболее практико-ориентированные методы обучения и общения [1-5].

Для приобретения профессиональной мобильности будущего специалиста в транспортной отрасли предлагается формировать начальные навыки для решения проблемных задач, на основе уже приобретенного опыта людей окружающих самих студентов, например родителей, родственников, друзей и т.д, имеющих профессиональный опыт и уже приобретенные профессиональные компетенции независимо от вида деятельности, особенно на начальных стадиях обучения. На начальных курсах ознакомление с приобретенными знаниями окружающих в обыденной жизни позволит строить алгоритмы производственной деятельности и умение расставлять приоритеты в производственном процессе, одновременно расширяя кругозор в различных сферах деятельности [4]. Например будущий специалист в направлении транспортных технологий, приобретая опыт посредством общения с близкими окружающими людьми, расширяет кругозор и уже на начальных стадиях может ознакомится с должностными обязанностями и спецификой в сфере экономического планирования (если мама бухгалтер или экономист), с технологией производства (если папа рабочий или инженер) и т.д. Если близкие не имеют технологических профессий, например парикмахер, учитель, то знания в психологии общения с различными психотипами человека позволят в дальнейшем усовершенствовать профессиональное общение как с подчинёнными, так и с руководством, а именно, умение слушать и корректно ставить вопросы. На более старших курсах (с преобладанием профильных дисциплин) необходимо приглашать на семинары и лекции рабочих, служащих и специалистов с предприятий и организаций в соответствии с профильной ориентацией, что позволит в полном объеме понимать нюансы технологии производства, начиная при этом оценивать производственное предназначение необходимых компетенций для будущей профессии. Предложенный метод способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике и опыте, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение, если оно является оптимальным или рациональным.

Таким образом, для развития практического мышления студентов необходимо применение инновационных образовательных технологий, позволяющих моделировать профессиональную деятельность, способствуя успешному приобщению студентов к будущей профессии, формированию их профессиональных компетенций. При этом происходит трансформация потребностей студентов, их мотивов, целей, предметных действий и поступков, средств, предмета и результатов обучения. Наибольший эффект применения данных технологий в технических вузах достигается при использовании интегрированной информации на базе опыта представителей профильной отрасли, целостно отражающей системность профессиональной деятельности или конкретную профессиональную компетенцию.

Список использованных источников

  1. Кулик,Е.Ю. Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной среды предметного обучения [Текст] дис. … канд. пед. наук : 07.00.02 / Е. Ю.  Кулик. – М. : РГБ, 2005.
  2. Куликова,Н.Ю. Формирование информационной компетентности преподавателей спецдисциплин в техникуме [Текст] / Н. Ю. Куликова // Новые информационные технологии в университетском образовании : материалы XII науч.-метод. конф. – Новосибирск : 2007. – С. 15-16.
  3. Лопанова, Е. В.Компетентностный подход в обучении: технологии реализации [Текст] : учебно-метод. пособие / Е. В. Лопанова. – Омск : Ом ГТУ, 2007. –120с.
  4. Работа по применению информационно-коммуникационным технологиям в образовании [Текст]. – М. : Информационное общество, 2008.
  5. Работа по использованию информационно-коммуникационных технологий как средства развития мотивации учебной деятельности подростков [Текст] / Крупа Т.В. – М. : Психологический ин-т РАО, 2008.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *