Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

УДК 371.3

Кристина Сергеевна Ивашко,

ведущий специалист отдела КИТ,

ГУ «Институт проблем искусственного интеллекта»

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье рассматривается влияние и эффективность использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, представлены методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий в преподавании.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; процесс обучения; образовательный процесс.

Современный уровень образовательного процесса требует активного использования программных средств учебного назначения и интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности. На сегодняшний день недостаточно только давать теоретический материал на уроках. Необходимо при этом еще и отталкиваться от современных подходов в образовании, использовать средства информационных и коммуникационных технологий, которые повышают эффективность и качество образовательного процесса в самых разных его аспектах.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в образовательном пространстве. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать ИКТ в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых умений и навыков, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.

Цель статьи: определить влияние наиболее важных психолого-педагогических и практических аспектов использования ИКТ в образовательном процессе.

Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:

– рассмотреть формы обучения с использованием ИКТ в преподавании;

– проанализировать эффективность использования ИКТ в образовательном процессе.

Актуальность освещения данного вопроса заключается не только в рассмотрении использования ИКТ в системе образования, но и готовность учителя и учащегося к новшествам технической образованности.

Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию: непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. При проведении    занятий с использованием ИКТ существуют различные формы обучения, начиная от компьютерных     средств     создания,     хранения,    обработки    и    воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио-фрагментов и т.п. и заканчивая использованием и внедрением  мультимедийных обучающих систем (например, внедрение информационного интегрированного продукта «КМ-Школа» и «е-КМ-Школа» в государственные общеобразовательные учреждения). Немаловажным фактором является то, что ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана; при фронтальной  либо подгрупповой формах работы.

Комплексное сочетание традиционных и инновационных средств обучения дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления; повышать уровень продуктивности самоподготовки учащихся; усиливать мотивацию к обучению, а также способствуют увеличению интереса и формирование положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий, способствующих раскрытию творческого потенциала обучающихся.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что при использовании ИКТ оказывается возможным формировать не только алгоритмический стиль мышления у обучаемых, но и формировать творческий подход к будущей профессиональной деятельности.

При проведении занятий с использованием ИКТ требуется не только тщательная подготовка, но и проектирование образовательного процесса с учетом различных аспектов использования ИКТ. В связи с этим можно сформулировать следующие рекомендации:

– ИКТ не должны использоваться с развлекательной направленностью, а с исключительной целью повышения интереса к предмету;

– программные средства для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать государственным стандартам обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.;

– необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося (ориентироваться на развитие умственных и мыслительных способностей).

Особого    внимания    требует    вопрос    ведения    диалога   ученика   и   учителя при использовании ИКТ, так как в основном формы обучения направлены на «общение» учащегося с компьютером, например, необходимо смоделировать проблемную или спорную ситуацию (при этом учащийся излагает свою позицию и учится воспринимать чужую; подчиняется общим правилам и вырабатывает на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др., развивается творческий потенциал обучающихся). При использовании ИКТ в реализации ученических проектов нужно обеспечить всестороннюю поддержку и поощрение инициатив участников.

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии – это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя.

Список использованных источников

  1. Вылегжанина Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [Текст] / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 4-6.
  2. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в среде образования / Б.С. Гершунский. – М.: АПК и ПРО, – 1987. – 263 с.
  3. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс http://journal.kuzspa.ru/
  4. Лиферов А. П. Образование Будущего: глобальные проблемы — локальные решения / А. П. Лиферов, Н. А. Степанов. – M.: Педагогический поиск, 1996.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *