Современные подходы к проведению занятий по учебной практике студентов строительных специальностей

УДК 377.1 : 694

Ермакова Т. В.

мастер производственного обучения

1-ой категории

ГПОУ «Донецкий центр профессионально-технического

образования строительства и архитектуры

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Проанализированы современные требования к учебной практике студентов строительных специальностей. Предлагается авторский опыт организации производственного обучения по профессии «Мастер сухого строительства». В статье приведены фрагменты методической разработки открытого занятия по обучению студентов технологии выполнения венецианской штукатурки.

 Ключевые слова: учебная практика; технология; мастер сухого строительства; венецианская штукатурка.

Современная учебная практика в мастерской отделочников, прежде всего – это занятие,     на     котором     мастер     производственного    обучения    умело    использует все возможности для развития личности студента, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения профессиональных компетенций, для формирования его нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Современное обучение студентов – это новые технологии в строительстве, из которых состоит учебная и производственная практика. Мастер производственного обучения должен обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые могут помочь студенту достойно учиться, жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, которые помогут студенту получить качественное образование. Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностного подхода в обучении и воспитании. Учебная и производственная практика должны внедрять такие образовательные технологии, которые будут способствовать развитию ключевых компетентностей студентов, познавательной, самообразовательной, личностной, информационной, социальной, профессиональной, коммуникативной.

Крайне важно правильно подготовиться к уроку производственного обучения, учитывая современные требования к профессиональному образованию, в том числе, требования Государственного образовательного стандарта [1]. Составляя методическую разработку занятия, необходимо включить в нее все производственные вопросы, которые помогут молодым специалистам подготовиться к уроку и провести его на качественном уровне. В Государственном профессиональном образовательном учреждении «Донецкий центр профессионально-технического образования строительства и архитектуры» имеются учебные мастерские, где обучение проходит на высоком уровне. Имеются рабочие места для студентов, где проводятся тренировочные упражнения для получения первоначальных навыков.

В данной статье используется опыт проведения производственного обучения преподавателями и мастерами производственного обучения «Донецкого колледжа строительства и архитектуры» О.С. Савенко и В.Ф. Повх, деятельность которых направлена на использование методов активизации познавательной деятельности студентов [2]. В работе использованы материалы сайта «Сокровищница педагога среднего профессионального образования» [3].

В статье, в качестве примера современного подхода к организации учебной практики   студентов   строительных   специальностей,   рассмотрено   занятие   по   теме:

«Технология нанесения венецианской штукатурки». Далее представлены фрагменты авторской методической разработки.

Ход занятия (фрагменты).

Нанесение венецианской штукатурки требует идеальной поверхности стен. Венецианская штукатурка может наноситься разными способами.

Рассмотрим один из стандартных способов нанесения такой штукатурки на стену. Техника нанесения венецианской штукатурки предполагает очень тщательные и скрупулезные работы по подготовке поверхности, только в этом случае венецианка сможет восхитить вас не только своей красотой, но и основными эксплуатационными достоинствами – долговечностью и практичностью.

Сейчас будем учиться первоначальным профессиональным компетенциям нанесения основных слоев венецианской штукатурки. Технология венецианской штукатурки позволяет не только получать покрытия самых разнообразных цветов и оттенков, но и создавать оригинальные, неповторимые рисунки.

Кроме того, фактура покрытий хорошо гармонирует с современными конструкциями окон, дверей, мебели, осветительных и нагревательных приборов. В отличие от красок и обоев венецианская штукатурка не отклеивается, практически не изменяет свой цвет за все время эксплуатации, которое для отдельных видов доходит до 10–15 лет, ее можно мыть, она экологическая, не имеет запаха, огнестойка.

Первый этап нанесения венецианской штукатурки.

До начала работ, проклеиваем верхние части стен малярным скотчем

При работе с венецианкой, скотч придется снять сразу после окончания работ, не дожидаясь окончательного высыхания материала. В противном случае, при его удалении могут образоваться весьма неэстетичные трещины сколы.

Следующий шаг – подбор цветовой гаммы. Берем шпаклевочную массу для венецианки. Материал белого цвета, а тон подбираем во всевозможные цвета теплый или холодный взависимости от помешения. Добавляем необходимое количество красителя, при тщательном перемешивании.

Второй этап нанесения венецианской штукатурки.

Равномерно накладываем шпаклевочную массу на край гладилки с помощью узкого шпателя.

Если студент правша, то наносит шпаклевочную массу на гладилку с правой стороны, а если левша, то с левой (рис. 1). (Имеется в виду та сторона гладилки, которая обращена к работнику ручкой, т.е. приложена к стене рабочей поверхностью).

p10-1

Рис. 1. Показ мастером производственного обучения техологии нанесения шпаклевочной массы для студента-левши

Отделочные работы стены будем проводить небольшими участками, приблизительно по 1 м2, начиная снизу. Первый слой массы является базовым, он наносится всплошную и задает тон всему будущему цвету стены. Стараемся сделать первый слой как можно тоньше (1–2 мм), используя гладилку на которую наносим массу шпателем. Движения гладилки, наносящей покрытие короткие и скругленные.

Общая траектория движения при покрытии стены – слева направо, а будем ли мы наносить массу сверху вниз или снизу вверх – не имеет значения, поступаем так, как удобнее для нас.

Материал наносим тонким слоем (рис. 2) и не дожидаясь его высыхания, распределяем гладилкой, разнонаправленными движениями по дуге, избегая резких стыков по прямым линиям. Гладилку нужно прижимать к стене плотно, выдерживая угол наклона 15–20º к поверхности. Именно такие способы нанесения венецианской штукатурки и позволят получить нам те прожилки, которые, в окончательном варианте, и сделают нашу стену похожей на натуральный камень.

p10-2

Рис. 2. Показ мастером производственного обучения технологии работы гладилкой

Через каждые два-три движения шпатель очищают и протирают влажной салфеткой. Первый слой идеально выравнивать не надо. Первый слой сохнет не менее 4–8 часов. Основная задача первого слоя обязательно перекрыть ранее окрашенную грунтовку.

Третий этап нанесения венецианской штукатурки.

Для нанесения второго слоя необходимо дождаться полного высыхания первого слоя. Второй слой наносим короткими рваными движениями и сразу затираем гладилкой. Движения выполняются парно крест-накрест, перекрывая один другим, движением в одну сторону наносим материал, а движением в противоположную сторону снимаем излишки. Такая техника нанесения венецианской штукатурки именуется «бабочка». В результате рельеф базисного слоя исчезает, а на поверхности появляются прожилки, их величина зависит от способа нанесения декоративного слоя.

После полного высыхания нанесенного декоративного слоя, поверхность ошкуривается мелкозернистой наждачной бумагой или заглаживается гладилкой. Для увеличения зрительного эффекта глубины венецианской штукатурки и ее знаменитого внутреннего свечения, выполняют большее количество промежуточных слоев, общее число которых может доходить до девяти в нашем случае будет три слоя, что не ухудшит качество нашей поверхности.

Четвертый этап нанесения венецианской штукатурки.

Придаем окончательный блеск: после нанесения последнего слоя, для придания венецианской штукатурке водостойкости и увеличения блеска на поверхность стены. Наносим жидкий воск при помощи специальной ворсовой перчатки или шпателя.

Пятый этап нанесения венецианской штукатурки.

Данную работу проводим не ранее, чем через неделю после финишного нанесения отделочного слоя, кроме обычного прозрачного состава для венецианки, можно отдать предпочтение покрытию с дополнительным декоративным эффектом, и тогда наша поверхность украсится перламутровыми, золотыми или серебряными прожилками. Затем стена окончательно полируется шлифовальной машинкой со специальной ворсовой насадкой (рис. 3).

p10-3

Рис. 3. Выполнение студентами работ по полировке оштукатуренной поверхности

Все отделочные работы по нанесению венецианской штукатурки производятся при помощи инструментов (см. табл. 1). Предлагаемая таблица – эффективный дидактический материал при проведении занятия.

Таблица 1. Инструмент для нанесения венецианской штукатурки

 p10-4 Гладилка
для нанесения венецианской штукатурки
 p10-5 Узкий шпатель (6 см)
для подмазки трещин
 p10-6 Широкий шпатель (20см)
для нанесения венецианской штукатурки
 p10-7 Тёрка со сменным полотном
для затирки и шлифовки поверхности
 p10-8 Ворсовая шубка
для глянцевания поверхности
 p10-9 Кисть-макловица
для нанесения грунтовки
 p10-10 Строительный миксер
для качественного и быстрого смешивания любой смеси.

В заключение следует отметить, что основными и очевидными недостатками технологии венецианской штукатурки, как и любой другой разновидности декоративной штукатурки, являются длительность процесса и сложная ручная работа. Правда, последний недостаток плавно переходит в достоинство, поскольку именно ручная работа квалифицированного мастера позволяет создавать неповторимые по рисунку покрытия.

Представленная в данной статье информация направлена не только на изучение области использования и технологии выполнения декоративной штукатурки. Применение рассмотренной методической разработки занятия способствует воспитанию у студентов интереса к своей профессии, активности, развитию познавательного интереса и мотивационного компонента на уроках производственного обучения, а также профессионально-педагогическому совершенствованию самого мастера производственного обучения, занимающегося подготовкой студентов.

Свободный, творческий поиск, обмен мыслями, дух соревнования, взаимоконтроль и самоконтроль – всё это влияет на активное восприятие и усвоение материала, закрепление знаний и умений, создание эмоционального контакта между всеми участниками образовательного процесса. Данная статья может быть полезна мастерам производственного обучения при определении подходов к эффективной организации процесса обучения.

Список использованных источников

  1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 08.01.06 Мастер сухого строительства. – Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 519 от 16 сентября 2015. – 36 с.
  2. Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий колледж строительства и архитектуры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dkba.jimdo.com
  3.  Сокровищница педагога среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedmanagement.wordpress.com

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *