Обновление системы среднего профессионального образования с учетом стратегии развития образовательной сферы и новых требований ГОС СПО

УДК 377.1

Людмила Николаевна Арешидзе,

методист высшей категории

ГУ «Учебно-методический центр

среднего профессионального образования»

 

Обновление системы среднего профессионального образования с учетом стратегии развития образовательной сферы и новых требований ГОС СПО

 

Аннотация. В статье рассматриваются: ключевая задача государственной образовательной политики, направления обновления среднего профессионального образования путем разработки и внедрения Государственных образовательных стандартов СПО, подготовки педагогов новой генерации, возможности повышения качества обучения и воспитания.

Приводятся примеры о разработанных программах отдельных учебных дисциплин и профессиональных модулей, инновационной деятельности ОУ СПО при подготовке специальностей/профессий через воспитание молодежи.

Ключевые слова: образовательная политика, задачи СПО, ГОС СПО, программы, образовательное качество обучения, компетенции, педагогические кадры, инновации, методическое сопровождение.

Социокультурные и социально-экономические изменения в Донецкой Народной Республике требуют развития новых подходов, педагогических технологий, развивающих личность, его творческую инициативу.

Модификация социально-экономических условий диктует необходимость качественно нового подхода к подготовке специалистов. Это можно достичь путем перехода образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее – ОУ СПО) на инновационный путь развития. Изменения в обществе требуют нового типа функциональной грамотности личности, отличающейся ответственностью, самостоятельностью и т.д. Компетентностный подход к обучению стал результатом новых требований, предъявляемым к качеству образования.

Цель обучения – это триада: «умение действовать», «умение быть» и «умение жить». Использование этого подхода устранит разногласия между существующим образованием и реальными потребностями общества – это ответы среднего профессионального образования на новый социальный заказ.

Ключевой задачей на ближайшее будущее является реализация государственной образовательной политики, главное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодежи республики. В соответствии с ростом потребности в специалистах среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих государственная политика предусматривает опережающее развитие системы среднего профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о его приоритетности и значимости в обеспечении развития экономики и общества в целом. Но опережающее развитие – это не только увеличение объемов подготовки специалистов, но и первостепенное изменение качества образования.

Система среднего профессионального образования Республики включает 112 образовательных учреждений, в которых обучается около 28 тысяч человек. Образовательные учреждения СПО осуществляют подготовку по 67 профессиям и 93 специальностям для всех отраслей экономики Республики. (рисунок 1, 2).

p1-1

Рисунок 1. Структура СПО

p1-2

Рисунок 2. Распределение направлений подготовки по отраслям

Среднее профессиональное образование в общей системе образования Донецкой Народной Республики является важным звеном непрерывного образования в направлении подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Подготовка специалистов в ОУ СПО на сегодняшний день позволит обеспечить:

  • непрерывность и последовательность формирования у молодежи глубоких и прочных знаний и навыков, определяющих общекультурную, социальную и профессиональную компетентность;
  • возможность своевременно, с учетом осознанно проявленных интересов, осуществлять ориентацию студентов на дополнительную профессиональную специализацию и повышение уровня образованности;
  •  преемственность основных этапов процесса формирования профессионального мастерства.

Наряду с этим современное производство повышает требования не только к уровню квалификации, но и общекультурному уровню специалиста. Быстро увеличивающийся объем информации, обеспечивающей профессиональную деятельности работника, предполагает формирование потребности к постоянному самообразованию, умений находить и использовать новые приемы и технологии труда на основе компьютерной грамотности. Наравне с повышением уровня общего и профессионального образования, возрастают и духовные потребности, что требует не только в мир техники и производства, но и в мир природы, в область общественных отношений. А это делает задачу профессионального образования комплексной, широкой для решения которой необходимы инновационные подходы.

С целью повышения эффективности подготовки кадров образовательным учреждениям необходимо переходить на новый инновационный путь развития, позволяющий обеспечить рост результативности обучения.

Важным аспектом для инновационного развития среднего профессионального образования, является его интеграция с производственной сферой, адекватность результатов профессионального образования нуждам производства, сближения процесса подготовки кадров запросам различных отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи обучения студентов с будущей работой на предприятиях.

В этой связи были разработаны новые Государственные образовательные стандарты [2].

Государственный образовательный стандарт (ГОС) – нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.

Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования призваны стать стандартами нового поколения, обеспечивающими дальнейшее развитие уровневого среднего профессионального образования с учетом требований рынка труда. Отличительными особенностями новых ГОС СПО являются следующие аспекты:

– отражение специфики направления подготовки специальности и профессии;

– выраженный компетентностный характер;

– наличие требований к результатам освоения основных образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные);

– значительное расширение академических свобод средних профессиональных образовательных учреждений в части разработки основных образовательных программ при условии минимизации возможности их противоречивых интерпретаций в отдельных средних профессиональных учреждениях образования субъектов Донецкой Народной Республики;

– учет требований, выработанных в процессе взаимодействия учреждений среднего  профессионального  образования  с  требованиями  рынка  труда и социальных партнеров;

– учет международных стандартов качества подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих.

Практика свидетельствует, что взаимосвязь разработчиков ГОС СПО может быть налажена на всех уровнях с огромным разнообразием форм, способов и методов обсуждения ГОС (конференциях, семинарах, при проведении мониторинга рынка труда, контактов с ассоциациями выпускников, анкетировании и т.д.).

Новые ГОС СПО предусматривают не только передачу знаний, умений и навыков, но и формирование осознанной позиции студента с активной жизненной позицией.

Компетентностный системный подход, как методологическая основа государственных образовательных стандартов профессионального образования, создает условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения его соответствия запросам рынка труда. Такой подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника, а также воспитание личности и деловой активности участников образовательного процесса.

Министерством образования и науки 93 ГОС СПО подготовки специалистов среднего звена и 67 ГОС СПО подготовки квалифицированных рабочих, служащих. В стадии разработки 1 проект ГОС СПО по специальности: 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение и 7 проектов ГОС СПО по профессиям: 08.01.15 Слесарь по изготовлению деталей и узлов технических систем в строительстве, 08.01.22 Мастер путевых машин, 08.01.23 Бригадир-путеец, 18.01.29 Мастер по обслуживанию магистральных трубопроводов, 23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции, 23.01.15 Оператор поста централизации, 43.01.07 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования.

Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в ОУ СПО. В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями разработаны и разрабатываются Основные профессиональные образовательные программы.

Согласно статьи 3 Закона ДНР «Об образовании», которая гласит, что ОПОП – это комплекс основных характеристик образования, который выражается в следующей учебно-методической документации:

– Учебного плана;

– Календарного учебного графика;

– Рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;

– Программ учебной и производственной практик;

– Методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии;

– Других материалов, обеспечивающих воспитание и качество подготовки обучающихся [1,2,3,5].

Методика формирования основной профессиональной образовательной программы СПО должна строиться на основе соблюдения определенных правил.

Программа должна:

  1. Соответствовать Государственному образовательному стандарту СПО и возможности постоянного обновления;
  2. Иметь модульную форму построения;
  3. Быть синхронна, т.е. взаимосвязана теория и практика и должна носить междисциплинарный характер построения содержания модулей;
  4. Носить командный и итерационный характер разработки ОПОП.

В настоящее время педагогическими работниками ОУ СПО совместно с работниками методической службы и научно-педагогическими работниками  разработаны три Примерные программы по учебным дисциплинам: Примерная программа учебной дисциплины ФК.00 «Физическая культура» для среднего профессионального образования” (Приказ №770 от 18.07.2016 г.), Примерная программа учебной дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОГСЭ.00 “Отечественная история” для образовательных учреждений среднего профессионального образования (Приказ №892 от 02.09.2016 г.), Примерная программа учебной дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” для образовательных учреждений среднего профессионального образования” (Приказ №881 от 31.08.2016 г.).

В стадии разработки примерные программы профессиональных модулей профессионального цикла образовательной программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих:

– по учебным дисциплинам: общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОГСЭ.01 «Основы философии» и ОГСЭ.03 «Иностранный язык»;

– общепрофессионального цикла – «Охрана труда», профессиональных модулей профессионального цикла образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также по направлениям:

  • 29.01.05 Закройщик, профессиональных модулей профессионального цикла образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  • 19.01.17 Повар, кондитер, профессиональных модулей профессионального цикла образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  • 43.01.01 Официант, бармен профессиональных модулей профессионального цикла образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  • 39.02.01 Социальная работа профессиональных модулей профессионального цикла образовательной программы подготовки специалистов среднего звена;
  • 15.02.25 Станочник (металлообработка), профессиональных модулей профессионального цикла образовательной программы подготовки специалистов среднего звена;
  • 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
  • 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), профессиональных модулей профессионального цикла образовательной программы подготовки специалистов среднего звена;
  • 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), профессиональных модулей профессионального цикла образовательной программы подготовки специалистов среднего звена;
  • 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», профессиональных модулей профессионального цикла образовательной программы подготовки специалистов среднего звена;
  • 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), профессиональных модулей профессионального цикла образовательной программы подготовки специалистов среднего звена;
  • 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, профессиональных модулей профессионального цикла образовательной программы подготовки специалистов среднего звена;
  • 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, профессиональных модулей профессионального цикла образовательной программы подготовки специалистов среднего звена.

Таким образом, предпринимаемые мероприятия по обновлению среднего профессионального образования в современных социально-экономических условиях, призваны   решать   задачи   по   улучшению   профессиональной  подготовки  молодежи и качественно ее изменить.

Выпускник системы среднего профессионального образования должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамичных экономических условиях, воспринимать и анализировать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к ним. В ходе подготовки специалиста первостепенное значение приобретает установка на развитие его личностных качеств, профессиональной и общей культуры, позволяющая существенно облегчить процесс профессиональной адаптации. Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.

Качеству образования должны способствовать:

1) объективные условия – это в первую очередь подготовка преподавателей, качество рабочих программ, дидактических и методических материалов, современная материально-техническая, социально-бытовая база и информационное обеспечение образовательных учреждений СПО;

2) инновационные технологии организации учебного и воспитательного процессов, а также средства оценки качества обучения на различных этапах;

3) механизмы и инструменты управления и самоуправления ОУ СПО с позиций качества [6].

Проще говоря, должна работать схема: умелое управление организацией образовательного процесса (современный менеджмент) + педагог + инновационные технологии. И тогда ОУ СПО становится современным, инновационным, где идет интенсивное переосмысление ценностей, преодолевается консерватизм и стереотипы педагогического мышления, моделируются новые оригинальные структуры учебно-воспитательного процесса, вносятся изменения в содержание, формы и методы обучения, воспитания, управления путем системного экспериментирования или апробации.

И здесь необходимо отметить, что немаловажное значение имеет самообразование инженерно-педагогических кадров, особенно в направлении использования инновационных педагогических технологий, методической деятельности, участия педагогов в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, конкурсах профессионального мастерства, постоянно действующих семинарах по вопросам современной педагогики и психологии, теории обучения и воспитания, мастер-классах и др.

Примером введения инноваций является День дублера в ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей пищевой и перерабатывающей промышленности», проводимый студентами специальности «Администратор». Как показала практика, проведение «Дня самоуправления» способствует формированию и развитию профессиональных навыков студентов, воспитывая самостоятельность, ответственность, деловые качества, общую культуру, способность к анализу, стремление к успеху и т.д.

Студенты занимают должности педагогов и руководителей ОУ СПО, а педагоги становятся студентами. По прошествии Дня дублера студенты держат отчет на педсовете, финальное тестирование проводят представители Донецкого государственного университета управления.

В результате студенты профессии «Администратор» получили практический урок, приобрели такие навыки, как: способность к организации, умение анализировать, управлять информацией, навыки толерантного делового общения, способность к достижению успеха, стрессоустойчивость и волю к успеху. Все студенты при анкетировании выразили 100 % удовлетворение таким инновационным мероприятиям.

В целях повышения качественного уровня инженерно-педагогических кадров, прежде всего, надо поменять отношение общества, государства к педагогу, к оплате его труда и социальному положению, дать гарантии достойного уровня жизни и адекватные условия для педагогической деятельности. Именно таким образом можно стимулировать приток в ОУ СПО новой генерации высококвалифицированных преподавателей, молодых педагогов, специалистов, имеющих опыт производственной работы.

Необходимо изменить взгляды преподавательского состава на качество педагогической работы. При этом важное значение при подготовке специалистов имеет уровень психолого-педагогической компетентности педагога. Он связан с умением преподавателя грамотно организовать учебно-воспитательный процесс.

В этом отношении большое значение имеет систематическое повышение квалификации педагогов. Сегодня ВУЗ «Республиканский институт последипломного образования» и Республиканский институт дополнительного педагогического образования предлагают различные формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, где педагогические работники ОУ СПО могут повысить свой профессиональный уровень.

Таким   образом,  можно  акцентировать  первостепенные  задачи,  которые  стоят сегодня перед системой СПО, безусловно, это ориентация на подготовку специалиста, который способен самостоятельно принимать решения, адекватно, эффективно, четко действовать в постоянно изменяющихся ситуациях.

Управление качеством в рамках СПО должно быть направлено на реализацию единой государственной политики в области образования, сохранение единого образовательного пространства, защиту интересов граждан в получении и доступности качественного образования, в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов.

Успех педагога — это успех ОУ СПО.

«Чтобы дойти до цели — надо, прежде всего, идти».

(О. Бальзак)

«Даже оказавшись на правильном пути, Вы рискуете сойти с него, если остановитесь хоть на минуту».

(У. Роджерс, журналист)

Поэтому, образовательные учреждения среднего профессионального образования должны быть в постоянном поиске путей совершенствования оказания образовательных услуг.

Список использованных источников

  1. Об образовании [Электронный ресурс] : закон Донецкой Народной Республики № 55- ІНС от 19.06. 2015. – Режим доступа : http://dnr-sovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii.
  2. Об утверждении списка рабочих групп и ответственных лиц за разработку государственных образовательных стандартов по профессиям и специальностям [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 335 от 21. 07. 2015 г. – Режим доступа : http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/1676-prikaz-335-ot-21-07-2015-g.
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 328 от 20. 07. 2015г. – Режим доступа : http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/896-poryadok-organizatsii-i-osushchestvleniya-obrazovatelnoj-deyatelnosti-po-obrazovatelnym-programmam-spo.
  4. Бервина, Е. В. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования [Текст]  /  Е. В. Барвина [и др.]. – Донецк : Изд.-во МОН ДНР, 2015. – С. 39.
  1. Бервина, Е. В. Методические рекомендации по разработке и формированию образовательных программ среднего профессионального образования [Текст] /  Е. В. Барвина [и др.]. – Донецк : Изд.-во МОН ДНР, 2015.
  2. Модернизация профессионального образования [Электронный ресурс]. –  Режим доступа : http://www.vfmgiu.ru/sovremennie_tendencii_v_visshem_ obrazovanii_506/perechen_specialnostey_srednego_obrazovania_557/Modernizaciya_professionalnogo_obrazovaniya_792/index.htm.
  3. Проблемы роста качества среднего профессионального образования в условиях модернизации образовательного [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  http://edu.rosuprava.ru/tezis/450.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *