Педагогический альманах «Ключ к успеху». Выпуск №1, 2017

alm-01-17

 

Скачать альманах

 

Введение

Педагогическое мастерствовысокий уровень профессиональной деятельности руководителя образовательной организации, учителя, преподавателя вуза, педагога, методиста, мастера производственного обучения. Педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение задач обучения и воспитания.

На страницах педагогического альманаха руководители образовательных организаций, педагогические работники, учёные раскрывают перед читателями свой путь овладения педагогическим мастерством в профессиональной деятельности. Раскрывают свой ключ успеха в самообразовании и самосовершенствовании. Педагогический альманах построен в виде блиц-опроса и разделен на категории по профессиональным направлениям. Данная подача материала позволит читателю более детально, четко понять суть изложенного материала.

Материалы, публикуемые в педагогическом альманахе – это бесценный, новаторский педагогический опыт, который будет полезен как начинающему педагогу и руководителю, так уже и опытным творцам своего дела.

 

Содержание

Снежко Валентина Ивановна
Директор Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий педагогический колледж

Ильницкий Александр Владимирович
Директор Государственного профессионального образовательного учреждения «Харцызский профессиональный лицей

 


SnezhkoВизитная карточка

Снежко Валентина Ивановна

Должность: директор, преподаватель психолого-педагогических дисциплин

Образование (регалии, звания): Ворошиловградский государственный педагогический институт, 1988 г. Педагогика и методика воспитательной работы, воспитатель-методист, учитель этики семейной жизни. Преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель-методист, «Отличник образования»

Место работы: ГПОУ «Донецкий педагогический колледж»

Стаж педагогической работы: 40 лет

Тема опыта: «Воспитательная система педагогического заведения образования как социально-педагогическое условие профессиональной подготовки будущих учителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений»

Целевая аудитория: (кому будет полезен данный опыт): преподавателям, учителям школ, студентам педагогических образовательных учреждений

Координаты: (сайт, тел. E-mail) сайт. dpk_new@mail.ru  тел. 3127387

 

  1. Путь Вашего становления как руководителя. Кто повлиял на Ваш выбор профессии?

Учителем не сразу хотела быть. Долго раздумывала и выбирала вид деятельности, который стал бы смыслом моей жизни. На выбор профессии повлияла жена моего брата. Она агитировала меня поступить на биологический факультет. Но необходимо было далеко ехать, поэтому поступила в Ворошиловградский педагогический институт. И теперь ни о чем не жалею. Это действительно дело всей моей жизни. Люблю свою работу и не представляю жизни без нее.

Путь руководителя был сложным. В колледж я пришла в 1991 году на должность заместителя директора по воспитательной работе. Именно эта деятельность помогла мне изучить основы успешной работы руководителя. Я приобрела необходимые организаторские навыки. На это ушли годы. Это был период профессионального роста. И только в 2001 году меня назначили директором, причем без поддержки любимого коллектива этого могло и не произойти.

  1. В чем суть Вашего инновационного подхода в управлении образовательной организацией? Как Вы видите его значимость на сегодняшний день? Какие Вы используете новые подходы в управлении (что позволит перевести образовательное учреждение из функционирующего в развивающееся)?

Современный руководитель должен быть, прежде всего, экспертом и стратегом в области управления деятельностью образовательного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования, деятельности сотрудников и всего образовательного учреждения.

Сегодня нельзя забывать о том, что современное образовательное учреждение, работающее в инновационном режиме, отличается от того, которое было раньше. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме.

Нужны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести образовательное учреждение из функционирующего в развивающееся.

То образовательное учреждение, которое постоянно развивается, работает в поисковом режиме. Основные принципы, которыми я руководствуюсь, это, прежде всего, демократизация, гуманизация, дифференциация, мобильность, развитие, стандартизация.

Инновационная деятельность учреждения — обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с Госстандартами; обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

Необходимо также менять и характер контроля с жесткого в режим самоконтроля. Соответственно изменяется и отношение участников образовательного процесса к контролю.

Развивающимся можно назвать образовательное учреждение, в котором учащийся реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности учеников и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме; уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива.

  1. Кому может быть полезен Ваш инновационный подход в управлении (на какую целевую аудиторию он рассчитан)?

Часто можно слышать, что инновационная деятельность связана с использованием новых (высоких) технологий. Конечно, это так. Устаревшие подходы в управлении уже не действуют. Одной из важнейших проблем в инновационной деятельности является  проблема управления. Квалификация   руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от директора требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.

Мой инновационный подход в управлении может быть полезен широкой аудитории. Это и студенты – будущие выпускники, которые будут работать в образовательных учреждениях разных уровней, и преподаватели, руководители других учебных заведений.

  1. Какими достижениями в управлении образовательной организацией Вы особенно гордитесь? Что помогло Вам добиться этого?

Колледж, в котором я работаю уже больше 25 лет, — это моя судьба. Она подарила мне счастливую возможность работать с прекрасным коллективом талантливых преподавателей, учиться у них профессионализму, мастерству. Одним из главных достижений в управлении образовательной организацией является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые прославили наш колледж во всех уголках Мира. Это произошло благодаря слаженной работе всего коллектива, особенно благодаря творческому созиданию педагогов-титанов (не побоюсь этого слова), которые работают и работали вместе со мной. Колледж стал вторым домом, в котором пророс дух любви, соперничества, творчества; дорогой сердцу уголок, в хаосе которого каждый преподаватель становится мастером, а каждый студент находит человека, который является для него значимой личностью в дальнейшей жизни. Главное – любить свою работу, студентов, которым отдаешь частичку своего сердца, своих сотрудников, без которых не было бы достижений и побед.

  1. Ваши профессиональные планы на будущее.

Всегда оставаться успешным и развивающимся человеком в данной области и личной жизни.

  1. На Ваш взгляд, без каких профессиональных качеств невозможно становление в своей профессии?

Профессия педагога относится к профессиям типа «Человек-человек». Главное для учителя является профессиональная компетентность и дидактическая культура. Известный российский психолог Евгений Александрович Климов говорил, что этот тип профессии определяется такими качествами, как хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, способность быстро понимать намерения, помыслы, настроения других людей, способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способность хорошо понимать, держать в уме знание о личных качествах разных людей. Поэтому становление в профессии педагога возможно только в том случае, если человек умеет руководить, учить, воспитывать, слушать и выслушивать; обладает широким кругозором, владеет речевой культурой. Важным фактором также является так называемая душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту. Настоящий педагог всегда найдет индивидуальный подход к человеку, способен сопереживать, решать нестандартные ситуации.

  1. Ваш ключ к успеху в профессиональной деятельности.

Стремление к совершенству. Нельзя стоять на месте. Нужно постоянно работать над собой, идти к поставленной цели. Роб Томпсон в своей книге «Ключ к успеху» писал, что невозможно добиться чего-либо, не приложив усилий.

Главное, также, работать в команде. Важно, чтобы в жизни вас окружали те люди, которые побуждали постоянно развиваться, добиваться успехов. Самостоятельно этого добиться сложно, практически невозможно. Командная работа приносит успех. Человек должен всегда говорить себе, что у него все получится, не смотря ни на какие трудности. А для успеха необходимо прилагать максимум усилий, чтобы добиться более высоких результатов. Жизнь человека – это постоянное восхождение на гору. Если остановиться и посмотреть вниз, то можно упасть. Поэтому каждый должен стремиться достигнуть вершины.

  1. Ваши пути самообразования и самосовершенствования.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности педагога рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время подготовки к учебным занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения, а являются результатом длительной работы над собой. Самообразование дает возможность говорить о профессиональном росте.

Учитель может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. Для этого педагог должен изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы; посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом; проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; повышать уровень своей эрудиции. Современный педагог должен постоянно стремиться к совершенствованию педагогического мастерства, постоянно пополнять свой собственный образовательный арсенал, ведь от его деятельности зависит качество образования.

  1. Ваш девиз или жизненное кредо.

В жизни я стараюсь поддерживать баланс между своими семейными и служебными обязанностями, потому что для меня важно и то, и другое. Мой дом – это то место, где я и моя семья, наши друзья и гости находят радость, уют, покой и счастье. Я не стараюсь не перегибать палку, заботясь о чистоте и порядке, так как дом, кроме этого, должен быть обжитым и удобным.  Своих детей и внуков я учу любить, учиться и смеяться, а также работать и развивать свои таланты. Высоко ценю права, свободу и ответственность каждого человека. Всегда стараюсь проявлять инициативу, необходимую для реализации своих жизненных целей. Считаю, что нельзя подпадать под влияние, а необходимо влиять на ситуации и обстоятельства.   Стараюсь удерживать себя от пагубных и разрушительных привычек.   Постоянно работаю над тем, чтоб развивать в себе такие навыки, которые освобождают меня от старых ярлыков и расширяют мои возможности.

  1. Ваш ключ к успеху на пути самообразования.

Самообразование касается не только профессии, необходимо постоянно читать литературу для развития личности. Иногда развитию карьеры мешает неумение человека общаться, настраивать связи и контакты с коллегами и учениками. Руководитель, который сам достиг своих высот, — это очень тонкий психолог, ведь на его плечах может лежать ответственность за сотни людей, а порой и за их жизни. Чем лучше человек владеет информацией о межличностных отношениях, чем лучше он может выложить свое мнение — тем быстрее он будет услышан и соответственно замечен и оценен. Чтобы называть себя современным человеком, нужно постоянно интересоваться всеми современными новинками и совершенствовать свои знания в различных областях.

Заниматься самообразованием – значит учиться жить. Оно необходимо, чтобы не испытывать стрессов и легко бороться с жизненными трудностями.

Очень важно знать, что самообразование не зависит от опыта, стажа работы, возраста человека. Оно необходимо для каждого ответственного и нацеленного на результат человека. Самообразование всегда и каждому помогает жить. Поэтому я стараюсь не делать для себя отговорки: «Нет времени», «Очень устала или занята». Это нужно делать, прежде всего, для себя, чтобы не опускаться на ступень ниже по лестнице своей жизни.

  1. Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

Прежде всего я бы хотела пожелать нашим читателям и их семьям здоровья, мира, благополучия, самосовершенствования, силы духа, бодрости и решительности.   И, конечно, хочу пожелать любви.
 

Советы опытного руководителя.

1. Что самое сложное в работе руководителя образовательной организации? Ответственность за всех сотрудников
 2. Чего никогда не должен делать руководитель? Не ставить личные интересы выше интересов коллектива
 3. Какие лидерские качества нужны руководителю для успеха в управленческой деятельности? Целеустремленность, решительность, настойчивость, ответственность, умение общаться
4. Как завоевать уважение сотрудников? Прежде всего, необходимо быть самим собой

Стиль и содержание авторских материалов сохранены.

 

IlnitskyВизитная карточка

Ильницкий Александр Владимирович

Должность: Директор

Образование: (регалии, звания): высшее. Отличник образования Украины

Место работы: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Харцызский профессиональный лицей»

Стаж педагогической работы: 30 лет

Тема опыта: «Организация контроля и руководства в профессиональном лицее»

Целевая аудитория: (кому будет полезен данный опыт): директора учреждений образования

Координаты: (сайт, тел. E-mail) licej78-hpl; 0660764636; 0713020287; licej57@mail.ru; licej78@gmail.com

 

  1. Путь Вашего становления как руководителя. Кто повлиял на Ваш выбор профессии?

Становление мое началось в 1975 году по окончании базового образования (8 классов) по рекомендации моих родителей, которые, кстати, были далеки от области образования, да и сам я, честно признаюсь, никак не представлял себя на этой стезе. Первой вехой стало поступление в Красноармейское педагогическое училище в том же году на отделение «учитель трудового обучения и черчения в 4-8 классах». Должен отметить, что лишь спустя полгода при изучении предмета «Технические средства обучения» я с ужасом осознал куда я попал, как говорится делать нечего, по мысли моих родителей (шахтера и повара-кондитера) работать в костюме и в галстуке все же престижнее, чем в робе и под землей. Понятно, что о зарплате никто речи не вел, да и не было это главным, поверьте. И, должен сказать, учеба в училище – это было одно из самых светлых пятен в жизни и, наверное, если бы атмосфера учебы была неприемлемой, я вряд ли был тем, кто я есть теперь. Отмечаю, что свой первый в жизни урок в школе на практике был оценен в «3» балла. Но это обстоятельство только меня закалило.

А дальше сразу же по окончании училища Славянский государственный педагогический институт по специальности «общетехнические дисциплины и труд». В институте мне посчастливилось участвовать в работе студенческого строительного отряда, дислоцировавшегося в Тюменской области, быть вожатым и воспитателем в пионерских лагерях (опыт еще со времени обучения в училище).

Трудовую деятельность начал учителем труда в г. Харцызске, в который я попал по настоящему распределению после института. Подняв на должный уровень материально-техническое состояние мастерских, став достаточно компетентным учителем труда, был избран руководителем городского методического объединения учителей технического труда.

Работал 5 лет директором школы, в которой в те далекие годы создал одним из первых оборудованный согласно требований компьютерный класс.

После этого работал в Харцызском городском методическом кабинете, методистом по учебно-воспитательным дисциплинам. Нужно ли говорить, что методист — мужчина – это курирование трудового обучения, физической культуры, массового спорта, НВП и еще кадровое обеспечение, вопросы охраны труда, пожарной безопасности, ПДД. По всем этим вопросам оказывал методическую помощь в школах города, внешкольных и дошкольных учреждениях, что позволило поднять уровень работы учреждений на должный уровень.

После работы за границей (Португальская республика) был принят на работу в СПТУ № 78 (ныне и далее ГПОУ «Харцызский ПЛ») на должность заместителя директора по УПЧ. В настоящее время 8 лет – директор данного учреждения.

  1. В чем суть Вашего инновационного подхода в управлении образовательной организацией? Как Вы видите его значимость на сегодняшний день?
  2. На сегодняшний день в рамках модернизации системы образования (развитие ИКТ, стандартизации), какие Вы используете новые подходы в управлении (что позволит перевести образовательное учреждение из функционирующего в развивающееся)?

По моему мнению, 2 и 3 вопросы можно объединить и попытаться ответить на них в целом.

Вся суть инновационной деятельности в области управления учреждением СПО заключается в ежедневном рутинном труде. Что в управлении можно считать инновацией? Я думаю – постоянный контроль за деятельностью структурных подразделений, который достигается плотным общением с руководителями. Невозможно переложить на плечи какой-либо машины работу по поддержанию деятельности коллектива и его развития. Личность руководителя, если хотите его харизма, играет огромную роль. Руководителем нужно родиться. Никакое натаскивание «командовать» не создаст руководителя. Учить нужно тех, кто имеет задатки в этом направлении. И еще я бы отметил, что руководитель должен быть преданным своему делу без остатка. Все силы должны быть направлены на развитие учреждения. Деятельность учреждения будет развивающейся только тогда, когда будут хотеть развиваться все его работники. Так вот стимуляция развивающей деятельности коллектива, желание и возможности руководителя в этом направлении и есть, я считаю, главная инновационная деятельность.

  1. Кому может быть полезен Ваш инновационный подход в управлении (на какую целевую аудиторию он рассчитан)?

Рассчитан на того, кто любит и хочет работать вообще и директором в частности, а тем более в образовании.

  1. Какими достижениями в управлении образовательной организацией Вы особенно гордитесь? Что помогло Вам добиться этого?

Создание и совершенствование спортивно-массового направления деятельности. За время работы было восстановлены и созданы заново спортивно-массовые объекты на территории лицея, которыми могут без ограничения пользоваться помимо студентов и работников, все желающие близлежащего района. Это стало возможным благодаря своевременному вложению сил и средств, использование грантов.

  1. Ваши профессиональные планы на будущее.

Расширение лицензионных возможностей, для большего охвата потенциальных студентов, предоставление населению широких возможностей в получении желаемой профессии.

  1. На сегодняшний день, какими своими методическими или научными наработками Вы бы хотели поделиться с коллегами?

Мониторинг посещаемости и успеваемости с использованием электронных таблиц.

  1. На Ваш взгляд, без каких профессиональных качеств невозможно становление в своей профессии?

Трудолюбие и самоотдача.

  1. Ваш ключ к успеху в профессиональной деятельности.

Выше уже сказано.

  1. Ваши пути самообразования и самосовершенствования.

Любопытство и желание изучать новое.

  1. Какой информационный источник (сайт) Вы бы могли посоветовать молодым специалистам для самообразования?

Сокровищница педагога СПО и подобные ему сайты.

  1. Какой фильм помог Вам как руководителю? Заставил задуматься, подсказал идею, помог найти способ решения проблемы.

«Москва слезам не верит». Когда научишься организовывать трех человек, далее количество не имеет значения.

  1. Ваш девиз или жизненное кредо.

«Делай что положено, и будь что будет!»

  1. Ваш ключ к успеху на пути самообразования.

Любопытство и честолюбие.

  1. Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

Не останавливаться на достигнутом, никогда!

 

Советы опытного руководителя.

 1.Что самое сложное в работе руководителя образовательной организации? Работа с людьми и выполнение плана набора.
 2.Чего никогда не должен делать руководитель? Жалеть себя.
 3. Какие лидерские качества нужны руководителю для успеха в управленческой деятельности? Трудолюбие и готовность к самопожертвованию
 4. Как завоевать уважение сотрудников?

 

Правдой, решительностью, желанием развивать учреждение. Равенство всех перед всеми.

Стиль и содержание авторских материалов сохранены.
exit-alm-01-17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *