Технологическая карта как инновационная форма фиксации дидактического проекта учебного занятия

УДК    377.112.4

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ФИКСАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Иванушкина Анна Григорьевна,
преподаватель-методист
ГПОУ
«Донецкий лицей профессионально-
технического образования»

 

Аннотация. В статье констатирована необходимость поиска инновационных форм фиксации результатов дидактического проектирования учебных занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Предложена авторская форма дидактического проекта – технологическая карта учебного занятия.

Ключевые слова: образование; профессиональное образование; среднее профессиональное образование; дидактическое проектирование; образовательные технологии; технологическая карта учебного занятия.

 

Важнейшей задачей современного педагога образовательного учреждения (ОУ) среднего профессионального образования (СПО) является формирование готовности обучающихся к грамотному оперированию информацией из разнообразных источников и эффективному использованию ее в будущей профессиональной деятельности. Ученики должны иметь навыки политехнического мышления, понимания сущности производственных процессов, осмысления фундаментальных технических идей, самостоятельной их конструктивной трактовки и применения их в конкретных производственных условиях.

В свете внедрения республиканских Государственных образовательных стандартов (ГОС), концептуально основанных на методологии компетентностного образовательного подхода, для каждого педагога ОУ СПО при планировании и реализации усвоения обучающимися каждого профессионального модуля важным является осознание необходимости достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов: личностных, предметных и метапредметных. Причем, результаты эти формулируются не в виде перечня знаний, умений и навыков (что было присуще отчасти утратившему актуальность знаниевому образовательному подходу), а в виде готовности к осуществлению вполне определенных способов деятельности.

Из вышесказанного вытекает наличие новых требований не только к содержанию, но и к методике организации и реализации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и проводить учебное занятие так, чтобы осознанно и гарантированно достигать качественных результатов обучения [1].

Проблемам проектирования учебного занятия в профессиональной школе посвящены многочисленные и разнообразные научные, методологические и методические исследования Микуляка О. П., Никулиной А. С., Костюченко М. П., Силаевой И. Е., Шевчук С. С., Майоровой И. Г. И многих других, давшие положительные фундаментальные и прикладные результаты. Вместе с тем, существует необходимость разработки инновационной формы фиксации рабочей модели, дидактического проекта учебного занятия в ОУ СПО, отвечающей требованиям деятельностной парадигмы и компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Целью данной статьи является представление авторского подхода к разработке инновационной формы фиксации дидактического проекта учебного занятия в ОУ СПО — его технологической карты.

Документ, фиксирующий дидактический проект учебного занятия, его структуру и содержание составляющих, призваны установить не только виды деятельности педагога и обучающихся, но и анонсировать предполагаемые и достигаемые образовательные результаты. Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного образовательных подходов [2] требует от педагога не только детальной операционально-деятельностной структуризации учебного занятия, но обязывает также к четкой фиксации субъектных форм деятельности. И это неудивительно, ведь выбор образовательной технологии — это всегда выбор стратегии, приоритетов, системы взаимодействия, тактик обучения и стиля работы педагога с обучающимся. Всем этим требованиям, по нашему мнению, удовлетворяет предложенный нами элемент комплексного методического обеспечения учебного процесса в ОУ СПО — технологическая карта учебного занятия.

Предложенный нами термин содержит субтерм “технологическая карта”, пришедший в педагогику из технических наук и теорий точных производств. Подобные субтермы широко используются теоретиками и практиками в контексте среднего и высшего профессионального образования [3]. Само слово “технология” происходит от греческого “τέχνη”, означающего “искусство, мастерство, умение”.

Технологическая карта учебного занятия – это современная форма  планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся, отображающая, описывающая, представляющая весь процесс деятельности участников учебного процесса в удобной для визуального восприятия форме, указывающая операции, их составные части. Интерес и внимание к конструированию технологических карт учебных занятий обусловлены, в первую очередь, возможностью отражения в них деятельностной составляющей взаимодействия педагога и обучающихся, что является актуальным, прежде всего, для развивающего обучения.

Таким образом, технологическая карта учебного занятия – это обобщенно-графическое выражение сценария занятия, каркас его проекта, средство представления путей индивидуализации обучения. Названная форма представления проекта учебного занятия отличается от традиционных планов проведения занятий наличием возможности корректирования (то есть заложенной изначально вариативностью занятия).

Мы предлагаем особо выделить в структуре технологической карты учебного занятия блоки, соответствующие концепции технологизации учебного процесса:

— блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

— инструментальный блок (средства достижения целей);

— организационно-деятельностный блок (структуризация на действия и операции).

В структуре технологической карты учебного занятия необходимо также предусмотреть возможность:

— тщательного планирования каждого этапа деятельности;

— максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

— координацию и синхронизацию действий субъектов учебного процесса.

На Веб-ресурсе hegelnet.org/auto/ivan.doc мы предлагаем пример, иллюстрирующий основные положения нашей работы. В нем уровень технологизации учебного процесса достигает максимальных значений: не только ход учебного занятия проектирован педагогом (дидактическое проектирование), но и учебная деятельность обучающихся предполагает технико-технологический аспект (учебное проектирование). Заметим, что учебное проектирование — это работа обучающихся над учебным проектом, достижение запланированного результата в виде конкретного «материального продукта» [4]. Такая проектная технология обучения имеет комплексный характер, поскольку ее реализация предполагает использование совокупности разнообразных интерактивных методов обучения: кооперация в малых группах, мозговой штурм, дискуссия, ролевая игра, учебная рефлексия. При применении проектной технологии решаются следующие задачи: обучающиеся учатся самостоятельно и критически мыслить; планировать свою деятельность, заранее прогнозируя ее результаты; использовать разнообразные источники информации; анализировать и сравнивать факты; аргументировать собственные суждения; принимать решения, устанавливать социальные контакты, распределять обязанности; создавать материальный конечный продукт, представлять результаты свой деятельности аудитории; оценивать свою деятельность и деятельность партнеров .

Итак, технологическая карта учебного занятия – это эффективная форма педагогико-технологического документа, в котором описан весь процесс обучения и его части в строгой технологической последовательности, указаны операции и их составляющие, необходимые материальные ресурсы, производственное оборудование, инструменты, технологические режимы, время выполнения и другие важные характеристики образовательно-технологического процесса.

Планируемые результаты обучения можно тогда представить в виде системы личностно-ориентированных образовательных целей, появляется возможность более четкого и наглядного проектирования учебного занятия, ухода от несколько избыточных, по нашему мнению, структуры и содержания традиционного плана учебного занятия.

 

Список использованных источников

 

  1. Открытое образование – объективная парадигма ХХІ столетия / под общ. ред. В. П. Тихонова. – М., 2000. – 288 с.
  2. Шишов С. Компетентностный подход в образовании : международный аспект / С. Шишов // Открытый урок. – 2004. – № 17/18. – С. 20-21.
  3. Блинов В. И. Стандарт результата : о новых федеральних государственных стандартах профессионального образования  / В. И. Блинов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2010. – №  1 (2). – С. 5-14.
  4. Шевчук С. С. Інноваційні підходи до навчання професії : метод. посібник / С. С. Шевчук. – Донецьк : ІПО ІПП УМО АПН України. – 2009. – 117 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *