Волонтерская работа с воспитанниками учебно-воспитательного комплекса для детей с нарушениями зрения как направление гражданско-патриотического воспитания студентов

УДК 377.131.14.+37.035

ВОЛОНТЕРСКАЯ РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Жоломко Виктория Валериевна,
преподаватель
ГПОУ
«Горловский техникум» ОУВПО «ДонНУ»

 

Аннотация. В статье рассматривается роль волонтерской деятельности  в стимулировании активного гражданско-патриотического воспитания студентов.  В результате анализа автор показывает, как при взаимодействие с младшими школьниками с ограниченными возможностями студенты формируют свою гражданскую позицию и правовое самосознание, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации в обществе.

 

Ключевые слова: гражданско-патриотическое сознание; волонтерская деятельность; творческая работа; дети с ограниченными способностями.

 

В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления современного человека, без чего общество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

В этой социокультурной ситуации необходима система образования, которая, опираясь на общепринятые традиции русского народа, обеспечит высокие духовно – нравственные качества личности студента.

Важнейшие задачи воспитания — формирование у студентов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Воспитание — сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения пространства социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия самого воспитуемого, педагога-воспитателя, коллектива в целом. Лишь такое взаимодействие позволяет нам эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, экономического и социального прогресса общества, укрепления и совершенствования правового государства.

Сегодня воспитание патриота – это воспитание созидателя, стремящегося к сотрудничеству ради процветания Республики, человека, личностным качеством которого является высокая гражданская позиция.

В Горловке существует учебно-воспитательный комплекс ”Детский сад №1 для детей с нарушениями зрения-общеобразовательная школа І ступени № 31” с инклюзивным обучением ”Созвездие”  Горловского городского совета. Слабовидящие дети требуют особой заботы со стороны не только родителей, но и общества.

Очень часто такие дети обладают высокими интеллектуальными способностями, а недостаток зрения компенсируют за счет других органов чувств. Поэтому необходимо проведение занятий, которые одновременно развивают слух, речь, осязание, вестибулярный аппарат, координацию мышц рук, ног и спины, а также способствуют развитию мелкой моторики (например, участие в каких-либо видах творческой деятельности).

Формирование гражданско-патриотического сознания студентов Донецкой Народной Республике рассматривается как важнейшая ценность, одна из «основ духовно-нравственного единства общества».

Перед педагогами стоит сегодня стратегически важная задача – в условиях многообразия жизни научить молодое поколение самостоятельному выбору, активной гражданской позиции, воспитать чувство патриотизма, формированию духовных ценностей, нравственно — эстетических жизненных признаков и положительных качеств студента, что повышает значение гражданского воспитания подрастающего поколения. Для этого нужна система проектных мероприятий: в которых есть интегрированный подход к гражданско-патриотическому образованию и воспитанию, в основе которого лежит взаимодействие воспитательной работы классных руководителей и воспитательной функции дисциплин учебного цикла и дополнительного образования, внеклассной работы педагога.

Начав гражданско-патриотическую работу со студентами, я столкнулась с многообразием выбора форм и направлений этого воспитания, и выбрала внеаудиторную волонтерскую деятельность, ведь вызвать у студентов интерес к формированию социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, является не простой задачей. Расширив спектра форм, методов и средств психолого- педагогических воздействий на студентов, необходимых для осуществления гражданско-патриотического воспитания, был сделан выбор метода в пользу проведения творческих встреч с другими организациями образовательной сферы для передачи опыта и содействия к повышению уровня творческих способностей и формированию с раннего возраста системы правовых знаний.

Примером деятельности может служить творческая встреча «Будущее нашей Республики в наших руках!»

Цель: Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. Воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека.
  2. Формирование культуры проявления гражданской позиции.
  3. Формирование у студентов системы знаний, уважения и интереса к государственным символам Донецкой Народной Республики.
  4. Формирование у студентов чувства ответственности за будущее республики, ответственности за младшее поколение.

Формы: тематические загадки; коллективное творческое дело (создание совместной работы студентов и школьников)

Студенты посетили начальную школу для детей с ограниченными способностями, где сами стали воспитателями, учителями, помощниками и примером подрастающему поколению в воспитании гражданина и патриота своей республики. Накануне празднования «Дня Земли» студенты и школьники вели ознакомительную беседу, на тему: «Мой родной город» В ходе беседы студенты отвечали на вопросы младших школьников: «Кто для меня герой в современном обществе? На кого я бы хотел быть похож? Кто такой гражданин и что для тебя значит Республика?»

Все дети радостно и откровенно отвечали на вопросы подростков т.к. видели перед собой детей, только старших и поэтому были расположены более доверительно. В основном этапе необходимо было создать творческую коллективную работу, которая раскрыла такие качества как дружелюбие, коллективизм, забота, внимание. При выполнении общей творческой работы дети разгадывали загадки «О матушке Земле», рассказывали тематические стихотворения, вели беседы на правовые темы и совместно создавали свою работу, где четко определи значимость каждого человека в мире, в обществе и даже в своем классе. Студенты помогали детям, проявляя внимание, терпение, и заботу. Воспитывая гражданско-патриотическое сознание у младших школьников, студенты техникума совершенствовали эти знания в себе.

viktory_1    viktory_2

Мастер класс «Поздравительная открытка ко Дню Победы!»

Цель: Формирование ценностного отношения и сопричастности студентов к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему, посвящение младшего поколения в историю Отечества.

Задачи:

  1. Воспитание гражданско-патриотических качеств личности студентов (чувства гордости за свою Родину, город, своих героев).
  2. Сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения.
  3. Создание индивидуальной творческой работы (открытка ветерану)

       Форма: Беседа о Великой Отечественной войне с учетом возрастных особенностей, Беседа «Георгиевская ленточка» и её история», создание открытки в подарок ветерану

Студенты провели с учащимися 1-3х классов мастер-класс по изготовлению открыток, простой, но не менее важный способ проявить уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Пошагово объясняя и показывая ход выполнения работы в создании эксклюзивной открытки своими руками. Выступили с рассказами о героях – школьниках, об их подвигах в дни войны, о том, как важно знать и помнить историю Великой Отечественной войны.

viktory_3    viktory_4

    На сегодняшний день существуют перед  обществом две главные задачи: развитие гражданско-патриотического воспитания и здоровьесберегающая работа с детьми с ограниченными способностями (детьми-инвалидами). Осуществление внеаудиторной гражданско-патриотической деятельности позволяет сформировать у студентов ведущие патриотические качества, отражающие названные ценности, а именно: патриотизм, гуманность,  уважение, ориентация на трудности и проблемы как на общепринятую норму, преодоление собственных слабостей, работа над собой, забота, милосердие и многие другие. Самым важным итогом  является помощь детям-инвалидам и их благодарные и счастливые глаза!

Список использованных источников

  1. Сборник статей

Гурова, Р.Г. Современная молодёжь: социальные ценности и нравственные ориентации. Педагогика. 2000. — № 10. -С. 32-38.

Коротов, В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования. Педагогика. 1997. — № 5. — С. 46-51.

  1. Статья из сборника

Коротов, В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования. Педагогика. 1997. — № 5. — С. 46-51.

  1. Книга одного автора

Подласый, И.П. Педагогика: учебник для студ. высших пед. заведений. М.: Просвещение: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432с.

  1. Статья одного автора из журнала

Шейнин, З. Творческий подход в патриотическом и нравственном воспитании учащихся. Основы Безопасности Жизни. 1999. — № 10. — С. 61-63.

  1. Нормативно-технические документы

Элиасберг, Н. Система этико-правового образования и гражданского воспитания: первые. Народное образование. 2001. — № 4. — С. 116-120

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *