Педагогическая поддержка студентов в условиях преодоления посттравматического синдрома

УДК 37.02+159.923.3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СИНДРОМА

 

Татьяна Васильевна Гонч,
мастер производственного обучения,
ГПОУ Макеевский профессиональный лицей

Лилия Михайловна Кидина,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры образовательного менеджмента
высшего учебного заведения «Республиканский институт
последипломного образования инженерно-педагогических работников»

 

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы педагогической поддержки и возможности ее применения в практике работы ОУ среднего профессионального образования по оказанию помощи студентам в преодолении последствий посттравматического синдрома.

 

Ключевые слова: педагогическая поддержка; посттравматический синдром; мастер производственного обучения; студент.

Третий год в Донбассе продолжаются военные действия, то затихая, то разгораясь с новой силой. И это не только разрушенные дома, убитые и раненные, это еще и истерзанные военными событиями души. Самой беззащитной и наиболее уязвимой категорией населения стали дети и подростки. Все это отразилось и на организации учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений.

Проведенное психологами исследование показало, что у многих учащихся и студентов Донецкой Народной Республики отмечается снижение интереса к деятельности, ранее вызывавшей у них большой интерес; чувство отстраненности, отчуждения от других людей; обеднение чувств, отсутствие положительных эмоций; отсутствие планов на будущее. Была установлена причина – посттравматическое стрессовое расстройство как результат воздействия военных действий в нашем регионе.

С целью оказания помощи студентам Макеевского профессионального лицея нами были изучены основные причины и средства преодоления посттравматического синдрома у наших студентов, проанализированы факторы, защищающие от развития посттравматического стрессового расстройства:

  1. Способность контролировать свои эмоции.
  2. Высокая самооценка.
  3. Способность своевременно перерабатывать травматический опыт других в свой жизненный опыт.
  4. Наличие хорошей социальной поддержки.

Понятие «поддержка» введено в педагогику в 1995 году членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и получило развитие в работах других ученых, которыми были определены основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки субъектам образовательного процесса [3].

Представители научной школы О.С. Газмана определяют педагогическую поддержку как особое направление педагогической деятельности, последовательно развивающее, равноправные, доверительные отношения взрослого и ребенка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей в разных сферах его жизни, на индивидуальное саморазвитие [1; 3; 7].

Многие авторы определяют поддержку как принцип педагогической деятельности в реализации гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей (Е.В. Бондаревская, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, Ш.А. Амонашвили и др.). Воспитанник является объектом педагогического взаимодействия. В то же время он – субъект самовоспитания, саморазвития. Поэтому многие авторы видят суть педагогической поддержки в том, чтобы помочь ребенку, ученику, студенту преодолеть препятствия, трудности на пути саморазвития и самореализации.

Следует отметить, что дефиниции «помощь» и «поддержка» в педагогическом лексиконе часто стоят рядом, в то же время существует дифференциация этих понятий. Помощь – это определенная система мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, а поддержка предполагает реализацию этой системы мер, то есть деятельность по оказанию помощи.

Сотрудники лаборатории проектирования воспитательных систем ИПИ РАО под руководством О.С. Газмана предложили свой подход к определению содержания педагогической поддержки, рассматривая ее как «деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в разрешении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в учении, жизненным и профессиональным самоопределением» [7].

Можно отметить одновременное появление понятия «социальная поддержка», «психологическая поддержка», «педагогическая поддержка», «социально-педагогическая поддержка».

Значения понятия «поддержка»:

1) помочь другому обрести уверенность;

2) подкрепить то положительное, что есть в личности;

3) удержать от того, что мешает развитию.

Поскольку во многих образовательных учреждениях среднего профессионального образования нет психолога, мы проанализировали педагогические возможности оказания помощи студентам и педагогам в преодолении посттравматического синдрома. В качестве основного средства мы выбрали педагогическую поддержку.

Анализ научно-педагогической литературы позволил определить, что суть поддержки состоит в том, чтобы помочь человеку самостоятельно преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности и самостоятельности действий.

Исходя из этого, задача педагогической деятельности ИПР СПО состоит не только в том, чтобы помочь студенту устранить имеющиеся трудности, препятствия, проблемы, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и разрешения своих проблем.

Реализация концепции педагогической поддержки, разработанная под руководством О.С. Газмана, была предложена М.С. Калинкиным [6] и возможна в том случае, если основу профессиональной позиции педагога составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

  • любовь к воспитаннику, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
  • применение диалоговых форм общения со студентами, умение говорить по-товарищески, слушать, слышать и услышать;
  • уважение достоинства студента, вера в миссию каждого воспитанника, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
  • ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • признание права воспитанника на свободу поступка, выбора, самовыражения;
  • поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах студента; признание равноправия подростка в диалоге и решении собственной проблемы;
  • умение быть товарищем для студента, готовность и способность быть на его стороне;
  • собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку [6].

Т.В. Анохиной сформулирована цель педагогической поддержки, которая предполагает помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира. Педагогическая поддержка нужна для того, чтобы учебно-воспитательный процесс носил личностно-ориентированный характер. При осуществлении ее задач и направлений главным предметом деятельности воспитанника и взрослого является проблема ученика (студента), и он должен учиться не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлять, выбирать наиболее рациональный способ поведения [1].

Следует отметить, что педагогическая поддержка оказывается и в том случае, когда студент не обращается за помощью, но мастер (классный руководитель) видит, что студент может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах или же в правильности выбора.

Авторы работ по педагогической поддержке выделяют такие ее виды:

  • по степени участия взрослого выделяют непосредственную и опосредованную поддержку:

– непосредственная поддержка практикуются педагогом в процессе его разговора со студентом;

– опосредованная поддержка осуществляется педагогом с помощью рассказа о примерах разрешения аналогичной ситуации из личного опыта, из опыта родителей, других студентов, примеры из литературы и кино, вовремя сказанных пословиц или поговорок, напетой фразы из песни… Это позволяет натолкнуть человека на самостоятельное разрешение проблемы. В отличие от непосредственной поддержки, которая осуществляется в индивидуальной работе, опосредованная поддержка может осуществляться в форме обращения к группе, коллективу студентов.

  • по времени оказания авторы выделяют опережающую поддержку, своевременную и предупреждающее последействие.

Обобщая сказанное, отметим, что педагогика поддержки в условиях преодоления посттравматического синдрома призвана помочь и взрослому, и студенту более эффективно решать задачи выхода из кризисных ситуаций, изменения личностных качеств и поведенческих аспектов на основе сотрудничества.

Также были определены условия обеспечения педагогической поддержки студента, основанные на следующих принципах педагогического взаимодействия:

  • согласие воспитанника на помощь и поддержку; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности студента; вера в эти возможности;
  • ориентация на его способности самостоятельно преодолевать препятствия;
  • совместность, сотрудничество, содействие предполагают помощь педагога в осознании сути проблемы, в оказании помощи в поисках средств ее разрешения, что выражается в косвенном его влиянии на самостоятельные действия студента;
  • конфиденциальность;
  • доброжелательность и безоценочность (не сравнивать действия воспитанника с действиями его сверстников, а пытаться понять и услышать голос каждого, причины его трудностей и проблем).
  • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
  • реализация принципа «не навреди»;
  • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Анализ работ О.С. Газмана, Л.М. Лузиной, Е.Н. Степанова и др. позволил сделать выводы о сущности, содержании и методах педагогической поддержки студентов СПО в условиях преодоления посттравматического синдрома. Таким образом, педагогическая поддержка – это совместное с воспитанником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему сохранять человеческое достоинство, достигать положительных результатов в учебной деятельности, профессиональной подготовке, общении, поведении, образе жизни.

Педагогическая поддержка направлена на развитие таких личностных качеств студента как самосознание, самоорганизация, самоопределение. Для определения содержания и основных направлений педагогической поддержки мастеру производственного обучения (педагогам) необходимо выяснить суть препятствий, трудностей студента в преодолении посттравматического синдрома, показать перспективы и возможности в достижении этих и других жизненно важных для человека целей.

При этом необходимо учитывать, что трудности и препятствия могут быть

субъективными: недостаточно знаний и опыта для самостоятельного действия; недостаточные волевые, интеллектуальные, моральные усилия личности; несоответствие физического, коммуникативного развития, знаний, опыта, способов в деятельности;

объективными: (социально обусловленными): ценностные ориентации семьи, друзей, группы сверстников; педагога-наставника с его советами, рекомендациями, жизненным опытом, желанием и умением оказать своевременную помощь и поддержку;

материальными: ограниченные финансовые возможности семьи, недостаточная учебно-материальная база ОУ СПО, отсутствие квалифицированных специалистов (психолога, социального педагога) и т.д.

Анализ и обобщение работ по исследуемой проблеме позволил определить две группы методов педагогической поддержки, которые стали ориентирами в нашей работе со студентами.

Первая группа методов обеспечивает поддержку всех воспитанников, создает фон доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества. К ней относят методы взаимного доверия, взаимного информирования, совместного планирования разных видов деятельности, одобрение достижений учебно-производственной группы, коллектива.

Вторая группа методов направлена на индивидуально-личностную поддержку. Она предусматривает диагностику индивидуального развития, уровня воспитанности, определение личностных проблем студента.

В сложившейся в настоящее время социальной ситуации ИПР СПО, мастеру производственного обучения необходимо учитывать в индивидуальной поддержке значимость создания условий для самореализации личности, повышения статуса воспитанника, и с этой целью создавать определенные воспитывающие ситуации: ситуации достижения успеха, ситуации значимости личного «вклада» студента в решение общих задач и др.

Л.М. Лузина, Е.Н. Степанов подчеркивают необходимость в процессе организации совместной деятельности не только поддерживать, но и отмечать любые проявления самостоятельности, познавательного интереса, творческой инициативы, а также поступки, достойные одобрения [9].

Организация (технология) педагогической поддержки может быть представлена этапами деятельности педагога с целью оказания помощи студентам в разрешении возникших проблем: диагностической, поисковой, проектно-действенной, рефлексивной.

Таким образом, «педагогическая поддержка» включает в себя:

  • изучение среды, в которой находится студент;
  • выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на его жизнедеятельность в условиях преодоления посттравматического синдрома;
  • выявление педагогических проблем студента, с которыми он не может справиться самостоятельно;
  • установление с ним доверительных отношений;
  • привлечение к решению проблемы преподавателей, работающих в данной группе и других специалистов;
  • консультирование;
  • совместный анализ результатов разрешения возникшей проблемы.

Анализ литературы по проблеме показал, что под педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь субъектам образовательного процесса в преодолении социальных и личностных трудностей.

Наличие разных точек зрения на сущность понятия «педагогическая поддержка» подчеркивает многоаспектность и возможности расширения сферы его применения. Прежде всего, педагогическая поддержка характеризует гуманистический характер образовательной деятельности и является условием реализации личностно ориентированного подхода к воспитанию. Она определяет сущность гуманистической позиции педагога, стратегию педагогической деятельности. Особое значение и актуальность педагогическая поддержка приобрела в условиях преодоления посттравматического синдрома всеми участниками образовательного процесса.

Педагогическая практика нуждается в разработке технологий педагогической поддержки студентов СПО в соответствии с реалиями организации образовательного процесса в современных условиях.

В контексте компетентностного подхода в образовании под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.

В образовательных учреждениях СПО приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому студенту. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее разрешения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия воспитанника. В зарубежной педагогике такого педагога называют фасилитатором.

Список использованных источников

  1. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования [Текст] / Т. В. Анохина // Классный руководитель. – 2000. – № 3.
  2. Бакшеева Э. П. Педагогическая поддержка самоактуализации студентов в педвузе [Текст] / Э. П.  Бакшеева. – Сургут, 2003.
  3. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании [Текст] / под ред. О.С. Газмана. – М., 1996.
  4. Жидков В. Ф. Педагогическая поддержка – основа гуманистической педагогики [Текст] / В. Ф. Жидков // Праблемы выхавання. – 2006. – №
  5. Кабуш В. Т. Педагогическая поддержка – технология воспитания XXI века [Текст] / В. Т. Кабуш // Праблемы выхавання. – 2005. – №
  6. Калинкин С. М. Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс] / С. М Калинкин // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/11/01/pedagogika-podderzhki-rebenka-i-protsessa-ego-razvitiya.
  7. Новые ценности образования [Электронный ресурс] // Миссия классного воспитателя : вып 1 (31), 2007. – Режим доступа : http://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/2011/06/nev_1_2007_missija.pdf.
  8. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] / под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. – М., 2006.
  9. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
  10. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1990.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *