Психологические аспекты повышения эффективности уроков производственного обучения

УДК 373.7 +37.015.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Марина Анатольевна Глазунова,
мастер производственного обучения
ГПОУ Макеевский профессиональный лицей

Наталья Владимировна Пашкова,
кандидат педагогических наук, доцент
заведующая  кафедрой образовательного менеджмента
высшего учебного заведения «Республиканский институт
последипломного образования инженерно-педагогических работников»

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности профессиональной подготовки студентов СПО, основанные на психологизации учебно-производственной деятельности.

 

Ключевые слова: учебно-производственная деятельность студента; урок производственного обучения; мотивы учебной деятельности.

 

Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования стала значимой вехой в работе образовательных учреждений СПО [1]. Профессиональная подготовка студентов в них протекает с различным приложением сил, активности, самостоятельности студента. Особенности протекания этого процесса влияют на качество приобретаемых профессиональных умений и навыков. Изучение методов активизации учебной деятельности обучаемых позволило выделить три такие подгруппы:

  • методы эмоционального стимулирования;
  • методы развития познавательного интереса;
  • методы развития творческих способностей и личностных качеств студентов [2].

Мы соотнесли эти методы с основными аспектами профессиональной подготовки студентов и увидели целесообразность применения их в работе мастера производственного обучения.

Теоретический анализ научно-педагогической литературы показал, что важным элементом активизации учебной деятельности студентов является познавательная активность личности, которую мы рассматриваем как способ удовлетворения её духовных потребностей, интересов, самовыражения и самореализации (О.К. Дусавицкий, А.К. Маркова, Г.И. Щукина).

Исследования педагогов и психологов по эвристическим способам мышления (Ю.Н. Кулюткин), по проблемному обучению (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.Н. Максимова, А.М. Матюшкин и др.) убедительно доказывают, что учебная деятельность обучаемых протекает более интенсивно, если в ней задействованы эмоциональные процессы (О.К. Тихомиров, Ю.Н. Кулюткин).

На огромную роль эмоций в продуктивной работе коры головного мозга указывал И.П. Павлов, доказав, что положительные эмоции тонизируют её работу, а отрицательные — тормозят, угнетают. На необходимость эмоциональной оснащенности процесса обучения указывал В.А. Сухомлинский. «Эмоциональные опоры» при изложении учебного материала являются главной отличительной особенностью методической системы известного педагога Е.Н. Ильина.

Учебно-производственная деятельность студента существенно отличается от школьной практики, что само по себе уже порождает целый спектр эмоциональных переживаний: беспокойство и удовлетворение, разочарование и радость, удивление и безразличие. А это те чувства, которые влияют на формирование успеха в учебной деятельности — главного источника внутренних сил студента. В умении мастера производственного обучения управлять чувствами и эмоциями обучаемых кроется секрет успешности и эффективности использования методов и приёмов организации профессиональной подготовки будущих специалистов [2].

Устойчивые эмоциональные состояния наших студентов в учебно-производственной деятельности проявляются в виде чувств: интеллектуальных (любознательность, сомнение, радость открытия и др.); практических — чувства, связанные с их учебно-производственной деятельностью, увлеченность делом, чувство приятной усталости и т.д.

Из рассматриваемых в психологии фундаментальных эмоций и чувств наибольшее дидактическое значение в профессиональной подготовке имеют сомнение, удивление, интерес, радость. Радость любого труда, в том числе учебного, определяется его успешностью. Чем более значимы результаты труда, тем сильнее удовлетворенность и радость.

Для возникновения радости в учебно-производственной деятельности необходимо, во-первых, создать достаточно сильную потребность в конкретной деятельности; во-вторых, вселить уверенность в своих силах и постоянно её поддерживать; в-третьих, обеспечить успешное и полное удовлетворение потребности [1; 2].

Цели профессионального обучения в СПО трансформируются в мотивы учебной деятельности студента. В общей структуре мотивации одни из них играют доминирующую роль, преобладают, другие – подчиненную, иные – слабо заметную (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина).

В учебной деятельности различают две большие группы мотивов: познавательные и социальные. Мастера производственного обучения Макеевского профессионального лицея уделяют большое внимание формированию мотивации учебно-производственной деятельности студентов, опираясь при этом на данные изучения мотивов выбора профессии. На одном из первых классных часов проводим экспресс-диагностику ведущих мотивов выбора нашего образовательного учреждения и конкретной специальности. По данным сентября 2015 г. ведущими мотивами первокурсников названы: совет родителей, близость училища к дому, «рекомендация» учителей школы, понимание своей профессиональной пригодности, возможность трудоустройства, применение получаемых знаний в последующей жизни.

Мастерами производственного обучения проводится работа по формированию познавательных мотивов (получить профессию, занять в будущем определенную должность, получить возможность трудоустройства). В процессе профессиональной подготовки формируются мотивы социального взаимодействия и сотрудничества (утверждение своей роли, позиции).

Особое внимание уделяем формированию познавательных, профессионально ценностных мотивов: «видеть своё продвижение в познании», «проникать в секреты профессионального мастерства», «найти новое в хорошо известном». Этому в значительной степени способствует самостоятельная учебная деятельность студентов.

Большое значение в активизации учебно-производственной деятельности студентов играет интерес. С интересом со стороны студентов проходят уроки производственного обучения у тех мастеров, которых любят и уважают.

Важным средством создания положительной эмоциональной атмосферы на уроке производственного обучения является юмор. Уместные шутки при проведении инструктажа, забавные эпизоды из профессиональной деятельности, смешные рассуждения будущих специалистов, курьезные случаи, связанные с материалом изучаемой темы, игровые ситуации способствуют формированию благоприятного психологического климата в процессе профессиональной подготовки.

Мы знаем, какие волнения испытывают студенты при проведении контрольно-проверочных работ. Поэтому и обратили внимание мастеров на тот факт, что смех усиливает способность к сосредоточению и повышает умение решать поставленные задачи. Несколько лет тому назад учёные из Мэрилендского университета провели интересное исследование. Они отобрали две группы людей и поставили перед всеми испытуемыми одинаковые задачи. Единственное различие заключалось в том, что перед этими задачами первой группе показывали тридцатиминутный видеофильм, а второй — получасовое комедийное шоу. Результат может показаться невероятным, но те, кто смотрели комедию, решили задачи в среднем в 3 раза быстрее, чем представители первой группы.

В практике работы Макеевского профессионального лицея накоплен опыт эмоционального стимулирования и активизации учебно-производственной деятельности студентов. Он включает в себя три аспекта:

  • Первый заключается в применении на уроках производственного обучения методов и приемов эмоционального стимулирования. Задача мастера обеспечить появление у студентов положительных эмоций по отношению к учебно-производственной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность овладения профессиональными навыками. И это не только эмоциональность обучения; это насыщение урока элементами новизны, дополнительными интересными сведениями из области новых технологий, из истории появления тех или иных строительных профессий, которые вызывают удивление, изумление, восхищение [4].
  • Второй аспект – это создание ситуации успеха в производственном обучении — переживание студентом своих личностных достижений. При этом мы опираемся на положение о том, что мотивация успеха несет положительный заряд. Успех окрыляет, способствует заинтересованности в продолжении данной деятельности, укрепляет и стабилизирует мотивы деятельности. Неудача, напротив, подрывает веру в свои силы, охлаждает интерес к деятельности, притупляет творческую активность личности [7].

В нынешней ситуации в регионе мы стремимся к тому, чтобы в конце урока, в конце учебного дня и студенты, и инженерно-педагогические работники находились в состоянии удовлетворенности от учебно-производственной деятельности. Помогает нам в этом использование таких методических приёмов, как авансирование личности и деятельности, сопоставление прежних успехов студента с нынешними, приемы «индивидуальные достоинства» и «персональная исключительность» («только вы могли бы…»).

  • Третьим аспектом стимулирования и активизации профессиональной подготовки студентов считаем требования к эмоциональной сфере инженерно-педагогических работников. Немаловажное значение имеет умение педагога управлять своими эмоциями, преодолевать разнообразные психологические барьеры, создавать благоприятный психологический климат на уроке, вызывать творческий настрой, ведь, как известно, настроение мастера передается студентам. В свою очередь их настроение (радостное или грустное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, раздражительное или добродушное) накладывает свой отпечаток на ход и результаты урока.

Система отношений «мастер-студент» отличается исключительной сложностью, динамичностью, противоречивостью. Но самое важное, что в этих отношениях заложен огромный воспитательный потенциал: они формируют не только навыки работы, но и профессионально важные качества будущих специалистов [6].

Таким образом, перспективы повышения качества профессиональной подготовки студентов во многом определяются эмоционально-чувственной обеспеченностью каждого занятия. Такой вывод следует не только потому, что эмоционально окрашенные события оставляют неизгладимый след в человеке, но и в силу того, что плодотворный процесс познания просто невозможен без активной работы чувственного анализатора человека.

Качество профессиональной подготовки будущих специалистов определяется рядом факторов. Одним из наиболее значимых является уровень познавательной деятельности студентов. В практике её активизации, при этом недостаточно внимания уделяется методам и приемам эмоционального стимулирования, что и нашло отражение в данной статье.

Список использованных источников

  1. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Ученик в структуре личностно ориентированного образования. –  Ростов н/Д., 1997. – С. 6-21.
  2. Васильев И. А.. Эмоции и мышление / И.. А.. Васильев, В. Л. Подлужный, О. К. Тихомиров. – М., 1980.
  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М., 1991.
  4. Гусак Т. Формування у студентів мотивації до учення / Т. Гусак, В. Крилов // Рідна школа. – – № 3.
  5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. – М.., 1971.
  6. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. – М. : Высш. шк., 1989. – 167 с.
  7. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т.Б. Матис. – М.,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *