Организация охраны труда в образовательных учреждениях Донецкой Народной Республики

УДК 331.45: 37

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Цвигун Оксана Анатольевна,
ученый секретарь
высшего учебного заведения
«Республиканский институт
последипломного образования
инженерно-педагогических работников»,
Рыбалко Полина Валентиновна,
ассистент кафедры безопасности
жизнедеятельности, охраны труда и
информационной защиты
высшего учебного заведения
«Республиканский институт
последипломного образования
инженерно-педагогических работников»

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации охраны труда в образовательных учреждениях в соответствии с Типовым положение о службе охраны труда.

 

Ключевые слова: охрана труда; образовательное учреждение; безопасность; жизнь; здоровье.

Государство заинтересовано в наличии наибольшего количества трудоспособного населения – активных участников производственных отношений. Приоритетным направлением работы любой цивилизованной державы, в том числе и Донецкой Народной Республики, является охрана труда людей. Особое значение имеют мероприятия по охране здоровья подрастающего поколения. Большую часть времени молодежь проводит в образовательных организациях. Времяпрепровождение в дошкольных организациях, школах, учреждениях среднего профессионального образования, высших учебных заведениях, организациях дополнительного образования должно быть максимально безопасным. Длительное время в учебных учреждениях не уделялось должного внимания обучению детей и педагогов правилам охраны труда. В Республике это стало одним из приоритетных направлений в работе любого образовательного учреждения.

Группа авторов А.И. Пистун, В.Н. Тубальцева выпустили сборник основных нормативных документов, регламентирующих работу по охране труда в сфере образования, в частности, в спортивных организациях, клубах, товариществах [8]. Ю.К. Недоступов на основе российской нормативно-правовой базы осветил особенности охраны труда работников, организацию расследования и учета несчастных случаев и наметил пути совершенствования охраны труда [6]. Ю.М. Михайлов, А.В. Петрова, А.Д. Корощенко, Р.И. Айзман в своих пособиях описывают требования к организации и управлению охраной труда в образовательных учреждениях Российской Федерации [5,7]. Иванова Т. описывает зарубежный опыт в решении проблем охраны труда и делает вывод, что указные вопросы имеют не только социальное, но и важное экономическое значение [4].

В молодой Республике идет активная работа по формированию законодательной и нормативно-правовой базы по охране труда. В ст. 4 действующей Конституции ДНР задекларировано, что в государстве охраняются труд и здоровье людей.

Народный Совет ДНР в 2014-2015 г.г. принял ряд законов, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности граждан. Среди таковых – законы «Об охране труда», «О здравоохранении», «Обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» и ряд других [1, 2, 3].

Цель статьи – проанализировать основные направления и аспекты охраны труда в образовательных учреждениях Донецкой Народной Республики.

Закон ДНР «Об охране труда» охрану труда рассматривает как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Данный закон устанавливает общие требования к системе управления охраной труда в образовательном учреждении. Охрана труда в образовательных организациях включает в себя мероприятия по улучшению условий труда и создание безопасной воспитательной среды для обучающихся.

За охрану здоровья и жизни людей в учебных заведениях несут ответственность не только первые руководители, их заместители и главные специалисты, но и руководители структурных подразделений, их заместители, руководители отделов; а также заведующие кабинетами; классные руководители (тьюторы, кураторы) и прочий персонал учреждения.

Мероприятия по охране труда проводят с целью сохранения жизни и здоровья работников и обучающихся, и предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций. Для выполнения поставленных задач необходимо обеспечить безвредные и безопасные условия труда; подготовить персонал и обучающихся к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; осуществлять систематический контроль за состоянием охраны труда в организации.

Для создания комплексной безопасности учебных заведений Республики  необходимо обеспечить пожарную, санитарно – эпидемиологическую, транспортную безопасность, электробезопасность и антитеррористическую защищенность. С этой целью в образовательной организации следует проводить ряд мероприятий. Во-первых, создавать и своевременно корректировать локальную нормативно-правовую базу охраны труда (положения, указания, инструкции и т.д.). Во-вторых, сформировать специальные органы управления охраной руда (Службу охраны труда, комиссии и др.). В-третьих, планировать и осуществлять организационно-технические мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, рабочих мест. В-четвертых, разрабатывать и проводить организационно-технические мероприятия по предупреждению аварий, по готовности учреждения к локализации и устранению последствий аварий. В-пятых, проводить санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, направленные на поддержание работоспособности и здоровья сотрудников. В-шестых, обучить преподавателей и обучающихся действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В-седьмых, регулярно проводить профилактический контроль состояния охраны труда и предоставлять в соответствующие органы отчет об этом.

Выделяют три уровня контроля за соблюдением требований охраны труда и безопасности: государственный (осуществляют органы государственного управления и надзора), административный (исполняет сама организация) и общественный (проводит профсоюз или иные уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда).

Полученная в результате контроля информация должна быть проанализирована и выполнена, сделаны прогнозы и выводы. Это завершение о одновременно начало нового этапа управления охраной труда и безопасностью в образовательном учреждении.

В каждой учебной организации должен быть пакет документов по вопросам охраны труда. В начале учебного года руководитель образовательной организации должен подписать приказы о назначении ответственного лица за охрану труда в кабинетах, лабораториях и о распределении функциональных обязанностей педагогических работников, административно-технического персонала, исполняющего обязанности специалиста по охране труда. Кроме того, должны быть утверждены Правила техники безопасности и внутреннего трудового распорядка; инструкции по охране труда, безопасности деятельности в кабинетах (лабораториях) химии, биологии, физики, информатики, мастерских, спортзалов, столовых и т.д. Для регламентации работы по охране труда разрабатывается и принимается Положение о службе охраны труда.

Ежегодно в образовательном учреждении проводится паспортизация санитарно-технического состояния здания. Паспорт составляется и заполняется в двух экземплярах по согласованию с профкомом и ежегодно утверждается директором (ректором) учебного заведения.

В конце каждого учебного года проходят смотры кабинетов и составляются акты-приемки образовательного учреждения к новому учебному году. В нем отражаются санитарно-гигиенические, противопожарные мероприятия, а также удостоверяется соответствие помещений и оборудования требованиям охраны труда с учетом специфики образовательного учреждения.

По отдельным помещениям, имеющим во время эксплуатации опасные и вредные производственные факторы, составляются акты-разрешения.

Таким образом, охрана труда сегодня становится важной и неотъемлемой частью социально-экономической политики Донецкой Народной Республики. Об этом свидетельствует достаточная законодательная база. Кроме того, руководители и сотрудники образовательных учреждений обязаны принимать активное участие в создании безопасных условий пребывания в учебных заведениях всех участников трудовой и образовательной деятельности. Это одно из самых важных и сложных направлений работы руководителя любого предприятия.

Список использованных источников

  1. Об охране труда [Электронный ресурс] : закон Донецкой Народной Республики № 31-IHC от 20.04.2015г. – Режим доступа :

http://vida.ucoz.ua/index/ob okhrane_truda_str3/0-259/.

  1. Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда [Электронный ресурс] : приказ Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР от 29. 06. 2015 № 227. – Режим доступа :

http://deti17.ucoz.ru/load/normativnye_dokumenty/okhrana_truda/tipovoe_polozhenie_o_porjadke_obuchenija_i_proverki_znanij_po_voprosam_okhrany_truda/7-1-0-147.

  1. Типовое положение о службе охраны труда [Электронный ресурс] : приказ Государственного Комитета Гортехнадзора ДНР № 354 от 27.08. 15. – Режим доступа:

http://gnvk-47.ucoz.ua/6_polozhenie_o_sluzhbe_okhrany_truda.pdf

  1. Іванова, Т. Актуальність вивчення предмета «Основи охорони праці» у ПТУЗ [Текст] / Т. Іванова // Профтехосвіта. – 2013. – № 8 (56). – С. 13-15.
  2. Михайлов, Ю. М. Охрана труда в образовательных учреждениях [Текст] / Ю. М. Михайлов. – М.: Альфа-Пресс, 2009. – 172 с.
  3. Недоступов, Ю. К. Охрана труда в образовательных учреждениях [Текст]. Ч. 4. Обучение и проверка знаний работников по охране труда в вопросах и ответах / Ю. К. Недоступов. – Мытищи: Изд-во УМЦ «Талант», 2002. – 192 с. – (Серия «Биб-ка руководителя»).
  4. Петрова, А. В. Охрана труда на производстве и в учебном процессе [Текст] : учеб. пособие / Петрова А. В., Корощенко А. Д., Айзман Р. И. – Новосибирск : Сибирское университетское изд-во, 2008. – 187 с.
  5. Пістун, А. І. Охорона праці в галузі освіти (фізична культура і спорт) [Текст] / А. І. Пістун, Н. В. Тубальцева, І. П. Пістун. – Суми : Палітурка, 2008. – 395 с.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *