История внедрения рабочих тетрадей как средства формирования у обучающихся профессиональных компетенций

УДК 377.112.4

ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Фесич Руслан Витальевич,
ассистент кафедры профессионального
обучения и новейших
технологий производства
высшего учебного заведения
«Республиканский институт
последипломного
образования инженерно-
педагогических работников»

Аннотация. В данной статье рассмотрен исторический аспект внедрения и применения рабочих тетрадей в образовательный процесс, их задачи и функции. Проанализировано влияние этого дидактического средства на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Сделаны выводы о целесообразности внедрения рабочих тетрадей в образовательный процесс на современном этапе развития профессионального образования.

 

Ключевые слова: рабочая тетрадь; общие компетенции; профессиональные компетенции; учебный процесс; информативность; самостоятельность; эффективность.

 

Нестабильная социально-экономическая ситуация в нашем регионе способствовала ухудшению материально-технической базы многих образовательных учреждений. Но, невзирая на возникшие сложности, подготавливаются благоприятные условия для разработки и использования педагогами такого дидактического средства, как рабочая тетрадь с печатной основой. Эта методическая разработка не требует значительных затрат времени и сил, но при этом очень полезна в учебном процессе как для преподавателя, так и для обучающихся. Разработка и использование рабочих тетрадей может значительно повлиять на развитие у обучающихся не только общих компетенций, но также и некоторых профессиональных.

Использование рабочих тетрадей в учебном процессе не является революцией в методах обучения. [2]. В разные исторические периоды рабочие тетради разрабатывались педагогами, но не имели широкого распространения в учебных заведениях профессионального образования.

По нашему мнению, историю вопроса следует начинать с периода 30-х годов XIX века. Тогда в образовательных учреждениях Российской империи начали активно использовать контурные карты, так называемые «немые карты», которые являются прародительницами современных рабочих тетрадей. Впрочем, говоря о попытках придать разработке массовый характер, ведущие ученые, занимающиеся данной проблемой (Ликарчук А.М., Нечволод Л.И., Нильсон А. А. и др.), не считают нужным выделить названный этап. Поэтому в ученой среде принято выделять три основных этапа внедрения в образовательный процесс тетрадей с печатной основой.

Первый этап — это 20-е – 30-е годы XX века. После Октябрьской революции и гражданской войны образованность населения была в упадочном состоянии. Поэтому стратегия политики руководства страны в области образования была в первую очередь направлена на полную ликвидацию безграмотности. Рабочие тетради как оригинальные дидактические материалы в данный период служили средством повышения самостоятельности и активности обучающихся.

Второй этап приходится на 60-е — 70-е годы ХХ века. Хотя этот период и принято называть периодом застоя, но в теории и практике образования положительные сдвиги происходили. В частности, советские педагоги смогли обратиться к новейшим достижениям психологии в дидактике. Это в немалой степени способствовало тому, что в разработке рабочих тетрадей начался новый виток. Новые тетради отличались наличием творческих заданий, материалы четко соотносились с материалами учебника, но, как и прежде, они были ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся.

Последний, из широко признанных на данный момент, период применения рабочих тетрадей относится к 90-м годам ХХ века. В общеобразовательных учебных заведениях, а также в заведениях профессионального образования использовались тетради, разработанные Министерством образования и обязательные к внедрению в учебный процесс. Они использовались на уроках математики и химии, физики и географии, биологии и истории, украинского, английского языка и т.д. Эти тетради отличались широкой информативностью, а также глубокой практической направленностью. [4].

Рабочая тетрадь — это особый вид учебно-методического пособия, предназначенного для работы обучающихся как на занятии, так и для самостоятельной подготовки. В рабочей тетради соединяется изложение основных положений учебного курса с выработкой общих и профессиональных компетенций обучающегося. [3].

Рабочая тетрадь может содержать как тезисное изложение основных положений изучаемой дисциплины, так и методические рекомендации по ее усвоению, а также многочисленные и разнообразные примеры и задания для работы как на аудиторном занятии, так и во внеаудиторное время. Изложение материала обязательно чередуется с «пробелами», которые заполняет обучающийся по ходу занятий, здесь же он может делать пометки о степени понимания, отмечать вопросы и неясности. Основным отличием рабочей тетради от обычной является наличие печатной основы.

Классифицируя, выделяют следующие типы рабочих тетрадей: тетради-конспекты; тетради для самостоятельной работы; зачетные тетради; тетради для теоретических занятий; тетради для практических (графических) работ; тетради для лабораторных работ; тетради для контрольных работ; полифункциональные тетради (для всех видов работ), которые являются наиболее эффективными при внедрении в учебный процесс. [1].

Рабочая тетрадь дает возможность педагогу широко использовать многочисленные современные дидактические технологии. Все многообразие приемов и способов изложения материала в рабочей тетради направлено на выработку культуры мышления обучающегося, его способности к восприятию, анализу, обобщению учебной информации, на активизацию внимания обучающихся, на выработку навыков выделения главного и логики изложения. С помощью рабочей тетради осуществляется контроль  восприятия материала и проверка качества усвоения знаний.

Внедрение рабочих тетрадей в практику образовательного процесса помогает решить такие задачи:

  • усвоение теоретических знаний;
  • приобретение практических умений и навыков;
  • овладение алгоритмами решения типичных заданий;
  • стимулирование самоконтроля и самоменеджмента;
  • развитие мышления;
  • контроль преподавателем процесса обучения. [2].

Принято выделять следующие функции рабочих тетрадей:

  1. Обучающая функция. Использование рабочей тетради помогает преподавателю руководить учебной деятельностью обучающихся, способствует формированию у них необходимых знаний, практических умений и навыков.
  2. Развивающая функция. Рабочая тетрадь может быть инструментом развития мышления у обучающихся с помощью специально разработанных заданий и упражнений творческого характера. Использование рабочей тетради помогает обеспечить необходимую концентрацию внимания обучающихся.
  3. Воспитательная функция. Систематическое заполнение листов рабочей тетради положительно влияет на формирование у обучающихся следующих качеств: организованности, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, трудолюбия, настойчивости.
  4. Контролирующая функция. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений обучающихся.
  5. Оптимизирующая функция. Использование рабочей тетради рационализирует учебную деятельность обучающихся и педагога, обеспечивает целесообразное использование учебного времени. [2].

Грамотное и научно обоснованное решение названных задач, последовательная реализация этих функций в методике подготовки современных специалистов позволяет сформировать, развить и углубить общие и профессиональные их компетенции.

Профессиональная компетенция — это готовность и способность работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы. Для конкретной специальности и направления подготовки определяется свой набор ведущих компетенций, который в совокупности отражает необходимый профиль компетентности специалиста. Условно это можно выразить следующей формулой: ПК = {К1, К2, … , Кn}, где ПК — профессиональная компетентность специалиста, Кn – его ведущие компетенции, n – их количество. В этой связи и профессиональную подготовку специалиста необходимо рассматривать, прежде всего, как процесс целенаправленного формирования его профессиональных компетенций. Приобретаемые по отдельным учебным дисциплинам знания и умения структурируются и оформляются в виде значимых профессиональных компетенций, между которыми устанавливаются сложные многофункциональные связи [6].

Использование на учебных занятиях специальных циклов рабочих тетрадей позволяет развить у обучающихся профессиональные компетенции, т.е. уверенное владение приобретенными знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают творческие подходы в решении профессиональных проблем. [5]

Необходимо отметить тот факт, что рабочие тетради получают более широкое применение в кризисные, переходные, тяжелые времена. Социально-экономические потрясения всегда затрагивают систему образования, ухудшают материально-техническую базу, способствуют падению учебной мотивации, иногда возникает апатия и угнетенное состояние обучающихся. В таких условиях разработка и внедрение в учебный процесс рабочих тетрадей для педагога не займет много времени, не отнимет много сил, но позволит заинтересовать обучающихся, предотвратить действие вышеназванных негативных факторов, реализовать инновационный подход к учебному процессу в конкретном образовательном учреждении.

Таким образом, современный этап образовательного процесса в Донецкой Народной Республике имеет все шансы стать четвертым периодом массового применения рабочих тетрадей как в общеобразовательных, так и в профессиональных учебных заведениях. Учитывая реформы и переориентацию в сфере образования на Российскую Федерацию, тетради с печатной основой вновь занимают свое место в образовательном процессе. В общеобразовательных учебных заведениях постепенно начинают использоваться полифункциональные рабочие тетради с разнообразными типами заданий. Целесообразно также внедрять рабочие тетради и в профессиональное образование, ведь тетради с печатной основой одинаково полезны как при изучении общих предметов, так и при изучении специальных дисциплин, что способствует эффективному формированию и развитию у обучающихся профессиональных компетенций.

Список использованных источников

  1. Ликарчук, А. М. Технология создания и использования тетрадей с печатной основой (на материале химии) [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / А. М. Ликарчук ; Ин-т педагогики и психологии проф. образования АПН Украины. – К., 2003. – 20 с.
  2. Майорова, И. Г. Определение и классификация рабочих тетрадей [Текст] / И. Г. Майорова // Вестник последипломного образования. – 2011. – № 4 (17). – С.78-85.
  3. Майорова, И. Г. Использование рабочих тетрадей как средства повышения эффективности профессиональной подготовки [Текст] : метод. рекомендации / И. Г. Майорова. – Донецк : ИПО ИПП УМО, – 38 с.
  4. Преображенская, Н. Г. Новое поколение тетрадей с печатной основой [Текст] / Н. Г. Преображенская // Педагогика. – 1996. – N1. – С.31-33.
  5. Формирование готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности [Текст] : материалы V Всеукр. научно-практической  интернет-конференции, 21-23 марта 2014г., Донецк. – Донецк : ИПО ИПП  УМО, 2014.– 305 c.
  6. Актуальные вопросы перехода российской высшей школы на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения [Электронный ресурс] : учеб-метод. пособие. – Режим доступа : http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met156/met156.html.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *