Проблемы управления образовательной организацией высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики в современных условиях

УДК 378.1

 

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Выродова Елена Михайловна,
и.о. заведующего учебным отделом
высшего учебного заведения
«Республиканский институт
последипломного образования
инженерно-педагогических работников»

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы управления образовательной организацией высшего профессионального образования Донецкой народной республики, представлен анализ основных вопросов личности руководителя, его влияния на подчиненных, умение руководителя исследовать установленные факты и умело реализовать функции управления.

 

Ключевые слова: образовательная организация высшего профессионального образования; личность руководителя; управленческие функции; организаторская деятельность руководителя; организаторская культура руководителя.

 

Становление Донецкой народной республики, отказ от тоталитарных методов управления и построение гражданского общества предусматривают ориентацию на человека, его развитие, самореализацию. Анализ практической деятельности ОО ВПО ДНР показывает, что, несмотря на декларирование приверженности гуманистической парадигме, управление преподавательским коллективом в основном остается традиционным.

Современные тенденции обновления системы образования определяют необходимость в направленности внутреннего управления на личность, ее потребности, создание в ОО ВПО ДНР условий для обеспечения всестороннего развития всех участников образовательного процесса. Руководитель ОО ВПО ДНР играет в этом процессе ключевую роль. Он находится в центре социально-экономических и педагогических преобразований, координирует, направляет работу коллектива. От его инициативности, умения принимать самостоятельные решения стратегического и тактического характера зависит степень успешной работы ОО ВПО ДНР в целом.

Целью данной статьи является изучение теоретических аспектов личности руководителя и особенностей системы управления ОО ВПО ДНР в современных условиях.

Изучением проблемы управления занимаются ученые Асаул А.Н. [1], Вербицкий А.А. [2], Дмитренко Г.А. [4], Карамушка Л. [6], Кремень В.Г. [7], С.Д. Резник и В.М. Филиппова [8] и другие.

В условиях существования командно-административной системы роль руководителя была четко определена в рамках общей идеологии. Директивный стиль управления закрепил централизацию руководства на всех уровнях, укрепил авторитарный стиль управления, установил жесткую регламентацию деятельности преподавателей и самих руководителей.

Сейчас, по мнению многих ученых, нужны качественные изменения в мышлении руководителя ОО ВПО ДНР. Он должен иметь теоретическую подготовку по вопросам современного менеджмента, оперировать новыми понятиями, быть способным выделять и системно решать актуальные проблемы, видеть перспективы работы, планировать стратегию его дальнейшего развития. Для обновления мышления руководителя необходимо освободить его от стереотипов, это поможет руководителю проявить индивидуальность, почувствовать личную ответственность за свой выбор и за людей, с которыми он работает, сосредоточиться на результатах деятельности, а не на намерениях и средствах, также это будет способствовать его творчеству в работе. При этом возрастают требования к профессионализации управления ОО ВПО ДНР [2, 5, 8].

Все это меняет концепцию профессиональной направленности руководителя ОО ВПО ДНР. По мнению Л. Карамушкиной, руководитель ОО ВПО ДНР должен быть не просто хорошим преподавателем, а также профессионалом по управлению, то есть менеджером, который прошел специальную подготовку и осознает, что он является представителем особой профессии, а не просто инженером, экономистом, преподавателем, осуществляющим управленческую деятельность [6].

Под системой управления мы понимаем совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижении значимой цели организации. К таким мерам мы относим управленческие функции, реализацию принципов и применение эффективных методов управления. К основным функциям управления относятся: планирование, организация, руководство и контроль. Обобщая вышесказанное, считаем необходимым проанализировать следующие функции управления преподавательским коллективом: анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование.

Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории управление С.Д. Резника и В.М. Филиппова. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа с общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители ОО ВПО ДНР владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проведенный анализ в деятельности руководителя ОО ВПО ДНР на этапе определения цели и формирования задач приводит к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принятых решений. При незнании истинного положения дел в педагогическом коллективе возникают трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления, по мнению С.Д. Резника и В.М. Филиппова, заключается в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценки его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы [8]. Эта функция — одна из самых трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает объединение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системы образующих факторов. В исследованиях С.Д. Резника и В.М. Филиппова определены основные виды педагогического анализа в зависимости от его содержания: параметрический, тематический, итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в группах и в высшем учебном заведении за день и за неделю, посещаемости занятий и внеаудиторных занятий, санитарного состояния, соблюдение расписания занятий.

Тематический анализ направлен на изучении более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В смысле тематического анализа в большей степени проявляется системный подход к изучению аудиторной и внеаудиторной деятельности. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельное занятие или внеаудиторное занятие, то предметом тематического анализа уже является система внеаудиторной работы и т.д.

Этот вид педагогического анализа позволит ректору ОО ВПО ДНР сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители ОО ВПО ДНР в ходе тематического анализа могут готовить и обосновывать содержание и технологию итогового анализа. Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится после окончания учебного квартала, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ готовит протекания всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа может быть получена из квартальных, полугодовых и годовых данных официальных отчетов, справок, представленных педагогами, руководителями отделов, представителями администрации ОО ВПО ДНР.

Объектом постоянного внимания руководителей ОО ВПО ДНР является посещение и педагогический анализ занятий. В управленческой деятельности руководителей выделяются три вида анализа занятий: развернутый, короткий и аспектный.

Развернутый педагогический анализ занятия предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов занятия как единого целого: определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к занятию. Он проводится при посещении занятий начинающих педагогов и педагогов, чей опыт является предметом специального изучения для обобщения и распространения опыта. Краткий анализ занятия со стороны ректора, проректора или методиста требует от них объективного изложения предложений и рекомендаций. Краткий анализ занятия — это не анализ «на бегу», это не посещение занятия для галочки; такой анализ требует хорошего знания личности педагога, высокой методической и управленческой культуры.

Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта занятия, например, на использование средств наглядности для развития познавательной активности слушателей, или на изучение системы работы педагога при проверке самостоятельного задания или особенностей групповой работы слушателей на занятии.

Функция организации в управлении ОО ВПО ДНР. Под организацией понимается деятельность руководителей, педагогов, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели. По своей природе организаторская деятельность человека — деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, слушателями предоставляет организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивирование предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и обучающегося коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности [3]. Организаторская деятельность ректора ОО ВПО ДНР направлена также на формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя — его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах ОО ВПО ДНР, педагогов и слушателей, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Одним из показателей организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять свое время и своих подчиненных. Важно иметь в виду, что ректор ОО ВПО ДНР кроме административных функций осуществляет и педагогическую деятельность, оставаясь педагогом любого предмета. Основное время ректора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех остальных педагогов, только в этом случае ректор может быть педагогом своих педагогов. Это обстоятельство требует значительных временных затрат на подготовку к занятиям, чтение новой психолого-педагогической и специализированной литературы. Умение целесообразно использовать время — основа научной организации труда педагога. Это важно иметь в виду при имеющейся фактической загруженности, как педагога, так и администратора ОО ВПО ДНР.

Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной структуры ОО ВПО ДНР. Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников в совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и горизонтали.

Недостаточно просто собрать организационную структуру ОО ВПО ДНР, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в-третьих, чтобы они чувствовали удовлетворение от своей работы, в-четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, осуществляемых субъектом управления, для обеспечения всех этих условий называют руководством.

Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом. Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от многих факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и основную роль играет фактор личности руководителя.

Список использованных источников

 

  1. Асаул А.Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А.Н. Асаул, Б.М. Капаров; под ред. А.Н. Асаула. – СПб.: «Гуманистика», 2007. – 280 с.
  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 204 с.
  3. Выродова Е.М. Мотивация трудовой деятельности персонала и общие достижения предприятия в условиях рынка // Формування готовності майбутніх фахівців до професійної діяльності: матеріали V Всеукр. наук.-практ. інтернет-конф., 21-23 березня 2014 р., м. Донецьк. – Донецк: Донбасс, 2014. – С. 295-300.
  4. Дмитренко Г.А. Стратегический менеджмент в системе образования: учеб. пособие. / Г.А. Дмитренко. – К.: МАУП, 1999. – 399 с.
  5. Зборовский Г.Е. Социология управления: учеб. пособие / Г.Е. Зборовский, Н.Б.Костина. – М.: Гардарики, 2004. – С. 176.
  6. Карамушка Л. Принцип гуманизации управления как один из ведущих принципов образовательного менеджмента / Л. Карамушка // Образование управления. – 2002. – № 4. – С. 41-60.
  7. Кремень В.Г. Философия человекоцентризма в стратегии образовательного пространства / В.Г. Кремень. – М.: Преподавательическая мысль, 2009. – 520 с.
  8. Управление высшим учебным заведением: учебник / под ред. С.Д. Резника, В.М. Филиппова. – М.: Инфра-М, 2010.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *