Путешествие – путь к познанию (из опыта преподавания географии)

УДК  377.131.14 + 910.1

ПУТЕШЕСТВИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ)

 

Ульянова Юлия Викторовна,
преподаватель географии Донецкого
политехнического техникума
І-ой категории.

Аннотация. В статье представлен опыт работы со студентами во внеурочное время. Рассматривается практическое применение игровых технологий при проведении итоговых занятий по географии.

 

 Ключевые слова: образовательный процесс; игровые технологии; познавательный интере.

Я благодарна своей первой учительнице, Кривобок Надежде Петровне, за то, что она отрыла мой путь к знаниям, к моей будущей профессии. Ее нестандартные уроки, индивидуальное отношение к нам, возможность нас вдохновлять и делать лучше навсегда остались в моей памяти.

Каждый преподаватель находит свой путь преподавания и с годами только совершенствует его. Мой опыт работы показывает определенные результаты, которыми можно делиться.

Свой нестандартный подход в преподавании я начала 20 лет назад, когда работала учителем в школе. На уроках я задействовала игровые формы обучения. Это были урок-конкурс, урок-КВН. Интерес ребят к таким урокам превзошел мои ожидания.

Игровые формы обучения – одна из форм нетрадиционных занятий. Получили в последнее время широкое применение. В настоящее время я применяю их на уроках географии. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность студентов, как на уроках, так и во внеурочное время, способствуют становлению творческой личности студента. Студенты, с одной стороны, проверяют и закрепляют свои знания, а с другой – приобретают новые.

Предмет география позволяет расширять кругозор студента, самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, формирует творческую инициативу при исследовательской работе. Ее изучают по учебникам, картам, атласам, энциклопедическим изданиям. Проведение такого мероприятия как «Путешествие по странам мира» дает возможность получить более глубокие знания по географии, проявить творческие способности студента, закрепить изученный материал, является ярким примером практического применения игровых технологий.

В ХХI веке появились новые источники получения информации. Это отвлекает подрастающее поколение от учебного процесса. Для решения этой проблемы необходимо использовать интерактивные методы обучения, например, игровые технологии. Потенциал географии в данном направлении безграничен, а каждый преподаватель использует свою методику подачи материала и постепенно совершенствует её.

В научно-методической литературе активно обсуждаются тематика и методика использования игровых технологий в учебном процессе. Г.К. Селевко называет игру одним из основных видов деятельности человека, выделяет виды педагогических игр, концептуальные основы игровой деятельности, описывает технологию развивающих игр педагога-новатора Б.П. Никитина [6, С. 25]. Ученый отмечает, что ролевая игра позволяет человеку включиться в коллективную деятельность и общение. В.А. Миронычева считает, что сегодня особо остро стоит проблема несоответствия содержания и структуры общего образования интересам учеников. Для активизации познавательной деятельности подростков необходимо сделать интересным сам процесс получения информации, развивать творческие способности и самооценку учеников. Этому способствуют современные технологии обучения, в том числе конкурсы, викторины, олимпиады [4, С. 53,54]. А. Радченко придает большое значение использованию игровых приемов в образовательном процессе. Учитель-практик подчеркивает, что игра – это мощный фактор психологической адаптации человека [5, С. 49].

Цель статьи — поделиться опытом практического применения игровых технологий во внеурочное время.

В Донецком политехническом техникуме активно применяется   на уроках географии нетрадиционная игровая форма обучения. Это способствует становлению творческой личности учащегося. Кроме того, позволяет развивать познавательный интерес к предмету и активизировать учебную деятельность подростков. В процессе игр ребята проверяют, закрепляют свои знания, а также приобретают новые.

Игровая форма обучения была использована  во внеурочное время проведением  мероприятия  «Путешествие по странам мира».

Конкурс был организован с целью повышения интереса студентов к изучению географии и закрепления полученных знаний, он был направлен на решение следующих задач:

Учебная — расширить географический кругозор (запомнить географическое расположение и социально-экономическую характеристику стран);

Развивающая — развить аналитическое мышление студентов с помощью инновационных методов;

Воспитательная – воспитать толерантное отношение к другим народам и культурам, привить умение работать в коллективе, развивать чувство взаимопонимания, взаимовыручки, патриотизма;

Методическая – показать, как в игровой форме осуществить повторение и обобщение изученного материала по географии:

— закрепить практические навыки работы с географической картой,

— показать использование интерактивных методов,

— показать самостоятельную работу студента,

— вызвать интерес учащихся к странам мира через творческий подход.

Время проведения – 90 минут.

На подготовительном этапе в процессе изучения Раздела 2 по географии «Регионы и страны мира» студенты получили опережающее задание – составить сценарий путешествия по одной из стран по таким направлениям:

а) географическое положение страны;

б) природные ресурсы;

в) население и религия;

г) промышленность и сельское хозяйство;

д) культура и традиции страны.

Для достижения поставленных целей и задач в процессе подготовки к конкурсу было сформировано 8 групп студентов. С помощью жребия была определена страна и очередность выступления. Участники конкурса проявили индивидуальный, творческий подход при составлении сценария выступлений. Разнообразие выбранной формы проведения путешествия сделало его увлекательным и динамичным.

Ведущие мероприятия помогли студентам организованно показать свое выступление на сцене. «Путешествие по странам мира» открыли словами о том, что на свете существует много стран. Узнав их особенности экономико-географического расположения, культуры, характера, мы сможем лучше понять друг друга. Ведь мир, покой и согласие между людьми, народами, государствами – главные условия существования Земли и человечества. Каждую группу приглашали на сцену в соответствии с результатами жеребьевки. Было представлено жюри, которое определяло победителя. Разнообразие выбранных студентами форм проведения путешествия сделали конкурс еще увлекательней и динамичней.

Так «французы» показали достопримечательности страны, будучи туристами, которые прилетели на авиалайнере. Они продемонстрировали достопримечательности Франции, состоялся также показ мод; членов жюри угостили круассанами и изобразили в танце известные французские марки автомобилей — «Renault»(Рено), «Peugeot»(Пежо), «Citroen»(Ситроен). О том, что выращивается во Франции и что идет на экспорт рассказали нам «жители» французского города Шампань.[3, С.73].

«Греческие Боги» сделали географический обзор страны, окунули нас в историю древней Эллады. Известная передача «Орел и Решка» стала основой выступления «бразильцев» и «немцев». В Испании побывал студент Донецкого политехнического техникума Степан, который не очень «дружил» с географией. По сценарию к нему во сне пришла добрая фея и отправила его в путешествие по стране высоких гор, корриды и фламенко. В сценке «туристов» в Испании на знаменитой площади «Пласа-Майор» проиллюстрирована архитектура страны, продемонстрирован «бой быков».[7, С. 125].

В Эквадор студенты добирались вместе с Михаилом Кожуховым, ведущим передачи «Вокруг света». Познавательными были диалоги эквадорских друзей, которые побывали на плантациях роз и узнали об их экологическом преимуществе. Кроме того, они рассказали, как выращивают бананы и почему эквадорские шляпы называют панамой.

Увлекательным было путешествие «пиратов» по Ямайке. Они продемонстрировали сокровища островного государства — минералы, которыми богата страна. В Нидерланды отправились «победители» олимпиады по географии и взяли интервью у известных голландских спортсменов и спели с ними гимн страны тюльпанов на государственном языке, «посетили» рынок цветов, сделанных собственными руками.

Незабываемыми в памяти останутся национальные костюмы всех наших путешественников, декорации, которыми была украшена сцена. Экономико-географическую характеристику стран мира студенты дополнили культурным наследием. Ярким номером явилась испанская коррида. Под зажигательную испанскую музыку мы видели на сцене импровизацию боя быков. Звучали песни на французском, испанском, английском, нидерландском языках. Разнообразие танцев наполнило зал новыми эмоциями. Мы увидели греческие сиртаки, танец индейцев Эквадора, зажигательных испанских танцоров, бразильское самбо. Под регги Ямайки мы побывали на морском побережье Карибского моря. Элегантность французского танца, романтизм немецкого вальса закружили пары на сцене зала.

Конкурс завершился Танцем Мира. В нем приняли участие все присутствующие. Это стало символом объединения, созидания, умиротворения.

Следует отметить, что для повышения эффективности мероприятия, использовался мультимедийный аппарат.[4,С.52-54]. Это позволило продемонстрировать презентации, улучшить и закрепить знания по географии. Создание презентаций – это творческая реализация способностей студентов. Информация подаётся в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Решить поставленные задания помогли конкурсный подход к организации мероприятия и таланты студентов.

В течение всего конкурса подростки обменивались познавательной информацией, каждый участник имел возможность проявить себя, раскрыть свои возможности, получить опыт и найти новых друзей.

В сфере последних политических событий, считаю важным  толерантное отношение к изучению других культур, пониманию важности мира и покоя между людьми и народами. Дети всегда являются для нас  примером чистоты и добра. Поэтому я решила всех участников «Путешествия» объединить в Танец Мира. Мы показали, что Дети Земли объединяют, созидают, умиротворяют. В танце мира приняли участие гости мероприятия – учащиеся 3 класса ОШ, призеры республиканских соревнований по бальным танцам Жук Артем и Столярова Полина.

«Путешествие по странам мира» я завершила словами известного русского писателя И.А. Бунина, который сказал так: «Человек счастлив тогда, когда у него есть три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». Остается только дополнить, что главным нашим счастьем являются дети. Я поблагодарила их за то, что они с нами, что делают нашу жизнь чище и добрей, и конечно за самое увлекательное путешествие в моей жизни.

Ребята были награждены грамотами за победу в номинациях и новогодними подарками, так как мероприятие проходило в канун Нового года.

Самым дорогим для меня и важным  подарком в 2016 году стал проект «Путешествие по странам мира». Полученные знания и опыт, незабываемые  эмоции, колоссальный труд студентов, самоотдача, открытие новых талантов, сплоченный коллектив, проявление личностных качеств, слезы счастья всех нас в конце мероприятия, остались в моем сердце. Дети всегда делают лучше нас, ведут нас к чему-то светлому. А мы, преподаватели должны помнить прекрасные слова В.О. Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Совместная работа со студентами всегда соединяет сердца и делает нас ближе друг к другу.

В своей работе я хотела подчеркнуть актуальность воспитательной работы педагога в комплексе с образовательной. Студент должен ощущать свою востребованность, защищенность и внимание со стороны педагогов. Мероприятие «Путешествие по странам мира» — это путь к достижению общей цели педагога и студентов, направленной на образование, воспитание и развитие личности. Это путь социализации личности студента, который  включает расширение мировоззрения, развитие творческого мышления, приобщение к богатству национальной и мировой истории и культуры, обеспечивает  образовательный уровень.

Были реализованы условия для достижения развивающих целей. Во время «Путешествия по странам мира» студенты были активны, смекалисты, сообразительны, стремились быть лидерами и одержать победу. Ребята проявили навыки работы в коллективе, взаимовыручки и поддержки друг друга.

Содержание «Путешествия по странам мира» отвечало требованиям темы мероприятия. Были подготовлены вопросы и задания с учетом пройденного материала по курсу географии.[1, С.15-157].

Цели мероприятия были достигнуты. Основными показателями эффективности данного мероприятия стали:

— повышение качества географических знаний и умений студентов;

— интеллектуальный и эмоциональный настрой;

— изучение дополнительной литературы;

— повышение качества знаний по другим предметам;

— приобретение умений работы с различными источниками информации;

— повышение общего уровня культуры студентов;

— работа студентов с интернет — ресурсами;

— применение на практике интерактивных методов (использование мультимедийного аппарата, составление презентаций).

Заинтересованность студентов в мероприятии повышала степень достижения поставленных задач. Они достойно подошли к организации путешествий и грамотно представили страны мира.

Применение игровых технологий дает возможность преподавателю географии провести урок в нетрадиционной форме. Проведение его – это форма внеклассного мероприятия и нетрадиционного занятия по географии одновременно.

В дальнейшем планирую совершенствовать проведение мероприятия «Путешествие по странам мира». Как говорил великий Б. Паскаль: «Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен». Мой путь продолжается…

Таким образом, применение игровых технологий в образовательном процессе дает возможность преподавателям проводить занятия в нетрадиционной форме. Кроме того, сегодня важно преподавателям уметь объединять образовательную и воспитательную работу, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи. Это дает хорошие результаты в воспитании и развитии личности, молодежь приобретает навыки работы в коллективе, активизируется её поисковая деятельность, формируется аналитическое и творческое мышление, повышается интерес к образовательной программе в целом. Подростки приобщаются к многообразию национальной и мировой истории и культуры.

Список использованных источников

  1. Гладкий Ю. Н. Общая, экономическая и социальная география / Ю.Н. Гладкий, В. Д. Сухоруков. – 2-е изд. – М.: Академия, 2013.
  2. Горлова Л. А. Мастерская учителя : нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия / Л. А. Горлова. – Москва, 2006.
  3. Лимарев П. В. Экономическая и социальная география зарубежного мира. Европа / П. В. Лимарев, Ю. А. Лимарева – М. : ДиС, 2011.
  4. Миронычева В. А. Применение современных технологий обучения на уроках географии / В. А. Миронычева // Методист. – 2011. – № 3. – С. 52-54.
  5. Радченко А. Ігрові методи та прийоми : практика / А. Радченко // Відкритий урок. – 2012. – № 10. – С. 47-49.
  6. Селевко Г. К. Игровые технологии : контексты технологизации / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 23-32.
  7. Страны и регионы мира : экономико-политический справочник / под ред. А. С. Булатова. – М.: Проспект, 2010.
  8. Франковська О. Ігрова педагогіка : технологічний аспект / О. Франковська // Відкритий урок. – 2005. – № 21-22. – С. 53-59.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *