Признание, престиж, функции, критерии и совершенствование общественной аккредитации

УДК 378.1

ПРИЗНАНИЕ, ПРЕСТИЖ, ФУНКЦИИ, КРИТЕРИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

 

Тарасенко Николай Григорьевич,
старший преподаватель кафедры
безопасности жизнедеятельности,
охраны труда и
информационной защиты
высшего учебного заведения
«Республиканский институт
последипломного образования
инженерно-педагогических работников»

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к содействию общественной аккредитации в образовательных организациях.

 

Ключевые слова: общественно-профессиональная аккредитация; образовательные программы; работодатели; управление качеством.

 

Функции, критерии и совершенствование общественной аккредитации рассматривались в роботах  Джеси Рассела, Зырянова И.В., Ежова Н.Н., Тарасова  Н.В.,  Похолкова  Ю.П., Лившица  В.И., Белова  О.В. и др.

Закон ДНР «Об образовании» предусматривает существование систем государственной и общественной аккредитации. Его положения обозначают что «…к компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относится…государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации».[1] Правовой основой для участия общественности в интегрированной оценке результатов деятельности образовательного учреждения является Закон ДНР «Об образовании». В соответствии с которым кроме государственной аккредитации образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в общественных образовательных, научных и промышленных структурах.

Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства. По-видимому, в связи с этим и в силу тренда в сторону развития институтов гражданского общества в нашей стране и постепенного признания их оценки в системе образования, такая добровольная аккредитация становится все более востребованной.

Целью общественной аккредитации является повышения качества образования в целом, специалистов, обучающихся и выпускаемых организацией, а также повышение уровня преподавательского состава.

Общественная аккредитация реализуется в форме последовательных мероприятий:

— экспертная оценка качества образования в образовательной организации;

— обсуждение полученных результатов и принятие решения о прохождении (продлении) или отказе образовательной организацией в общественной аккредитации;

— занесение образовательного учреждения профессионального образования в реестр образовательных организаций, прошедших общественную аккредитацию;

— выдача образовательной организацией, получившему общественную аккредитацию, свидетельства установленного образца;

— письменное уведомление органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области образования и науки об итогах общественной аккредитации образовательной организации.

Общественная аккредитация образовательного учреждения представляет собой признание уровня учебного заведения. Его заслуги могут быть обозначены любыми общественными или профессиональными организациями. Общественная аккредитация очень важна для престижа учебного заведения. Однако необходимо отметить, что она не может заменять государственную аккредитацию и не влечет за собой каких-либо гарантий со стороны государства. Общественная аккредитация способствует совершенствованию образования и его дальнейшему развитию, в отличие от государственной, которая выполняет в большей степени функцию контроля.

Основная цель общественно-профессиональной аккредитации – получить независимую внешнюю оценку и квалифицированные рекомендации по совершенствованию образовательных, типовых и дополнительных профессиональных программ. При этом очень важно публично заявить о высоком качестве образования, повысить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, улучшить трудоустройство выпускников, получить региональное и международное признание, завоевать и укрепить свои позиции на образовательном рынке.

Для того чтобы достичь этой цели общественно-профессиональная аккредитация имеет следующие преимущества:

  1. Оцениваются отдельные образовательные программы;
  2. Аккредитация проводится по инициативе самого образовательного учреждения;
  3. Деятельность направлена на совершенствование образовательного учреждения;
  4. Анализируются результаты реализации образовательных программ с точки зрения содержания программ, учета в них требований работодателей;
  5. Выявляются особенности и сильные стороны ВУЗа, которые позитивно отражаются в качестве образовательных программ и могут быть развиты в дальнейшем;
  6. Используются качественные критерии и экспертные оценки;
  7. Результаты обследования являются открытыми.

Такие преимущества обозначаются критериями, которые предлагается использовать при общественно-профессиональной аккредитации:

А) участие работодателей в подготовке выпускников по

аккредитуемому направлению: в формировании содержания заданий и тем курсовых и научно-исследовательских работ и выпускных квалифицированных работ студентов; в практической подготовке студентов; в модернизации или совершенствовании материально-технической базы аккредитуемого направления: наличие базы данных реальных и потенциальных инвесторов и работодателей; наличие модели специалиста, разработанной с участием работодателей, наличие попечительского совета ВУЗа; наличие и результаты анкетирования работодателей об имидже ВУЗа и качестве образования.

Б) трудоустройство выпускников: наличие базы данных о выпускниках,

их производственной, научной деятельности и карьерном росте; проведение ВУЗом презентации образовательных программ; наличие целевой контрактной подготовки; наличие договоров с предприятиями и фирмами; доля выпускников, зарегистрированных на бирже труда.

В) готовность выпускников к профессиональной деятельности:

используемые педагогические технологии формирования у студентов готовности к профессиональной деятельности; наличие механизма оценки сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профильных компетенций; открытость критериев, положений и процедур, с помощью которых оцениваются студенты и выпускники; соответствие выпускных квалифицированных работ компетентной модели выпускника.

Г) квалификация профессорско-преподавательского состава: наличие

способов и критериев оценки компетентности преподавателей; наличие и выполнение планов повышения квалификации и его эффективность; наличие механизма оценки эффективности научной деятельности преподавателя; понимание преподавателями роли дисциплины в подготовке выпускнику; используемые образовательные технологии.

Д) управление качеством образования: наличие механизма учета

мнения студентов при управлении качеством образования; наличие механизма учета мнения работодателей при управлении качеством образования; наличие внутривузовской системы управления качеством, ее документационное и организационное обеспечение; наличие механизма совершенствования образовательных программ.

Методическое обеспечение общественно — профессиональной

аккредитации включает: формирование профильных экспертных групп; разработка критериев аккредитации; разработка предложений на основе анализа результатов аккредитаций отдельных программ; сертификация экспертов.[2]

Результаты общественной — профессиональной аккредитации учебных заведений размещаются на сайте координационного совета. Проблемой или затруднением может быть признание результатов общественной экспертизы государственными органами управления образованием.

Независимая оценка качества образования, общественная и профессионально- общественная аккредитация становятся важнейшими механизмами формирования и поддержания добросовестной конкуренции на рынке образовательных  услуг, развития системы гарантии качества образования на разных уровнях.

Остается надеяться, что при должном регулировании со стороны государства и поступательном движении навстречу друг другу образовательных и экспертных организаций и работодателей, наше общество придет к цивилизованному регулированию качества образования через независимую оценку и систему сертификации специалистов.

Процедура профессионально-общественной аккредитации во всем мире является одной из работоспособных процедур создания качественного рынка выпускников образовательных учреждений.

Разрабатываемая автоматизированная информационная система мониторинга результатов профессионально —  общественной  аккредитации образовательных программ, которая предназначена для сбора, обработки и выгрузке данных о результатах профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых в стране. Результаты такой инновационной деятельности внедряются в практику образовательных организаций.

Таким образом, на сегодняшний день объединения работодателей, представляющие интересы как бизнеса, так и отдельных профессиональных сообществ, активно должны включатся в процесс формирования национальной системы квалификаций. Поскольку такой инструмент, как профессионально-общественная аккредитация, является оптимальным подходом к решению имеющихся кадровых проблем, необходимо активное участие в данной процедуре – как со стороны работодателей, так и со стороны образовательных учреждений.

Список используемых источников

  1. Закон ДНР «Об образовании» Постановление № 1-233П –НС , НС ДНР
  2. Временные лицензионные требования к реализации образовательных программ высшего профессионального образования/Приказ Министерства образования и науки ДНР №7 от 11.01.2016г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *