Оценка качества повышения квалификации работников образования по общим вопросам охраны труда

УДК 331.45 : 378.046.4

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА

Тарасенко Николай Григорьевич,
старший преподаватель кафедры
безопасности жизнедеятельности,
охраны труда и
информационной защиты,
Рыбалко Полина Валентиновна,
ассистент кафедры безопасности
жизнедеятельности, охраны труда и
информационной защиты,
Дмитров Андрей Владимирович,
старший преподаватель кафедры
безопасности жизнедеятельности,
охраны труда и
информационной защиты
высшего учебного заведения
«Республиканский институт
последипломного образования
инженерно-педагогических работников»

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к оценке эффективности курсовой подготовки повышения квалификации работников образования по общим вопросам охраны труда.

 

Ключевые слова: дополнительная профессиональная программа; повышение квалификации; эффективность обучения.

 

Оценка качества, оценка деятельности, мотивация труда, подготовка и повышение квалификации кадров, изучение необходимости переподготовки в области охраны труда и определение необходимых оптимальных учебных программ рассматривались в работах Казанцева А.К., Миндели Л.Э., Садыкова Ж.М., Искакова Р.М., Кулаковой Н.Ф., Жаныс А.Б. и др.

Основной целью является совершенствование процесса управления персоналом, контроль качества управленческой деятельности, предоставление работникам обратной связи о степени соответствия их рабочих показателей требованиям организации.

Для успешного достижения целей первостепенное значение имеет ускоренное развитие и прежде всего развитие методологической и теоретической базы, усиление, рационализация и повышение эффективности ее связей с общественной практикой.

Комплексность, многогранность проблемы охраны труда требует выделения главных задач ее оптимизации, т.е. рационализации процесса взаимодействия между обществом и природой вообще, а также между человеком и производственной средой, в частности. Следовательно, есть основание говорить о теоретических и прикладных направлениях оценки качества повышения квалификации работников образования по общим вопросам охраны труда.

Мы считаем, что обучение может подразделяться по следующим направлениям:

  1. По видам обучения:

а) на производстве;

б) вне производства;

в) самообучение.

  1. по форме обучения:

а) с отрывом от производства;

б) без отрыва от производства.

  1. по целевому назначению:

а) подготовка нового персонала;

б) повышение квалификации;

в) переподготовка.

  1. по месту обучения:

а) на рабочем месте;

б) вне рабочего места.

Дополнительное образование должно предоставлять человеку возможность переобучения, а значит повышения квалификации или прохождения профессиональной подготовки. Таким образом, оценка образовательного процесса приобретает особую роль в практике учреждений дополнительного профессионального образования[1]. Это означает, что есть необходимость существования в этих условиях системы дополнительного образования. Анализ ситуации показывает, что для эффективного управления данной системой нужна объективная и всесторонняя информация. В дальнейшем высокого уровня квалификации кадров требует построения гибкой системы дополнительного профессионального образования. Эта система должна быть быстро реагирующей, меняться в зависимости от обстоятельств и соответствовать требованиям общества в целом. Оценочная деятельность обусловлена выявлением существующих проблем.

Оценка качества процесса повышения квалификации по общим вопросам охраны труда работников образования связана с вопросами организации этой деятельности в учреждениях. Нами разработаны: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по общим вопросам охраны труда в образовательных организациях; рабочие учебные программы по дисциплинам дополнительной профессиональной программы; основные требования к лекциям, практическим занятиям, самостоятельной работе слушателя, разным видам промежуточного контроля. Наше учреждение, реализующее дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по общим вопросам охраны труда использует квалиметрическую оценку знаний проводимых преподавателей (в соответствии с основными требованиями). При этом важно использовать оценку исполнения учебно-тематического плана и программы как преподавателем, учебным подразделением (кафедрой), так и каждым слушателем. Для реализации оценки качества процесса повышения квалификации работников образования по общим вопросам охраны труда считаем необходимо задействовать:

А) внутреннюю оценку, которую осуществляют должностные лица образовательной организации либо сотрудники которым делегированы данные полномочия;

Б) внешнюю оценку, которая осуществляется слушателями субъективно и, как правило не фиксируется. Можно использовать анкету. Она позволяет посредственно получить достаточно объективную оценку соответствия формы проводимых занятий, которая заявлена в учебно-тематическом плане;

В) смешанную оценку, которая осуществляется при анализе исполнения единого регламента работы. Главное при этой оценки – выявить проблемы организации повышения квалификации по общим вопросам охраны труда в деятельности образовательных организаций.

Очень важно, чтобы эти оценки качества осуществлялись в первую очередь через процесс лицензирования. Такой процесс характеризует достаточность ресурсов для осуществления образовательной деятельности: трудовых, информационных, организационных, финансовых, материальных, коммунальных, природных и пр.

Мы считаем, что при этом расчет количественных показателей должен подчиняться следующим требованиям:

  1. Состояние аудиторий, лабораторий, кабинетов, их оборудование должно удовлетворять целям и задачам реализуемых программ;
  2. Каждый учебный курс, заявленный в расписании должен быть обеспечен преподавательским составом;
  3. Минимальные затраты материальных средств образовательной организации реализующего программу.

Очень важным является решение задачи организации обратной связи между нашей организацией осуществляющей дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по общим вопросам охраны труда и образовательными организациями. Мы предлагаем следующие возможные варианты решения этой проблемы:

  1. Привлечение педагогических работников, прошедших повышение квалификации по общим вопросам охраны труда к участию в работе комиссий по обучению и проверке знаний, а также к участию в мероприятиях по обмену опытом по охране труда.
  2. Организация повышения квалификации по общим вопросам охраны труда по планам-графикам, которые формируются руководителями образовательных организаций [2].
  3. Активное сотрудничество руководителей (или ответственных за охрану труда) органов управления образованием и нашей организацией ,осуществляющей дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по общим вопросам охраны труда.

Таким образом, комплексная оценка эффективности курсов повышения квалификации по общим вопросам охраны труда может включать:

А) входную диагностику уровня подготовленности слушателей;

Б) текущий и рубежный контроль усвоения знаний;

В) исследование удовлетворенности слушателей содержанием и организацией обучения;

Г) самоанализ преподавателей и организаторов курсовой подготовки.

Список используемых источников

  1. Качество повышения квалификации работников образования в условиях модернизации: Коллективная монография. Новосибирск: НИПК и ПРО, 2006.
  2. Типовое положение о порядке обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда (Приказ Государственного комитета Гортехнадзора ДНР от 27.05.2015г. №227).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *