К вопросу о формировании содержания профессионального образования

УДК 377

 

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Александр Викторович Петров,
кандидат технических наук,
заведующий кафедрой
методики профессионального обучения
и новейших технологий производства
высшего учебного заведения «Республиканский институт
последипломного образования инженерно-педагогических работников»

Аннотация. В статье проанализированы современное состояние и тенденции развития вопроса о формировании содержания профессионального образования; предложена схема анализа факторов, влияющих на содержание профессионального образования.

 

Ключевые слова: содержание профессионального образования; Государственный образовательный стандарт; рабочая программа; фактор.

Система профессионального образования Донецкой Народной Республики переживает период реформирования. С 1 сентября 2015 г. были введены в действие новые Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ГОС СПО), которые разработаны на основе компетентностного подхода. Содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей в новых ГОС СПО строго не регламентируется. Основной упор сделан на перечень компетенций (знаний, умений, личностных качеств), которыми студент должен обладать в результате освоения соответствующего курса. Поэтому на современном этапе у преподавателей и мастеров производственного обучения возникают трудности с содержательным наполнением рабочих программ. Актуальным является вопрос о методической помощи педагогическим работникам в решении данной проблемной ситуации.

Традиционно в литературе, посвященной методике профессионального обучения, вопрос содержания образования был второстепенным. Это было обусловлено тем, что содержательная часть учебных курсов жестко нормировалась и претерпевала незначительные изменения в течение длительных промежутков времени. Реализация компетентностного подхода потребовала большего внимания к этому вопросу. Однако большинство публикаций посвящено концептуальным основам формирования содержания образования. Здесь можно отметить работы В.В. Краевского [1], Я.М. Батышева и А.М. Новикова [2]. Практический же аспект реализации требований ГОС СПО посредством содержательного наполнения рабочих программ дисциплин и модулей не освещен в достаточной мере ни в научных изданиях Российской Федерации, ни в публикациях ученых Донецкой Народной Республики.

Цель статьи – проанализировать факторы, влияющие на формирование содержания профессионального образования в условиях внедрения в Донецкой Народной Республике новых ГОС СПО.

Эффективное формирование компетенций современного специалиста невозможно без системного подхода к организации учебного процесса, элементы которого удобно представлять в виде схемы (рис. 1).

prof_obraz_1

Рис. 1. Схема учебного процесса как системы

Для достижения планируемых результатов необходимо ответить на вопросы «Чему обучать?» (цель, задачи и содержание) и «Как обучать?» (методы, формы и средства обучения).

Ускоряющееся развитие техники и технологий, увеличивающийся объем информации приводят к быстрому устареванию знаний во многих отраслях. Постоянно меняются, корректируются требования к специалисту-профессионалу и вопрос «Чему обучать?» становиться все более актуальным и проблемным. В этих условиях образовательные программы отстают от реальных потребностей производства, и появление новых ГОС СПО стало, пусть для многих работников образования и неудобным, но в стратегическом плане логичным шагом в решении данной проблемы.

Новые стандарты повышают степень свободы образовательного учреждения в вопросе формирования содержания образования, однако, рост свободы выбора обычно сопровождается увеличением степени ответственности за принимаемые решения. Благодаря ГОС СПО, часть ответственности снимается с руководящего органа (Министерство образования и науки) и перекладывается на плечи руководства и преподавательского состава образовательного учреждения среднего профессионального образования (ОУ СПО).

На начальном этапе внедрения ГОС СПО наблюдается, в основном, формальное отношение к содержательному наполнению дисциплин и профессиональных модулей. Использовавшиеся ранее программы, разработанные по стандартам Украины, подстраиваются под новые макеты без изменения сути материала. Вариативная часть учебных планов формируется, по большей части, исходя из традиционных предпочтений образовательного учреждения, а также в зависимости от имеющегося кадрового потенциала и необходимости обеспечить учебной нагрузкой определенные цикловые комиссии или отдельных преподавателей.

Безусловно, нельзя жестко осуждать подобный подход. Объективная причина – нехватка времени – не позволяет педагогическим работникам детально прорабатывать вопрос формирования учебного материала. Много времени забирает процесс освоения новых форм документации, измененных требований к аттестации и т.п. Преподаватель теряется перед обилием поставленных задач, поэтому вопрос качества образовательного процесса отступает на второй план. Главным становится соответствие формы учебно-планирующей документации, но не содержания образования, нормативным требованиям. Поэтому представляется особо важной задача выработки четкого алгоритма работы сотрудников ОУ СПО над достижением целей, поставленных ГОС СПО.

Можно предложить следующую графическую модель, описывающую факторы, которые влияют на формирование содержания образования (рис. 2). Модель позволяет системно проанализировать данную проблемную задачу.

prof_obraz_2

Рис. 2. Факторы, влияющие на формирование содержания профессионального образования

Ключевым моментом здесь должны стать профессиональные стандарты, разрабатываемые непосредственно ведущими предприятиями и организациями в каждой конкретной отрасли. Педагоги должны уделять особое внимание изучению квалификационных характеристик подготавливаемых специалистов.

Составление примерных профессиональных образовательных программ – приоритетное направление работы как органов управления образованием, так и самих педагогических работников. На сегодня разработка этих программ в Донецкой Народной Республике находится в зачаточном состоянии, что сказывается на качестве учебных планов ОУ СПО. Здесь должны проявить свою инициативу представители Республиканских учебно-методических объединений.

Важно сознавать, что в Российской Федерации стандарты, аналогичные ГОС СПО Донецкой Народной Республики (Федеральные Государственные образовательные стандарты (ФГОС) 3-го поколения) были введены в 2011 году. Но уже в апреле 2015 года Федеральный институт развития образования (ФИРО) представил проект ФГОС 4-го поколения [3]. Далее приведены некоторые отличительные особенности данного проекта.

  1. ФГОС СПО-4 разрабатываются по направлениям подготовки в рамках укрупненных групп специальностей и профессий, включают требования к программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам подготовки специалистов среднего звена в одном стандарте. Носят более рамочный характер.
  2. Не предъявляются требования к наименованиям дисциплин и модулей в структурах программ при подробной детализации требований к результатам освоения программ: умениям, знаниям, компетенциям.
  3. Cоотношение в части практикоориентированности программ: 40% – теоретическая подготовка, 60 % – практическая подготовка.
  4. Соотношение аудиторной (при непосредственном участии педагога) и самостоятельной нагрузок студента – 75 % к 25 %, что объясняется характером практикоориентированного образования, высокой долей программ практики, реализация которых невозможна без непосредственного участия педагога.
  5. Увеличение объема вариативной части учебного плана до 50 %.

Очевидно, что новый подход еще более ориентирован на самостоятельность образовательных учреждений в выборе путей и способов достижения поставленных стандартом целей.

Интеграция с российским образовательным пространством, скорее всего, обяжет Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики идти в фарватере российских реформ. Чтобы новое изменение норм не привело к очередным проблемам в планировании работы, еще более необходим системный подход к формированию содержания образования.

Таким образом, содержательное наполнение рабочих программ является одним из основополагающих аспектов в деле повышения эффективности обучения квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в Донецкой Народной Республике. Предложенная модель анализа факторов, влияющих на формирование содержания профессионального образования, может быть полезна для педагогических работников и руководящих кадров образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Список использованных источников

  1. Краевский В. В. Чему учить? [Текст] / В. В. Краевский // Вопросы образования. – 2004. – № 3. – С. 5-23.
  2. Профессиональная педагогика [Текст] : учебник / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. − Изд. 3-е, перераб. – М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. – 456 с.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (проект) [Электронный ресурс] / Федеральный институт развития образования; Центр профессионального образования, 2015. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/03/Concept_FGOS-SPO_4_01-04-15.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *