Психолого-педагогическая и социальная помощь участникам образовательного процесса по преодолению посттравматического синдрома (результата военных действий)

УДК 159.923.3 + 37.042

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СИНДРОМА (РЕЗУЛЬТАТА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ)

 

Наталья Владимировна Пашкова,
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой образовательного менеджмента
высшего учебного заведения «Республиканский институт
последипломного образования инженерно-педагогических работников»

 

Аннотация. В статье рассматриваются причины, признаки посттравматического синдрома участников образовательного процесса, а также пути преодоления посттравматического стрессового расстройства.

 

Ключевые слова: посттравматический синдром; посттравматическое стрессовое расстройство.

Анализ, проведенный историками, показал, что за последние 5 тысяч лет народы Земли пережили 14,5 тысяч больших и малых войн и только 300 лет были абсолютно мирными [4].

Мы пока не знаем, как оценят историки события, происходящие в Донбассе, но мы, ставшие заложниками и свидетелями происходящих здесь военных действий, говорим сегодня не только о разрушенных домах, убитых мирных жителях, мы говорим об израненных душах, о физическом и психическом нездоровье всех наших жителей.

Наиболее уязвимыми и беззащитными в этой ситуации оказались дети и подростки. «Факты и комментарии» (март 2016) отмечают, что по официальным данным ВОЗ и других международных организаций, около 200 детей получили ранения за время вооруженного конфликта на Донбассе. На сегодняшний день в базе Штаба Рината Ахметова зарегистрировано 163 раненых ребенка. Из них 70 % детей ранено в Донецкой и 30 % — в Луганской области.

На конференции «Психология войны: пережить травму», которую 22 декабря 2015 года провел Гуманитарный штаб Рината Ахметова, было сказано, что в результате военных действий половина детей и подростков на Донбассе нуждаются в психологической помощи.

По данным социологического исследования, проводимого Киевским международным институтом социологии с 24 ноября по 05 декабря 2015 года, установлено, что 1 миллион 7 тысяч детей проживают на Донбассе. Пострадавшие в результате военных действий дети остро нуждаются в лечении и психологической помощи. Потребности лечения таких детей составляют:

  • 55 % требуется лечение;
  • 48 % нуждаются в психологической помощи;
  • 23 % физическая реабилитация;
  • 9 % опекунство;
  • 8 % протезирование.

Эксперты утверждают, что на сегодня травма войны – массовое явление у жителей Донбасса. Чтобы научится жить заново, им понадобятся годы и помощь квалифицированных специалистов.

События, связанные с военными действиями, стали причиной многочисленных психологических травм, которые приводят к самым разным изменениям, которые описаны Б.М. Пиржановым [7]:

  • на уровне организма (постоянные головные боли, нарушение деятельности сердечнососудистой и желудочно-кишечной систем и др.),
  • на эмоциональном уровне (раздражение, агрессивность),
  • на личностном уровне (утрата интереса к жизни, учебе, работе),
  • на уровне поведения (неадекватность, замкнутость).

Следует отметить, что эти изменения касаются не только людей, непосредственно переживших травматическую ситуацию, но и тех, кто их окружает: родителей, детей, друзей, родственников, которые видят боль близкого человека, но оказываются не в состоянии ему помочь. Симптомокомплекс нарушений, который развивается после психологической травмы, специалисты называют посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

В специальной литературе и в нашем лексиконе появились такие термины как посттравматическое стрессовое расстройство («вьетнамский синдром», «афганский синдром» и т.п.). Специалисты в области психосоматических заболеваний отмечают, что это тяжёлое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций, как, например, участие в военных действиях, тяжёлая физическая травма, сексуальное насилие, либо угроза смерти.

Научное название — посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). На английском — posttraumatic stress disorder (PTSD). Термин введен в научный обиход американским психологом М. Горовицем в 1980 году. ПТСР относится к пограничным психическим заболеваниям и тревожным расстройствам. Оно возникает после крайне тяжелого психоэмоционального стресса, по интенсивности превосходящего обычный человеческий опыт [9].

Проведенный нами анализ показал, что посттравматическое стрессовое расстройство способно вызвать психические нарушения практически у любого человека. Но самой страдающей категорией оказываются дети и подростки, психика которых особенно реагирует на кризисные ситуации [8]. Травма влияет не только на здоровье детей, но и на поведение и общее развитие (возникают трудности в общении, ухудшаются отношения с родными и близкими, снижается успеваемость, теряется интерес к жизни).

Нынешняя ситуация в Донбассе после двух лет военных действий характеризуется проявлениями хронической стадии ПТСР. Следует отметить, что после острого периода, когда опасность явно проявила себя, у пострадавших нарастает растерянность, непонимание того, что происходит. Переживание жизнеопасной ситуации отходит на второй план, большую актуальность получают сообщения об утрате жилища, имущества, разлука с близкими, неизвестность по поводу ближайшего будущего.

Наиболее полно это описано Н.В. Увариной [10]. Автор дает не только описание хронической стадии ПТСР, но советы, как помочь в ее преодолении. Так, если человек, переживший травму, не говорит о пережитом (не склонен, не позволяет себе или пытается, но остается невыслушанным), то у него усиливается тревога, нередко обостряется жажда мщения, возмездия. Нарушается сфера интересов. В сознании неожиданно и ярко вспыхивает психотравмирующее событие. Человек зацикливается на мыслях о случившемся, и, не имея возможности сконцентрироваться на реальности и точно ее оценить, часто оказывается жертвой несчастных случаев, аварий, катастроф.

Очень важно, как отмечают специалисты, чтобы человек своевременно получил помощь и поддержку в психотравмирующей ситуации, в противном случае в пределах 6 месяцев развивается отсроченная стадия ПТСР. Авторы обращают внимание на то, что после прекращения действия экстремальных факторов у многих пострадавших происходят сложные эмоциональные, когнитивные переработки перенесенной ситуации, происходит переоценка собственных переживаний и ощущений, своеобразная «калькуляция» утрат [1; 2; 3; 10].

Наблюдаемые нами сейчас личностные и поведенческие аспекты находят объяснение в характеристике, которая дается для этой стадии проявления симптомов постстрессового расстройства: чувство повышенной усталости; дневная сонливость наряду с расстройством ночного сна; постоянное ожидание возможного несчастья; повышенная ранимость, обидчивость; нарастающая депрессия; всепоглощающее чувство бессилия; различные боли, не получающие объективного подтверждения; низкая самооценка, острое чувство бесполезности.

Не получившие выхода или разрядки переживания уходят во внутренний мир человека и проявляются в виде хронических физических недомоганий, не находящих объективного подтверждения. Попытки заглушить душевную и телесную боль алкоголем или наркотиками затягивают в болото физической и психической зависимости от них.

По мнению ряда исследователей, значительные изменения в состоянии здоровья человека проявляются в течение 1-20 лет после перенесенной экстремальной ситуации: растет смертность от различных причин (что мы сейчас и видим на Донбассе), резко увеличивается количество раковых заболеваний, болезней печени и почек, учащение выкидышей, развитие лейкемии. Количество психических заболеваний в группе пострадавших в 2 раза выше, чем у людей, не побывавших в экстремальной ситуации. Всем участникам образовательного процесса СПО и других образовательных организаций следует знать основные симптомы ПТСР, учитывать их и помогать воспитанникам в их преодолении.

Отдельные проявления симптомов у студентов СПО мы нашли в характеристике хронической или отсроченной стадии развития ПТСР. На физическом уровне это нарушения сна, головные боли, тремор и тики. На психологическом — стыд и чувство вины, страх казаться ненормальным. У отдельных студентов наблюдается стремление мстить и построение планов мести. В учебной деятельности наблюдаются нарушение концентрации внимания, рассеянность, нарушения памяти. Остро проявляются чувства уязвимости и другие, нехарактерные для данного человека эмоциональные реакции. В отдельных случаях замечаем «срывы» в алкоголизацию, наркотизацию, секс, противоправное поведение, опасный стиль жизни, особенно среди тех студентов, которые были в так называемых горячих точках. Следует отметить и резкие изменения межличностных отношений, быстрое взросление, преждевременное вхождение во взрослую жизнь (уход из учебного заведения, ранний брак, нежелание жить в доме).

Психологи подчеркивают, что кроме всех перечисленных симптомов, возможны пограничные личностные нарушения, характеризующиеся неустойчивостью самопредставления, межличностных взаимоотношений и настроения [2; 3; 5; 6]. Их основной совет направлен на то, что человеку необходимо выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, вновь пережить те чувства и эмоции, которые возникали в психотравмирующих ситуациях.

Поскольку спектр посттравматических симптомов включает в себя изменения на физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровнях, то и коррекционная программа должна состоять из 3 основных блоков: медицинского, социального, психологического [5; 6; 10].

Психологическое направление включает в себя: психологическую диагностику развития детей и подростков, психологическое консультирование, помощь в социальной адаптации, оказание помощи в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса, обучение аутотренингам и психологической саморегуляции [1].

Социально-педагогическое направление заключается в создании в образовательном учреждении условий, при которых формируется такое поведение подростка, которое способствуют комфортному приспособлению его к действительности. Это также специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь подросткам, имеющим проблемы в обучении; профилактика девиантного поведения; организация досуга и отдыха [8].

Медицинский блок разрабатывается врачами — психиатрами, педиатрами и физиотерапевтами. Его основной задачей является снижение имеющегося у подростков нервно-психического напряжения, которое снимается с помощью индивидуально подобранной лекарственной терапии и специальных физио- и других процедур по индивидуальным показаниям.

Но мы понимаем, что это идеальный вариант. Ведь каждому из нас постоянно приходится решать проблемы и на работе, и в семье, и в повседневном общении. Рассмотрим эти варианты работы.

Во-первых, как помогать пережившим травму студентам:

  • поощрять человека к рассказу вам о его (ее) чувствах;
  • постараться определить, что студента тревожит, вовлекая его в разговор о том, что с ним происходит;
  • попытаться узнать причину его беспокойства в данный конкретный момент, выявить наиболее актуальную проблему с точки зрения студента;
  • определить те вопросы, которые могут быть решены с помощью преподавателя или другого взрослого;
  • совместно со студентом продумать, что может способствовать, а что препятствовать решению проблемы;
  • обсудить, что можно сделать для разрешения проблемы в кратчайшие сроки и с наибольшей эффективностью [3; 5].

Многие педагоги, уделяя внимание оказанию помощи своим воспитанникам, не всегда замечают, что в помощи нуждаются самые близкие люди. Специалисты дают советы по оказанию помощи в преодолении посттравматического синдрома своим родным:

  • уметь выслушать, обсудить и сопереживать;
  • проводить больше время с человеком, пережившим травму;
  • оказывать поддержку и сочувствие;
  • успокаивать детей, стариков и даже взрослых, говоря, что в настоящий момент они находятся в безопасности;
  • уважать потребность членов семьи в уединении и собственном переживании горя [1; 8].

В преодолении последствий переживаний и травм, полученных в результате военных действий, необходимо обратиться к советам специалистов по поводу того, как же помочь самому себе:

  • не оставайтесь наедине со своими неприятностями, поговорите с людьми. Разговор — средство лечения;
  • принимайте поддержку от тех, кто вас любит, от друзей и соседей. Люди заботятся о вас;
  • помните, что вы переживаете нормальные реакции на ненормальные обстоятельства;
  • когда вы почувствуете, что вам плохо, посмотрите вокруг, и вы увидите, что есть люди, которым значительно хуже, чем вам. Помогите им, и вы увидите, что ваши собственные проблемы поблекнут;
  • находите время для любимых занятий (чтение, музыка, вязание, танцы);
  • играйте. Компьютерные игры, кроссворды, шахматы, дартс, домино и др. помогут вам переключиться и снять стресс;
  • чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома, чтобы вспомнить о былом, о хорошем;
  • пообщайтесь с природой (прогулки, общение с домашними питомцами);
  • постарайтесь регулярно питаться и оставлять место отдыху;
  • меньше смотрите телевизор, избегайте просмотра возбуждающих программ, кинофильмов с насилием или убийствами; музыки или ситуаций, которые усиливают беспокойство;
  • обратите внимание на повышение физической нагрузки (физические упражнения, работа на грядке, в цветнике и др.) могут помочь ослабить влияние психотравмирующих ситуаций;
  • овладейте методами релаксации, аутогенной тренировкой;
  • обучитесь методам по достижению полноценного отдыха во время сна;
  • будьте добрее к себе и к окружающим;
  • обращайтесь за помощью специалиста или «группы поддержки», когда это необходимо.

Анализ специальной литературы, изучение опыта работы по преодолению последствий посттравматического синдрома показали, что воздействие пережитых событий в Донбассе мы будем ощущать еще много лет. Педагогическим работникам образовательных учреждений надо знать, что для оказания практической помощи всем участникам образовательного процесса необходима длительная систематическая работа по снижению уровня воздействия, как самих военных действий, так и его последствий.

Известное выражение, что время само залечит душевные раны здесь неуместно. Работая с подрастающим поколением, мы должны учитывать, что психологические травмы оказывают прямое воздействие на физическое состояние детей и подростков, на их обучение и поведение в социальной среде. Травматический стресс не проходит сам по себе и у взрослых, поэтому нам всем необходимо научиться оказывать психологическую помощь себе, своим близким, своим воспитанникам.

Список использованных источников

  1. Бурмистрова Е. В. Психологическая помощь в кризисных  ситуациях [Текст] : предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде / Е. В. Бурмистрова // Метод. рекомендации для специалистов системы образования. – М. : МГППУ, 2006. – 380 с.
  2. Венгер А. Л. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях [Текст] : на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова, В. А. Морозов // Московский психотерапевтический журнал. – 2006. – № 1. – С. 11-14.
  3. Михайлина М. Ю.  Психологическая  помощь  подростку  в  кризисных ситуациях : профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги [Текст] / М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2009. – 207 с.
  4. Мячин А. Н. 100 великих битв [Текст] / А. Н. Мячин. – М. : Вече, 2005. – 163 с.
  5. Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях [Текст] / сост. Осипова А. А. [и др.]. – Ростов н/ Д. : Феникс, 2001. – 265 с.
  6. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях [Текст] / Н. Г. Осухова. – М. : Академия, 2005. – 288 с.
  7. Пиржанова Б. М. Кризисные ситуации при чрезвычайных ситуациях [Текст] / Б. М. Пиржанова // Mедицина. – 2012. – № 3. – С. 65
  8. Психолого-педагогическая и социальная помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] : метод. рекомендации. – Ханты-Мансийск, 2009. – Режим доступа : http://medznate.ru/docs/index-52419.html.
  9. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса [Текст] / Н. В. Тарабрина. – СПб. : Питер, 2001. – 272 с.: ил.– ( Практикум по психологии).
  10. Уварина Н. В. Эмоциональная поддержка в структуре первой помощи детям в экстремальной ситуации [Текст] / Н. В. Уварина.// Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – № 3. – С. 48.

1 комментарий

  1. rehabaddictru

    Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *