Актуальность создания психологической службы в рамках осуществления дополнительного профессионального образования педагогических работников

УДК  159.922.7 : 378(083.75)

 

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РАМКАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 

Нескородеева Ирина Александровна,
методист учебного отдела
высшего учебного заведения
«Республиканский институт
последипломного образования инженерно-
педагогических работников»

 

Аннотация. Статья посвящается актуальным проблемам психологического сопровождения личности педагога в процессе его профессиональной деятельности. Определяются факторы, способствующие возникновению психологической службы в системе повышения квалификации. Рассматривается понятие психологической службы. Определяются задачи психологической службы и основные виды деятельности, реализуемые психологической службой. Осуществляется поиск доступных форм психологического сопровождения в системе повышения квалификации.

Ключевые слова: психологическая служба, психологическое сопровождение, профессиональная деформация, профессиональное выгорание.

Жизнь человека во все временные периоды наполнена трудностями, жизненными переменами внутриличностными и межличностными конфликтами. Количество трудностей, с которыми сталкивается современный человек значительно возросло в связи с увеличением числа потенциальных опасностей, усилением политической напряженности, социально-экономическими проблемами современности. Все эти факторы обуславливают возросшие требования к личности, возможностям ее адаптации к постоянно изменяющимся условиям.

Наиболее ярко изменения в обществе проявляются в тех областях человеческой деятельности, содержание которых связано со взаимодействием людей. На первый план выходят субъект-субъектные виды деятельности, где предметом труда человека является другой человек (управленческая деятельность, педагогическая, социальная, предпринимательская, маркетинговая и т.п.). Отдельного внимания со стороны психологии требует профессия педагога. Педагогический труд отличается высоким уровнем ответственности, напряженностью, высокой личностной погруженностью в трудовой процесс, постоянной задействованностью интеллектуальных и адаптационных ресурсов, потребностью в профессиональном росте и повышении квалификации, реализации творческого потенциала и креативных способностей личности. Эффективность педагогического труда во многом зависит не столько от базовых личностных характеристик, сколько от их развития, их постоянной динамики в процессе профессионального становления. Своевременное повышение квалификации педагогических работников способно удовлетворить эту потребность.

Целью данной статьи является рассмотрение актуальных задач практической психологии в рамках осуществления дополнительного профессионального образования, а также обоснование необходимости создания психологической службы в системе повышения квалификации педагогических работников.

Задачами системы повышения квалификации педагогических работников являются не только усвоение новых профессиональных компетентностей, обновление теоретических и практических знаний специалиста, но и развитие личности педагога как профессионала.

Процесс становления педагога как профессионала сопровождается изменением личности в целом, развитием его субъективных качеств, формированием индивидуальности. Эти изменения затрагивают и внешние изменения человека, и его соматическое здоровье, и духовность, влияют на формы поведения, отношение к выполняемой деятельности, среде, себе. Также следует учитывать, что не всякая деятельность способствует развитию личности. Процесс развития личности в качестве профессионала имеет те же особенности, что и развитие в целом, и имеет в своей структуре как элементы прогрессивного, так и элементы регрессивного развития.  Прогрессивное развитие связано с профессиональным и личностным ростом. Регрессивное профессиональное развитие может проявляться в профессиональной и личностной деградации, а также в удалении результатов своей деятельности от общественно одобряемых критериев. Деградационные процессы провоцируют возникновение профессиональных деформаций [8]. Е.И.Рогов предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизировании личностью труда как единственно важно  формы активности, а также в возникновении ригидных ролевых стереотипов, которые переносятся из сферы трудовой деятельности в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям [9]. Синдром профессионального выгорания можно причислить  к ряду феноменов личностной деформации. Он представляет собой многогранную конструкцию, систему негативных внутренних переживаний, связанных с длительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, которые отличаются высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Синдром выгорания выступает в качестве ответной реакции на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций. Традиционно принято считать, что такой синдром наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий системы «человек-человек» (это педагогические работники, врачи, менеджеры различных уровней, психологи, психотерапевты, психиатры, представители сервисных профессий) [6].

Факторы, провоцирующие возникновение и развитие профессионального выгорания можно условно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам можно отнести особенности предмета педагогического труда. Предметом педагогического труда является другой человек, со своими психофизиологическими особенностями, личностными характеристиками, отличается своеобразием, постоянной изменчивостью, динамичностью. На воздействие педагогического труда субъект отвечает как изменениями, так и сопротивлением, а также ответными действиями, которые в свою очередь вызывают изменения в самом педагоге.

Другим значимым фактором педагогической деятельности можно назвать иерархических характер взаимодействия объектов педагогического процесса, который определяет стандарты поведения и педагога, и учащегося. Роли педагога присущи властность и сила, оценивающая и критичная функция, статус обладателя знаниями. Сращивание роли педагога с личностью приводит к переносу данных ролевых характеристик на другие сферы, что усиливает вероятность появления личностных и профессиональных деформаций.

Немаловажным фактором является социальное положение педагогов. Низкий уровень доходов, неудовлетворенность материальным положением провоцируют у педагога возникновение противоречия между необходимостью поддержания статуса носителя ценностей и депривацией удовлетворения этих самых ценностей.

Основным фактором, ведущим к возникновению профессионального выгорания является рассогласование между высокими требованиями к профессии педагога и возможностями среднестатистического работника педагогической сферы для достижения эталонных показателей в своей профессии.

К внутренним факторам относятся: индивидуальная предрасположенность личности, индивидуальный опыт взаимодействия с педагогами, актуальное психологическое состояние (здоровье, удовлетворенность жизнью, стресс).

Сензитивным моментом для зарождения профессиональных деформация являются кризисные периоды, когда личность сталкивается с необходимостью разрешения особо сложных профессиональных ситуаций. Адаптационные личностные процессы к изменяющейся профессиональной ситуации в случае появления деформаций могут провоцировать дезадаптацию личности во внепрофессиональной среде. Следствием деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности, неудовлетворенность жизнью и окружением [3,5].

Объективные факторы, провоцирующие профессиональные деформации, как правило, изменить либо устранить сложно, часто невозможно. Соответственно актуальной проблемой становится поиск и раскрытие внутренних ресурсов противостояния образованию нежелательных изменений личности. Рассматривая проблему профессиональных деструкций Э.Ф.Зеер делает вывод, что профессиональное самосохранение личности достигается за счет осуществления активной стратегии поведения личности в критических профессиональных ситуациях. Остальные стратегии способствуют личностной стагнации и образованию деструкций [5].

Воздействие рассмотренных факторов на личность педагога обуславливает постоянное возникновение проблемных ситуаций, решение которых не всегда посильно для самостоятельного их разрешения педагогом. Таким образом, становится понятным, что организация психологической службы, осуществляющей сопровождение процесса профессионализации педагогических работников – актуальная задача, которую возможно реализовать в рамках системы повышения квалификации педагогических работников.

Итак, необходимость возникновения психологической работы в системе повышения квалификации педагогов объясняется необходимостью решения конкретных практических задач, проблемных ситуаций, оказывающих негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности педагога. Психологическую работу среди педагогов возможно осуществлять посредством психологической службы.

Психологическая служба представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в различных сферах деятельности человека. Таким образом под понятием психологической службы обобщены средства организованного предоставления психологической помощи.

Рассматривая возможные психологические проблемы, присущие личности педагога, можно определить практическое поле деятельности для психологической службы в системе повышения квалификации педагогических работников (рис.1)

psih_1

Рисунок 1  Классификация возможных психологических проблем в педагогической среде

Психологические проблемы педагога можно условно разделить на:

  1. Личностные проблемы – проблемы, оказывающие влияние на развитие личности педагога, психологическое здоровье и самочувствие. Личностные проблемы можно разделить на: мотивационные, операционно-деятельностные и коммуникативные.

Мотивационные проблемы указывают на отсутствие побуждений к деятельности, что проявляется в невыраженности профессиональных интересов, отсутствии стремления к освоению новых знаний, личностному росту.

Операционно-деятельностные проблемы заключаются в недостаточной подготовке к выполнению определенной профессиональной деятельности или отдельных ее элементов. Такие проблемы могут возникать как у молодых педагогов, так и у педагогов с опытом работы при адаптации к новым условиям работы.

Коммуникативные проблемы являются результатом недостаточного развития коммуникативных качеств и могут быть обусловлены особенностями восприятия, семантики личности педагога, способами обмена невербальной информацией, проблемами обратной связи.

  1. Коллективно-групповые проблемы – проблемы, в различных группах, где осуществляет свою деятельность педагог. Это могут быть следующие варианты взаимодействий: «педагог-коллеги», «педагог-обучающиеся», «педагог-администрация» и прочие.
  2. Деятельностные проблемы возникают при несоответствии психофизиологических характеристик личности требованиям профессиональной деятельности, при несовершенстве рабочего процесса.

Все виды психологических проблем педагогических работников проявляются в снижении эффективности профессиональной деятельности, физической и психологической усталости педагога, недостаточностью ресурсов для восстановления психологических сил. Игнорирование психологических проблем или неадекватное реагирование на них приводят к деформациям личности и профессиональному выгоранию.

Деятельность психологической службы в системе повышения квалификации способна осуществляться в двух направлениях: актуальном и перспективном [8].

Актуальное направление ориентировано на решение проблем педагогов, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, будь то профессиональная сфера деятельности, либо личностная. Актуальное направление позволит в кратчайший срок оказать практическую помощь педагогу в решении конкретных вопросов.

Целью перспективного направления является общее развитие личности. Это могут быть долгосрочные программы и тренинги, реализующие более глубокую по сравнению с актуальным направлением психологическую работу с личностью педагога.

Оба направления тесно связаны между собой: т.к. реализуя перспективное направление психолог помогает педагогу решать актуальные задачи, проблемные ситуации. А в актуальной работе могут выявиться те проблемные места личности, которые могут быть разрешены только в долгосрочной перспективной работе.

Эффективная работа психологической службы в рамках повышения квалификации педагогических работников основывается на принципиальных положениях:

  1. Ориентация на современную парадигму психологической науки, новейшие практические разработки. Использование инновационных технологий в деятельности психологической службы позволяет быть действительно актуальным органом в системе повышения квалификации, идущим в ногу со временем и позволяющим соответствовать требованиям контингента клиентуры психологической службы. Инновационность как принцип деятельности психологической службы способна повысить авторитет психологической службы, создать положительный имидж, подчеркнуть ее необходимость, донести до педагогических работников важность и целесообразность проведения психологической работы в их среде.
  2. Этика психологической работы, включающая принципы компетентности, конфиденциальности, принцип уважения клиента, объективности и пр. Соблюдение этики в профессиональной деятельности психолога важный аспект поддержания позитивного имиджа, повышения доверия среди клиентов-педагогов.
  3. Принцип многофункциональности, выраженный в способности работников психологической службы осуществлять разноплановую деятельность в рамках профессии. Перед психологической службой системы повышения квалификации стоит чрезвычайно многообразный набор задач теоретического и практического характера, решение которых предполагает широкий круг научных интересов работников психологической службы, кругозора, высокого развития интеллекта и профессиональных навыков.
  4. Принцип профессиональной кооперации, выраженный во взаимодействии различных органов образовательной сферы для формирования запросов и достижения оптимального результата (например, взаимодействие психологической службы с администрацией образовательных учреждений, необходимость взаимодействия различных должностных лиц).
  5. Принцип материально-технической обеспеченности психологической службы в рамках повышения квалификации. Соблюдение данного принципа выражается в предоставлении отдельных площадей и их оборудовании мебелью и техникой для эффективной работы психологической службы, а также в наличии и постоянном пополнении в достаточном количестве материалов (наглядности, стимульный материал, методические пособия, литература и пр.) [1].

Таким образом, опираясь на вышеперечисленные положения, можно сделать вывод, что работа психологической службы может обеспечить психологическую поддержку педагогам в различных проблемных ситуациях в сфере психологического здоровья и благополучия, а также организацию проведения комплекса мероприятий по профилактике и коррекции синдрома выгорания у педагогов. Здесь могут быть реализованы систематический мониторинг личностного состояния педагогов, психодиагностика, индивидуальные и групповые тренинги, консультации, обучение техникам профилактики профессионального выгорания, обучение там-менеджменту и реализации поэтапной коррекции выгорания. Представленный на рисунке 2 алгоритм универсально применим к разрешению и прочих психологических проблем в среде педагогов (рис.2).

psih_2

Рисунок 2 Алгоритм работы практического психолога с синдромом профессионального выгорания педагога

Кроме осуществления психологического сопровождения процесса профессионального становления педагогов-слушателей курсов повышения квалификации, психологическая служба института повышения квалификации педагогических работников могла бы осуществлять следующие задачи:

  1. Проведение мониторинга среди педагогов по выявлению кризисных ситуаций.
  2. Помощь в отборе кадров
  3. Просветительская и профилактическая работа среди сотрудников
  4. Экстремальная помощь в непредвиденных ситуациях
  5. Помощь в адаптации новых сотрудников, молодых специалистов.
  6. Психологическое сопровождение педагогов при проведении реформ и внедрении инноваций в педагогический процесс.
  7. Совершенствование работы службы

Психологическая поддержка педагогических работников, а также профилактика и коррекция профессиональных деформаций имеет важное значение не только в рамках отдельно взятой личности, но и общегосударственное значение, как проблема предупреждения психосоматических заболеваний, являющихся следствием нарушения психологического благополучия личности. И психологическая служба в рамках общегосударственной системы повышения квалификации может стать полноценным и главное доступным органом педагогическим работникам для решения актуальных практических задач.

Список использованных источников

  1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию психолог. — М.: Московский психологический соц. институт, 2004. — 464 с.
  2. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья / под ред. Г.С.Никифорова. – СПб., 2000. – С. 45-65.
  3. Волков А. А. Особенности проявления негативных признаков профессиональной деформации личности / А. А. Волков, И. Н. Назаров,
    И. А. Усачева // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-23. – С. 219-222.
  4. Дружилов С. А. Психология профессионализма субъекта труда : концептуальные основания / С. А. Дружилов // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – 2005. – №12. – С.30-41.
  5. Зеер Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003.
  6. Климов Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. – М.- Воронеж, 1996. – С. 33-38, 47-49.
  7. Молочкова И. В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога [ Электронный ресурс ]: учеб. пособие / И. В. Молочкова. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2005. –130 с.–Режимдоступа:http://myakushkin.ru/pdf/psychological_support_teacher_ professional _development.pdf.
  8. Обухова Л. А. Профессионализация как социальный процесс (к проблеме использования кадрового потенциала в стратегии социально-экономического развития региона) / Л. А. Обухова // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2012. – № 1. – С.218-223.
  9. Рогов Е. И. К вопросу о профессиональной деформации личности / Е. И. Рогов // РПО: ежегодник. Т.1. Вып.2. Материалы Учредительного съезда РПО, 22-24 ноября 1994 г., Москва. – М., 1995. – С. 32-38.

1 комментарий

  1. vpenzu.ru

    Центральная цель деятельности Психологической службы – психологическое сопровождение через создание благоприятных условий, которые способствуют становлению свободной и гармоничной личности студентов Башкирского института социальных технологий.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *