Условия успешного общения и взаимодействия мастера производственного обучения со студентами СПО

УДК 337.35+316.77

 

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СО СТУДЕНТАМИ СПО

 

Елена Леонидовна Матвейчук,
старший мастер производственного обучения
ГПОУ Макеевский профессиональный лицей

Наталья Владимировна Пашкова,
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой образовательного менеджмента
высшего учебного заведения «Республиканский институт
последипломного образования инженерно-педагогических работников»

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности профессиональной подготовки студентов СПО через призму эффективного общения и взаимодействия мастера производственного обучения со своими подопечными.

 

Ключевые слова: общение; взаимодействие; профессиональная подготовка студентов.

 

Общение в педагогической деятельности работников СПО выступает как средство решения учебных, учебно-производственных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений инженерно-педагогических работников и студентов, обеспечивающий успешность профессиональной подготовки будущих специалистов.

Поэтому эффективность подготовки студентов профессиональных образовательных организаций СПО следует рассматривать не только с методических и дидактических позиций как изменение форм и средств работы, но и через общение инженерно-педагогических работников со своими подопечными.

С учетом столь большого спектра решаемых в процессе общения задач необходимо рассмотреть психолого-педагогические возможности общения мастера производственного обучения и условия повышения его эффективности, что и является целью данной статьи.

Правильное взаимодействие со студентами, неординарная личность наставника, способная понять, помочь, увлечь – это те личностные качества мастера, которые будучи помноженными на профессиональное мастерство, создают предпосылки для подготовки конкурентоспособных квалифицированных специалистов.

Педагогическое взаимодействие – это процесс общения воспитателя и воспитанника, нацеленный на то, чтобы сформировать всесторонне развитую личность. Это – одна из основных целей педагогики, которая состоит из определенных направлений: учебных, социальных и дидактических. Общеизвестно, что сотрудничество – начало человеческой социальной жизни, поэтому именно взаимодействие играет главную роль в коммуникации. В этом вопросе существуют определенные процессы: воспитатель – воспитанник, взаимопонимание, поддержка в коллективе и интегральные воспитательные моменты. Только тогда, когда взрослые люди являются наставниками, это можно рассматривать как педагогическое взаимодействие. Оно не должно быть авторитарным, так как в его основу включен основополагающий принцип равенства отношений [5].

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся [3, с. 274].

Проблема эффективности общения имеет большое значение в работе современных образовательных организаций. Ей посвящены труды многих известных психологов – А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. Ряд отечественных педагогов (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан) выделяют и активно изучают проблему эффективного педагогического общения [1, 3, 6, 8].

В современной педагогической мысли роль правильного взаимодействия в обучении подчеркивалась неоднократно. Так, известный знаток обучения Дж. Брунер отмечал, что процесс обучения перестраивается в зависимости от условий взаимодействия обучаемого и обучающего. Это созвучно идее Л.С. Выготского о том, что только в сотрудничестве, с чьей-то помощью ученик всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Взаимодействие создает гармонию, взаимное удовлетворение, оно обеспечивает успехи в деятельности как педагога, так и обучающегося.

Большим мастером взаимодействия с воспитанниками был А.С. Макаренко [4]. Своим опытом работы он доказал, что чем более целесообразна и содержательна деятельность воспитанников, тем более воспитывающими становятся взаимоотношения педагогов и учащихся. Он отметил, что неправильные отношения учителей с учащимися могут превратить учение в тягостное, насильственное занятие, вызвать неприязнь ко всему, что связано с педагогом, школой, самим процессом учения. У таких взаимоотношений, как отмечал великий педагог-практик, много разновидностей: подавление личности учащихся, неприязнь, противодействие и пр.

А.С. Макаренко точно определил норму этих взаимоотношений: как можно больше требовательности к личности учащихся и как можно больше уважения к ней. Современным педагогам необходимо знать, что требования к учащимся должны выражать доверие к ним, к их возможностям. Еще один важный постулат необходимо усвоить мастерам производственного обучения: А.С. Макаренко смотрел с оптимизмом на каждого воспитанника, проектировал в нем самое лучшее, более сильное, интересное, учил видеть в каждом индивидуальность.

Гуманистические идеи Макаренко А.С. получили дальнейшее развитие в работах В.А. Сухомлинского [9]. В них раскрыты все актуальные и сегодня вопросы педагогической деятельности: особенности труда педагога, его педагогическая и коммуникативная культура, взаимоотношения учителя со своими учениками, микроклимат в педагогическом коллективе и др.

В работе «Мудрая власть коллектива» он писал: «Мы положили в основу нашей воспитательной работы правило: ребенок должен находить радость в труде, в обогащении своих знаний, в создании материальных и духовных ценностей для человека, для общества» [9, с. 5].

Для современных педагогов важным является наказ Василия Александровича о том, что педагог должен быть и старшим товарищем, и наставником, пробуждающим в воспитанниках эмоциональное отношение к самому себе, к проявлению благородных чувств, к нравственным привычкам. При этом он особо подчеркивал, что ни один день учения не должен оставаться без успеха, без результата.

Данный тезис имеет особую актуальность для тех, кто осуществляет профессиональную подготовку студентов. Ведь не секрет, что в профессионально-техническое образовательное учреждение приходят учиться в силу разных причин и обстоятельств. Часто наблюдается отсутствие мотивации к овладению профессией. И здесь доброе слово мастера производственного обучения, его умение заметить и отметить пусть и не такие значительные, но все же успехи студента, могут сыграть значительную роль в профессиональном становлении будущего специалиста.

Привлекает исследование В.А. Кан-Калика о педагогическом общении [2]. Автор рассматривает педагогический процесс с позиций творчества. Но мы хотим обратиться к мудрому совету ученого о том, что иногда надо искать не новые методы обучения, а обеспечить уже известные надежной коммуникативной атмосферой.

Изучением особенностей общения мастера производственного обучения с учащимися занимались в разные годы А.А. Русалинова, Е.М. Крутова, Л.М. Зюбин, Н.В. Кузьмина и др. А.А. Русалиновой было выделено четыре типа отношения мастера к учащимся: устойчиво-положительное, неустойчиво-положительное, устойчиво-отрицательное или открыто-отрицательное и положительно-отрицательное [7].

Устойчиво-положительное отношение характеризуется доброжелательным тоном разговора, приветливостью мастера. Ошибки в обучении он рассматривает как трудность, в которой помогает разобраться. Мастер сдержан.

При неустойчиво-положительных (противоречивых) отношениях малейшие ошибки воспринимаются мастером как нежелание учащихся работать добросовестно. После этого мастер начинает относиться к учащемуся подчеркнуто сдержанно, стремясь только к деловым контактам [7].

Устойчиво отрицательный тип отношений имеет резко выраженные суждения об успехах обучаемых, наличие выговоров, приказов, которые в большинстве своем окрашены негодованием, гневом. При этом личностные потенциалы учащихся игнорируются.

Положительно-отрицательное отношение характеризуется неоднозначностью и противоречивостью контактов. При этом учащиеся с трудом могут понять, как относится к ним мастер. Бывает, что за один и тот же поступок он может в одном случае наказать, в другом же оставляет его без внимания [7].

На педагогическом совете ГПОУ Макеевский профессиональный лицей были рассмотрены вопросы организации взаимодействия ИПР со студентами. В процессе предварительной работы мастерам производственного обучения необходимо было выявить ошибки в общении со студентами. При этом под ошибками предполагалось установить факты (примеры) неадекватного воздействия на студентов. В перечень выявленного вошли:

  • категоричность мнений;
  • резкость интонаций;
  • безапелляционность;
  • неумение выслушать друг друга;
  • придирки, морализирование студентов;
  • резкость интонаций;
  • натянутость, скованность контактов;
  • незаинтересованность в продолжении взаимодействия;
  • невнимательность к достижениям студентов и др.

По результатам обсуждения вопроса формирования взаимодействия мастера со студентами были разработаны следующие рекомендации по развитию умений:

  • умение быть открытым и коммуникабельным во взаимодействии со студентами;
  • умение быть терпеливым, без напряжения и нервозности реагировать на проявления личности студента;
  • умение владеть своим настроением, прогнозировать положительное разрешение трудностей и конфликтов;
  • умение определять «опасные зоны» для общения, умение встать на место студентов и понять их реакцию на свои слова и поведение;
  • умение преодолевать внушаемые характеристики;
  • умение переводить общение на духовный, личностный уровень;
  • умение снимать нервное и мышечное напряжение.

Таким образом, общение между педагогом и воспитанником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость человечества. Современный подход к обучению студентов профессиональных образовательных организаций характеризуется диалоговыми формами, необходимыми для сотрудничества. Важным показателем эффективности работы мастера является то, как относятся к нему студенты, что в итоге отражает их отношение к процессу обучения, к профессиональной подготовке. Педагоги-новаторы используют общение в качестве мощного средства, повышающего успеваемость и являющегося источником формирования полноценной и уникальной личности профессионала.

Обсуждение вопросов общения и взаимодействия педагогов со студентами, разработка мер по саморазвитию необходимых для этого умений и личностных качеств – одно из условий успешной работы мастера производственного обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Список использованных источников

  1. Бодалев А. А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. – М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «Модэк», 1996. – 213 с.
  2. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст] : кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. – М. : Просвещение, 1987. – 290 с.
  3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев; под ред. М. К. Кабардова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Нальчик, 1996. – 367 с.
  4. Макаренко А. С. Собрание сочинений [Текст] / А. С. Макаренко. – М. : Педагогика. – Т.4. – 360 с.
  5. Педагогическое взаимодействие [Электронный ресурс] // Среднее образование и школы. – Режим доступа : http://gurumix.ru/obrazovanie/crednee-obrazovanie-i-shkoly/403456-pedagogicheskoe-vzaimodejstvie.html.
  6. Реан А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб., 2006. – 297 с.
  7. Русалинова А. А. Влияние взаимоотношений между мастером и учащимися на формирование учебной группы профессионально-технического училища [Текст] / А. А. Русалинова. – М., 1968. – 39 с.
  8. Столяренко Л. Д. Педагогическое общение [Текст] // Л. Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2004. –  238-247.
  9. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива [Текст] / В.А. Сухомлинский // Избранные пед. соч.  : в 3-х т. – М., 1981. – Т 3. – С. 5.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *