Образовательный кластер – перспективный вектор развития системы образования

УДК 378.046.4

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР – ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Виктория Викторовна Кравченко,
старший преподаватель кафедры
методики профессионального обучения
и новейших технологий производства
высшего учебного заведения «Республиканский институт
последипломного образования инженерно-педагогических работников»

 

Аннотация. В статье проводится анализ проблемы создания и функционирования образовательных кластеров и оценка возможностей их использования в системе дополнительного образования.

 

Ключевые слова: образовательный кластер; кластерный подход; сетевое взаимодействие; эффект синергизма; инновационная модель.

 

Динамика функционирования экономической среды в XXI веке практически не сопоставима с теми темпами, которыми она развивалась на протяжении предыдущих столетий. В этих условиях само время начинает предъявлять более высокие требования к уровню и содержанию подготовки специалистов для различных сфер производства.

Логика развития производственной деятельности определяет необходимость подготовки специалистов высокого уровня квалификации, которые должны быть готовы и способны к овладению новейшей техникой и современными технологиями производства и организации. Главной задачей современной системы образования является формирование качественного кадрового задела для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего, которое невозможно без обновления организационно-экономических механизмов на всех уровнях подготовки специалиста.

Одним из самых современных и перспективных векторов обновления и развития системы образования является кластерный подход, который базируется на взаимодействии, партнерстве и сотрудничестве различных заинтересованных субъектов экономической деятельности, среди которых: образовательные учреждения, научные центры, работодатели, органы управления и общественные организации.

В фундаментальных исследованиях, посвященных проблеме создания и функционирования кластеров [1-7], анализируются различные критерии, которые необходимо заложить в базовую основу построения образовательных кластеров. В работах Грудцыной Л.Ю. и Лагуткина А.В. [1] рассматриваются вопросы формирования кластерной системы образования в Российской федерации. Предметом исследования Щепакина К.М. и Жуковой Н.В. [7] являются проблемы формирования образовательных кластеров на региональном уровне. В работах авторов [2, 5, 6] четко прослеживается тенденция необходимости реформирования системы последипломного образования и перехода от традиционной формы повышения квалификации педагогов на сетевые принципы организации учебного процесса.

Несмотря на то, что различные теоретические и практические аспекты создания и функционирования образовательных кластеров достаточно хорошо изучены, особенно в зарубежной научной литературе, использование кластерного подхода в системе образования на постсоветском пространстве остается еще достаточно редким явлением. Главная задача, стоящая сегодня на повестке дня перед всеми участниками реформирования образовательного процесса, это не только исследование опыта формирования кластерной системы обучения, но и изучение возможностей адаптации отечественной системы образования к внедрению кластерных технологий.

Целью статьи является проведение аналитического исследования по проблеме создания и функционирования образовательных кластеров, оценка возможностей их использования в системе дополнительного образования.

В условиях жесткой глобальной конкуренции, в том числе и на рынке образовательных услуг, самым ценным и востребованным знанием становится креативное мышление. Креативное мышление предполагает использование нестандартного подхода в процессе принятия решений, активное использование новейших технологий и инноваций. Это в свою очередь предусматривает поиск и создание новых методик, новых форм преподавания и новых специалистов.

Использование кластерного подхода в процессе подготовки специалиста нового типа мышления базируются прежде всего на принципах конкурентных преимуществ, которые составляют основу построения кластера. Основными принципами создания и функционирования кластеров являются эффект синергизма и сетевое взаимодействие между различными структурными элементами.

Эффект синергизма позволяет многократно увеличить конкурентные преимущества любого образовательного учреждения, встроенного в систему кластера, поскольку суммарная активность нескольких участников образовательного процесса, входящих в систему, значительно превышает арифметическую сумму усилий этих образовательных учреждений, взятых как отдельные элементы системы образования.

Сетевое взаимодействие позволяет установить эффективную форму устойчивого партнерства между отдельными участниками подготовки специалиста на всех уровнях.

Таким образом, образовательный кластер как механизм инновационного управления развитием общего образования позволяет обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного учреждения, входящего в него [1]. Как форма сети, кластер – это совокупность согласованно действующих на основе общей цели субъектов, которые объединены определенными договорными отношениями, определяющими роли субъектов и регулирующие их деятельность [7].

При этом постоянно следует иметь ввиду, что образовательный кластер нацелен не столько на создание образовательных услуг, сколько на обучение личности, которая способна к конкуренции в постоянно меняющихся условиях конъюнктуры рынка [4].

В образовательном кластере системе повышения квалификации и дополнительного образования отводится особая роль. В условиях создания инновационной модели подготовки квалифицированного специалиста на систему повышения квалификации возлагается ответственная миссия инструмента перестройки устаревшего профессионально менталитета педагогов, их адаптация к изменившимся реалиям образовательной деятельности и мотивация к личностно-профессиональному совершенствованию [2].

Именно система повышения квалификации и дополнительного образования обеспечивает непрерывность процесса обучения, позволяет активно изучать, обобщать и передавать накопленный передовой опыт, обновлять и обобщать организацию и содержание профессиональной подготовки. Как показывает практика, наибольшие возможности для выстраивания эффективной траектории подготовки и переобучения педагогических и руководящих работников, создают сетевые (кластерные) формы организации курсов повышения квалификации.

Применение кластерного подхода в системе повышения квалификации позволяет создать такое информационно-образовательное пространство, в котором значительно расширяются возможности обмена передовым педагогическим опытом и обсуждения проблем образовательной практики.

Механизмы поддержки сетевого сообщества позволяют разрабатывать и внедрять различные формы совместной работы участников кластера, например обсуждения на тематических форумах, участие в научно-практических конференциях, консультирование, конкурсную деятельность, профессионально-педагогические смотры, рейтинговые соревнования и т.д.

Сетевая модель повышения квалификации предполагает, что в процесс повышения уровня педагогической компетентности должны быть включены не только учреждения дополнительного образования, но и различные отраслевые, муниципальные методические и психологические службы.

Кластерный подход в системе повышения квалификации значительно расширяет диапазон ее возможностей, поскольку среда сетевого взаимодействия складывается не только из образовательных учреждений, но и из личностей отдельных педагогов, различных микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта.

Успех сетевого взаимодействия напрямую зависит от уровня взаимопонимания и согласованности действий различных учреждений и служб, реализующих программы повышения квалификации и дополнительного образования для работников среднего профессионального образования.

Итак, наш анализ проблемы создания и функционирования образовательных кластеров и оценка возможностей их использования в системе дополнительного образования, показывает:

  • главной целью реформирования и модернизации системы образования должен стать новый качественный уровень подготовки педагогического состава, который в полной мере соответствует актуальным перспективным запросам социально-экономической жизни страны и потребностям производства;
  • использование кластерного подхода в системе повышения квалификации расширяет горизонты возможностей для выстраивания индивидуальной образовательной траектории подготовки каждого педагогического работника с учетом комплексных изменений в образовании: интенсификации учебно-воспитательного процесса, нового содержания и форм его организации, новых стратегий в управлении и финансировании учебных заведений.

Список использованных источников

  1. Грудцына Л. Ю. Вопросы формирования кластерной системы в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Л. Ю. Грудцына, А. В. Лагуткин // Международный научно-практический журнал «Правозащитник». – 2013 . – № 2. – Режим доступа : http://pravozashitnik.net.
  2. Пастухова И. П. Сетевая модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических кадров системы СПО [Текст] / И. П. Пастухова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 7. – С. 75-77.
  3. Пастухова И. П. Совершенствование системы повышения квалификации: проблемы и решения [Текст] / И. П. Пастухова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 10. – С. 7-12.
  4. Соколова Е. И. Термин «образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики [Электронный ресурс] / Е. И. Соколова // Непрерывное образование. XXI век. – 2014. – Вып. № 2 (6). – Режим доступа : DOI:15393/j5.art.2014.2371.
  5. Широкова И. Э. Использование кластерного подхода в системе повышения квалификации в учреждениях ДПО [Текст] / И. Э. Широкова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2013. – Вып. № 6 (53). – С. 162-166. – (Профессиональное образование, теория и методика обучения).
  6. Щебельская Э. Г. Проблемы сетевого образовательного взаимодействия в современной практике профессионального педагогического образования [Текст] / Э. Г. Щебельская, А. В. Жданов // Научное мнение. – 2014. – № 10-2. – С. 116-128.
  7. Щепакин К. М. Формирование образовательных кластеров региона [Текст] / К. М. Щепакин, Н. В. Жукова // Известия Тульского государственного университета. Экономические науки. – 2013. – Вып. 3-1. – С. 208-218.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *