Гражданственность как основная составляющая аксиологического аспекта образования

УДК 37.013

 

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Елена Андреевна Коровка,
кандидат физико-математических наук, доцент,
проректор по научно-педагогической работе
высшего учебного заведения «Республиканский институт
последипломного образования инженерно-педагогических работников»

 

Аннотация. В статье рассмотрены пути формирования гражданственности в системе среднего профессионального образования как обязательной составляющей подготовки успешного специалиста.

 

Ключевые слова: педагогическая аксиология; гражданственность; гражданская компетентность.

 

Перед любым государством, а особенно перед тем, которое пытается построить свою независимость, стоит множество проблем политического, экономического, социального характера. Но главной проблемой является проблема формирования гражданина своей страны, личности, духовно богатой, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Успешное решение данной проблемы — основной фактор не только дальнейшего развития любого независимого государства, но даже и фактор его существования.

Особое место в решении вышеупомянутой проблемы отводится системе образования. Именно на неё возлагают важнейшую задачу – подготовить молодого человека к участию в решении текущих и перспективных задач общества и государства, выполнению функций защитника Отечества, организатора и исполнителя, труженика и гражданина.

Но формирование гражданственности, гражданской компетентности – это не отдельное независимое направление работы образовательной организации, а органичная часть целостного образовательного процесса. Ведь образование любого уровня, в том числе и профессиональное, должно не только дать человеку запас знаний, научить его пополнять и использовать в собственной жизнедеятельности. Задача образования, в первую очередь, привить учащимся или студентам определенные моральные ценности, направить в социально значимое русло формирование индивидуальной системы ценностных ориентаций, руководствуясь которой будущий гражданин сможет строить собственную жизнь с наибольшей пользой как для себя, так и не причиняя вреда окружающим.

Моральные ценности своё значение приобретают  тогда,  когда  они  становятся  достоянием большинства, включаются в практические отношения людей, проникают в их сознание и чувства, становятся частью  их  жизнедеятельности.   Образовательная   организация — это   микросоциум,  в котором обучаемые приобретают социально значимый опыт, учатся использовать приобретенные знания, в том числе и знания морально-нравственной направленности. Поэтому аксиологический аспект образования – формирование ценностных ориентаций в процессе организации и реализации образовательного процесса, должен быть неотъемлемой частью современной системы профессионального образования.

Принятые в нашей Республике документы в области образования свидетельствуют о повышении значимости аксиологического аспекта. Нравственность, патриотизм, гражданственность, наряду с профессионализмом можно рассматривать как важнейшие составляющие профессиональной подготовки сегодняшнего дня, как гарантию качества профессиональной деятельности будущих специалистов, что и подчеркивается в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, утвержденной 17.07.15 г. приказом МОН ДНР № 322 [6].

Рассмотрим сущность аксиологического аспекта образования процесса в учреждениях среднего профессионального образования, формирования в этом контексте гражданственности как составляющей педагогической аксиологии.

Педагогическая аксиология – наука, занимающаяся изучением ценностей образования (элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют отношение личности к обществу, природе, другим людям, самому себе), их природой, функциями и взаимосвязями (по Асташовой Н.А) [2].

Ценности – характеристика явлений реальности, относительно которых существует установка крайней желательности их воплощения (по Клайду Клакхону).

Ценностное отношение к чему-либо – это отношение человека к бытию, которое он наделяет определенными ценностными характеристиками. Система ценностных ориентаций личности всегда соотносится с системой ценностей общества: если в обществе происходит переоценка ценностей, то появляются изменения и в ценностных ориентациях каждой отдельной личности.

Говоря о структуре системы ценностных ориентаций личности, хочется отметить, что в аксиологии существует принцип относительности: у каждого человека система жизненных ценностей и приоритетов своя, направленность которой зависит от целого ряда показателей: особенностей самой личности, семейного и ближайшего окружения и др. Но в то же время, можно определить какие-то базовые ценности, которые должны быть основой ценностной системы личности и без которых она (личность) не сможет стать успешной в том обществе, где она будет строить свою жизнедеятельность.

По мнению Е.В. Бондаревской,  основными  компонентами  жизненных  ценностей  студента есть определенные стороны личности [3]:

свободная личность: высокий уровень самосознания, гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплины, честность; ориентация на духовные ценности жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности;

гуманная личность: милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание целей человеческой жизни;

духовная личность: потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении, поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность;

творческая личность: развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество;

практическая личность: знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение языками мира, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физическая подготовка, эстетический вкус, хорошие манеры, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи.

Известный советский и российский педагог В.А. Караковский, считает, что модель жизненных ценностей определяют восемь общечеловеческих ценностей: Земля – общий дом человечества (людей и природы), Отечество (Родина), семья, труд, знания, культура, мир (согласие между людьми), Человек [5].

Профессор Дрогобычского пединститута Е. Вишневский, предлагает такой кодекс ценностей студента [8]:

абсолютные вечные ценности: добро, совесть, правда, вера, надежда, любовь, доброта, честность, справедливость, милосердие и т.д.;

основные национальные ценности: патриотизм, готовность к защите Родины, чувство национального достоинства, историческая память, уважение государственных и национальных символов, бережное отношение к национальным богатствам родной природы и т.д.;

основные общественные ценности: стремление к социальной гармонии и справедливости, защита индивидуальных прав и свобод, уважение к закону, право человека на жизнь, достоинство, безопасность, равные возможности, право на свободу мысли, совести, выбора конфессии, право на самовыражение, толерантное отношение к чужим взглядам, не противоречие общепринятым нормам, и т.д.;

ценности семейной жизни: верность, доверие, забота о детях, забота о родителях, старших в семье, согласие между членами семьи, уважение прав ребенка и прав старших, здоровый образ жизни, охрана традиций и т.п.

И хотя эти модели рознятся между собой, идея гражданственности присутствует  в  каждой из них как основная и главенствующая составляющая ценностной подсистемы личности. Это вполне объяснимо, т.к. наличие именно истинных гражданских ценностей помогут нам достичь поворота в общественном, национальном, а самое главное, в индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления зависимости нашего настоящего и будущего от того, в какой мере люди будут руководствоваться в своей практической деятельности социально значимыми, гражданскими началами, от того насколько будет высоко стремление каждого отдельного гражданина сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества.

В настоящее время, в нашей молодой Республике, мы являемся свидетелями  и  участниками постепенного процесса возрождения гражданских  взглядов  и  убеждений,  приобретающих  новый смысл и новое звучание.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы [10].

Прежде чем говорить о путях формирования гражданственности у студенческой молодежи, давайте посмотрим, каковы основные признаки гражданственности [9]:

  • обязательная составляющая системы ценностных ориентиров личности;
  • осознание личностью своих обязанностей по отношению к родной стране;
  • умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного;
  • национальное самосознание, отрицающее национальную рознь, а также патриотизм, отрицающий экстремизм.

Как известно, в образовании в целом и в профессиональном, в частности, у нас сложился компетентностный подход, поэтому и формирование гражданственности также должно идти через формирование гражданской компетентности, имеющей свою сущность и специфику формирования.

Гражданская компетентность заключается в обладании субъектом совокупностью гражданских компетенций, проявляющихся в осознании себя полноправным членом общества (государства), приверженным его интересам, обладающим совокупностью прав, свобод и обязанностей, выступающим в роли гражданина.

Если рассмотреть последовательность формирования гражданской компетентности, то условно можно выделить несколько уровней сформированности гражданской компетентности [9]:

  • первый уровень – формирование гражданских качеств: сознательности, общественного чувства соучастия и сопричастности к событиям, гражданской ответственности, гражданской совести;
  • второй уровень – формирование гражданской позиции.

Данный уровень характеризуется наличием собственной точки зрения, отношением человека как гражданина к происходящему рядом и вокруг него;

  • третий уровень – гражданская компетенция – механизм, обеспечивающий реализацию прав и исполнение обязанностей, которые обусловлены статусом гражданства.

Остановимся на основных путях развития гражданской компетентности в учреждении среднего профессионального образования.

Эффективность данного направления работы в учреждениях среднего профессионального образования зависит от глубины понимания педагогическим коллективом целей и задач формирования гражданской компетентности, от качества планирования работы, которое должно быть основано на глубоком изучении особенностей контингента учащихся, их потребностей и социальных убеждений, а также с учетом социального заказа общества.

Учебный процесс. В учебном процессе учреждения профессионального образования формирование гражданской   компетентности   будет   достаточно    эффективным    при  условии

использования проникающих педагогических технологий, имеющих единую цель, работающих на единый конечный результат, но при этом охватывающих весь спектр образовательного взаимодействия со студентом. Гражданская компетентность невозможна без знаний в области права, истории, культуры, невозможна без овладения системой патриотических, общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов.

Приобретаемые студентом в процессе обучения знания, умения, навыки и опыт использования их должен быть в первую очередь нацелен на формирование тех черт личности студента, которые позволят ему быть полноценным участником общественной жизни, информационно компетентным, принимающим самостоятельные решения, способным нести ответственность за свои поступки. Именно эти составляющие должны быть приоритетом и раскрываться в процессе преподавания всех учебных дисциплин в учреждении СПО, органично вплетаясь в содержание предмета. Более того, педагогическое воздействие должно быть направлено на сознание, чувства и поведение учащихся с учетом условий их жизни, индивидуальных и возрастных особенностей.

Организация воспитательной среды. В настоящее время в Донецкой Народной Республике на первый план выдвигается задача повышения воспитательной функции учреждений среднего профессионального образования, что также предполагает разработку качественно новых подходов к содержанию и организации воспитательного процесса, основанного на поэтапной, системной, комплексной диагностике уровня социального развития учащихся данного конкретного образовательного учреждения, уровня сформированности их гражданской компетентности.

Воспитывающая среда учреждения, вся совокупность окружающих студента обстоятельств, социальное окружение (семья, учеба, трудовая деятельность, досуг), педагогические условия, влияющие на личностное развитие, должны основываться на общественной активности обучаемого, и должны быть направлены на приобретении  практического  позитивного  социального опыта.

Особое место в работе по гражданско-патриотическому воспитанию занимает организация внеучебной деятельности, досуга (создание творческих объединений, молодежных клубов, центров, занимающихся краеведческим поиском, изучением традиций и культуры нашего края, охраной окружающей среды).

Нельзя забывать, что одной из слагаемых гражданской компетентности является патриотическое воспитание, предполагающее систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Существенную помощь педагогам в формировании патриотизма и гражданственности учащихся учреждений профессионального образования оказывает самоуправление. Органы самоуправления в образовательной организации профессионального образования необходимо рассматривать как форму объединения студенчества, как средство формирования у них патриотизма и гражданственности; как условие, способствующее самоактуализации, самовыражению и самовоспитанию личности учащихся.

Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм. Изучая историю как Донетчины в целом, так и своей малой родины, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность. Изучение государственных символов, истории своего края позволяет молодым людям ощущать духовное родство с предыдущими поколениями, отстоявшими честь, свободу и независимость нашей родины и имеет большое значение в формировании гражданской компетентности.

Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям, опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

Главным стержнем в формировании гражданской позиции молодого поколения должна быть заинтересованность самих педагогов, являющихся примером в глазах воспитанников, стремление к сотрудничеству и объединению всех субъектов воспитательного процесса.

Ведущая роль в решении столь сложных задач в условиях образовательной организации, обеспечивающих получение среднего профессионального образования, принадлежит педагогическому коллективу и, прежде всего, администрации образовательной организации, куратору учебной группы и мастеру производственного обучения. Успех воспитательной работы зависит от того, как субъекты воспитательного процесса подготовлены к решению задач воспитания личности учащегося, насколько эффективно складывается их взаимодействие.

Список использованных источников

  1. Алексеев А. П. Краткий философский словарь [Электронный ресурс] / А. П.Алексеев, Г. Г. Васильев. – Режим доступа :http://lib.ink/filosofiya_828_829/kratkiy-filosofskiy-slovar.html.
  2. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] / Н.А. Асташова // Педагогика. – 2002. – № 8. – С 5-12.
  3. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [Текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Дону:Изд-во РГПУ, 2008.
  4. Величко А.Ю. Критерии, показатели и уровни измерения сформированности гражданской компетентности будущих менеджеров [Электронный ресурс]/ А.Ю. Величко // Карельский научный журнал. – 2013.– № 1(2). – С. 16-19. – Режим доступа :http://eprints.zu.edu.ua/18385/1.BE.pdf.
  5. Караковский В. А. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / В. А. Караковский // Воспитание школьников. – 2008. – № 3. – С. 2.
  6. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://mondnr.ru/.
  7. Педагогический словарь [Электронный ресурс] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – 352с. – Режим доступа : http://refdb.ru/look/1998905.html.
  8. Система цінностей і ціннісних орієнтацій особистості у творчій спадщині Омеляна Вишневського [ Електронний ресурс]. –  Режим доступу:  http://refs.in.ua/rivnensekij-oblasnij-institut-institut-pislyadiplomnoyi-pedagogichnoyi.
  1. Умбетова М. О гражданской компетентности студентов [Электронный ресурс] : материалы интернет-конф. Омской юридической академии, 20.06.2014 года / М. Умбетова. – Режим доступа :http://conf.omui.ru/content/o-grazhdanskoy-kompetentnosti-studentov.
  2. Шепелева Т. Е. Соотношение терминов «гражданская компетенция», «гражданская компетентность» с понятием «гражданственность» [Электронный ресурс] / Т.Е. Шепелева // Мир науки. – 2016. – Т. 4, № 2. –Режим доступа :http://mir-nauki.com/PDF/61PDMN216.pdf (доступ свободный). – Загл. с экрана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *