Факторы формирования благоприятного социально — психологического климата в педагогическом коллективе

УДК 159.9.316.6

 

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

Кондратенко Элеонора Юрьевна,
методист учебного отдела
высшего учебного заведения
«Республиканский институт последипломного образования
инженерно-педагогических работников»

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению понятия социально-психологического климата. Выделяются основные факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата. Рассматриваются функции психологического климата и роль руководителя в процессе его формирования в педагогическом коллективе; возможные способы оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе.

Ключевые слова: психологический климат; социально-психологический климат, факторы; функции психологического климата.

Сегодня как никогда актуальна проблема создания благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе, необходимого для продуктивной работы организации. Управление образовательной организацией предполагает целенаправленное воздействие на деятельность коллектива и учебно-воспитательный процесс. Результатом такого воздействия является обеспечение эффективности результата педагогической деятельности. Успех решения этой проблемы во многом зависит от позиции руководителя организации и педагогов, от желания и готовности коллектива создать для этого необходимые условия в образовательном учреждении.

Результаты многочисленных исследований социально-психологического климата педагогического коллектива свидетельствуют о том, что на производительность труда педагогических работников образовательного учреждения влияют как экономические, социально-политические факторы, так и психологическая атмосфера в коллективе.

Одним из первых раскрыл содержание психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадений характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих. Первая составляющая — это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая — моральный климат, который определяется принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая — это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками. В целом, этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива образовательного учреждения [1].

Советский психолог К.К. Платонов считал, что социально-психологический климат является лишь одним, хотя и немаловажным, компонентом внутренней структуры группы, и он определяется межличностными отношениями в ней. Межличностные отношения в коллективе создают общее настроение группы, влияют на мотивационные процессы, от чего и зависит степень активности в достижении целей коллектива в целом [6].

Анализируя понятие социально-психологического климата, Б.Ф. Ломов включает в него систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие), систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [3].

В своих работах Б.Д. Парыгин определяет социально психологический климат как доминирующий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который имеет разнообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности [5].

В педагогическом коллективе социально-психологический климат выполняет следующие функции:

  • консолидирующую — это сплочение коллектива, объединения для решения учебно-воспитательных задач;
  • стимулирующую — реализация эмоционального потенциала, жизненной энергии коллектива;
  • стабилизирующую — обеспечение устойчивости внутриколлективных отношений, создание предпосылки для успешной адаптации новых участников;
  • регулирующую — утверждение норм взаимоотношений, этического оценивания поведения индивидов и функции.

Принято выделять факторы, определяющие характер состояния социально-психологического климата в образовательной организации. К подобным факторам относятся следующие:

  1. Организационные факторы (адекватность организационных структур выполняемым профессиональным задачам; разумная организованность информационных потоков; отсутствие дублирования функций между подразделениями и между сотрудниками и т.д.).
  2. Социальные факторы (наличие социального пакета для каждого сотрудника; система морального и материального стимулирования; наличие систем переподготовки и переобучения персонала; продуктивная организация рабочих мест и т.д.).
  3. Административные факторы (используемые руководством подразделений и организации в целом приемы воздействия на подчиненных; социальная дистанция между руководителем и подчиненным, этика взаимодействия управленческого и исполнительного звена и т.д.).
  4. Психологические факторы (характер взаимоотношения сотрудников между собой, степень социально-психологической совместимости и сработанности, уровень конфликтности в подразделениях, характер взаимодействия между подразделениями, особенности карьерных ориентаций и профессиональной мотивации сотрудников; особенности корпоративной культуры; характер восприятия и оценки работниками друг друга и т.д.).
  5. Факторы профессионально-квалификационной характеристики персонала (численность персонала, укомплектованность личного состава, соответствие квалификации персонала выполняемой деятельности, обеспечение адаптации и вхождения в должность, перспектива повышения квалификации, перспектива служебного роста и карьеры, обоснованность подбора и расстановки персонала и т.д.).
  6. Правовые факторы (оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность, соответствие правовых актов требованиям современной деятельности, наличие по каждой должности должностной инструкции с указанием объема обязанностей, прав и ответственности, форма и содержание правовых актов, удобство в их применении и т.д.).

Каждая личность, участвуя в совместной деятельности, влияет на социально-психологический климат коллектива. Члены коллектива оказывают положительное или отрицательное влияние на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств. К социально-психологическим свойствам личности, которые положительно влияют на формирование благоприятного социально-психологического климата, относят принципиальность, ответственность, дисциплинированность, активность в межличностных и межгрупповых отношениях, общительность, культуру поведения, тактичность. Негативно влияют на психологический климат коллектива люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные.

Понимание структуры социально-психологического климата позволяет руководителю организации адекватно реагировать на изменения в нем, и на внесение позитивных аспектов для его оптимизации. Для того, чтобы выяснить как можно сформировать благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе, руководителю целесообразно осознание своей роли в этом вопросе, а также понимание некоторых факторов возможного влияния на создание положительного социально-психологического климата в своей организации.

Прежде всего, как фактор влияния на социально-психологический климат в педагогическом коллективе можно выделить имидж руководителя, его стиль управления, манеру поведения. Руководитель должен объективно оценивать достижения работников, поддерживать социальный состав коллектива, развивать в себе качества сильного, авторитетного руководителя.

Эвристическое обучение является также немаловажным фактором, способным позитивно влиять на социально-психологический климат. Руководителю следует организовать систематическое проведение коммуникационных и обучающих тренингов, которые способствуют раскрытию лучших моральных качеств человека и повышение сплоченности коллектива, устранению конфликтных ситуаций, более эффективной коммуникации между педагогами. Поэтому руководитель должен регулярно проводить мониторинг состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

Также широко применяются на практике во многих развитых странах такие способы регулирования психологического климата как: применение психологических упражнений для самоанализа личности педагогов, коммуникативные игры, дискуссии, анализ невербального общения, изменение обстановки в помещении. Данные приемы позволяют напрямую влиять на психологический климат педагогического коллектива [4].

Еще один фактор — сплочение коллектива. Корпоративные вечеринки и общеколлективные мероприятия помогают наладить в коллективе дружескую и благоприятную атмосферу, снять напряжение, перевести общение в неформальный обстановку. Ведь формирование уровня психологической, профессиональной, интеллектуальной совместимости позволит персоналу сотрудничать как единая команда, и решать задачи, стоящие перед коллективом.

Единство официальной и неофициальной сфер общения позволяет повысить результативность труда. Общение педагога в педагогического коллективе происходит на формальном и неформальном уровнях. К формальному общению относят педагогические совещания, методические объединения, все виды собраний в основном касающиеся производственной сферы.

К неформальному общению относятся дружеские отношения, сотрудничество и взаимопомощь, которые формируют в образовательном учреждении благоприятный для самоактуализации развития личности социально-психологический климат. Официальная и не официальная сферы общения в педагогическом коллективе образовательного учреждения могут существовать обособленно. В данном случае задачей руководителя является консолидация коллектива, его сплочение. Как раз пересечение формальной и неформальной сфер общения позволяют выполнить консолидирующую функцию.

Жизненная перспектива каждого члена коллектива является немаловажным фактором нормализации социально-психологического климата. Руководителю целесообразно задуматься над содействием реализации потенциальных возможностей работников. Вынесение психологического урока из конфликтной ситуации. Конечно, чем меньше конфликтов, тем больше это способствует сплоченности коллектива. И необходимо, по возможности, их избегать. Но, если конфликтная ситуация уже имела место, целесообразно проанализировать причины, которые привели к ней и принять меры по предупреждению их в будущем.

Эффективным методом для этого может быть обсуждение с педагогическим коллективом проблемы, достижения взаимопонимания и коллективное определение стратегий поведения [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-психологический климат формируется в коллективе каждым его членом, в том числе представителями руководящего звена. Приятный психологический климат в коллективе создается отношениями доброжелательности, открытости, взаимопомощи. Важным фактором благоприятного психологического климата ощущение эстетического удовольствия от результатов своего труда, от взаимоотношений с коллегами. Эстетика взаимоотношений в коллективе в большой степени зависит от личности руководителя, его стиля работы, доброжелательности, тактичности.

Однако успех деятельности каждого образовательного учреждения обеспечивает целенаправленный коллектив единомышленников, в котором ценят индивидуальность, творческие способности, характер, интересы и предпочтения каждой личности. Создание благоприятного социально-психологического климата руководителем является жизненно важным направлением в деятельности образовательного учреждения, поскольку это необходимо не только с точки зрения формирования положительного влияния на педагогический коллектив как условие самоактуализации, саморазвития личности руководителя, педагогического руководителя.

Список использованных источников

  1. Доронина М. С. Психология управления : [учеб. пособие.] / М. С. Доронина, А. М. Григоренко. — Xарьков  : Изд-во ХДЕУ, 2000. – Ч. 2. –96 с.
  2. Доронина М. С. Психология управления : [учеб. пособие.] / М.С. Доронина, А.М. Григоренко. — X.: Изд-во ХДЕУ, 2000 — Ч. 1. -108с.
  3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2013. – 576 c.
  4. Колинко Ч. С. Психология в менеджменте : [учеб. пособие. ] / Ч. С. Коминко [и др.]. – Тернополь, 1999. –  400с.
  5. Парыгин Б. Д. Социальная психология : проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. – СПб. : ИГУП, 1999. – 592 с.– (Новое в гуманитарных науках)
  6. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. – 3-е изд. – М. : Высш. шк., 1998. – 210с.
  7. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образ. / Г. М. Шеламова. – М. : ИЦ Академия, 2013. – 192 c.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *