Особенности организации дистанционного обучения в свете современной законодательной базы

УДК 378.018.46

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ

Карпенко Любовь Владимировна,
старший методист научно-методического
отдела высшего учебного заведения
«Республиканский институт
последипломного образования инженерно-
педагогических работников»

 

Аннотация. В публикации рассматриваются особенности использования современных технологий при организации процесса дистанционного обучения в свете современной законодательной базы.

Ключевые слова: дистанционное обучение; информационные технологии; образовательные ресурсы; модульность; асинхронность.

В июне 2015 года в Донецкой Народной Республике был издан новый Закон «Об образовании». Неотъемлемой частью современного образовательного процесса являются технологии дистанционного обучения. Кроме того, что такие тенденции набирают обороты по всем миру, благодаря развитию глобальной сети Интернет, особую актуальность дистанционное обучение приобрело в нашей республике. Активные военные действия и сложная финансовая ситуация зачастую мешают непосредственному общению преподавателей и студентов. В таких случаях и приходит на помощь дистанционное обучение, позволяющее проводить образовательный процесс на достойном уровне.

Современный мир, насыщенный новыми коммуникационными технологиями, предъявляет высокие требования не только к выпускникам образовательных учреждений, но и к преподавательскому составу, который и должен научить будущих молодых специалистов жить и работать в информационном пространстве [2]. В связи с этим, всё чаще поднимаются вопросы о повышении квалификации преподавателей с использованием дистанционных технологий обучения. Зачастую преподаватели не готовы использовать новые информационные технологии, т.к. сами не знакомы с их возможностями и принципами работы [4]. Особую актуальность данная тема приобрела в публикациях российских специалистов, т.к. в разделе «Развитие профессионального образования» государственной программы «Развитие образования в Российской Федерации на 2013–2020 гг.» предусмотрено уделить особое внимание при организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для системы образования информационным технологиям и образовательным ресурсам нового поколения [5].

Цель данной публикации – рассмотреть особенности использования современных технологий при организации процесса дистанционного обучения в свете современной законодательной базы.

Статья 14 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» определяет термины электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [3].

Как видно из указанных определений, для качественного дистанционного обучения необходимо не только обеспечить достаточные технические условия, но и подготовить учебный материал с учетом особенностей дистанционного взаимодействия. В системе дистанционного обучения преподаватель получает новую роль: он не просто предоставляет информацию и контролирует выполнение заданий, но является скорее тьютором, который направляет и помогает сориентироваться в информационном пространстве [2].

Главной задачей образования всегда была возможность «научить учиться», а также научить взаимодействию с окружающими для решения рабочих вопросов. Изначально такой площадкой может стать единое образовательное пространство учебного заведения с выходом на другие полезные ресурсы [1].

Образовательное учреждение, которое осуществляет обучение в дистанционном режиме, должно иметь современную техническую базу. Это подразумевает стабильную работу сети Интернет, достаточно мощные компьютеры, которые позволяют разместить необходимые информационные образовательные ресурсы и предоставить к ним быстрый доступ. Для полноценного проведения процесса обучения все материалы должны быть доступны в полном объеме и хорошем качестве. В то же время, формат предоставляемых учебных ресурсов должен учитывать специфику работы в сети Интернет: разделение материала на части, удобные для просмотра на различных устройствах, избежание перегруженности материала «тяжеловесными» медиафайлами, интерактивность и наглядность без технических сложностей и излишней информации.

Таким образом, подготовка методического обеспечения для дистанционного процесса обучения требует совершенно иного подхода по сравнению с более традиционными формами представления материала.

Немаловажными аспектами дистанционного обучения является модульность и асинхронность образовательного процесса. Оба эти фактора позволяют создать максимально гибкую систему обучения, приспособленную к потребностям каждого конкретного человека (учащегося, студента или преподавателя, повышающего свою квалификацию) [4]. В современном образовании всё больше акцент смещается на модульность, возможность получить образование или повысить квалификацию на основе различных информационных тематических блоков и даже в различных образовательных учреждениях. При такой сложной системе получения информации асинхронность обучения становится действительно необходимой. Тем более, что зачастую процесс обучения приходится совмещать с рабочей деятельностью.

В связи с этим возникает потребность не только в новых формах представления информации, но и в новых формах контроля, которые бы учитывали модульность обучения, и могли бы проходить в асинхронном режиме [2]. На сегодняшний день существует множество систем электронного тестирования: как отдельных программ, так и встроенных функций в системах дистанционного обучения. Это могут быть не просто отдельные тесты в открытой или закрытой форме, но и целые комплексы (дистанционные экзамены), сочетающие в себе несколько видов заданий с использованием аудио-, видео- и других медиаресурсов.

Таким образом, система дистанционного образования может представлять собой достаточно сложную схему, но это дает обучающемуся намного больше свободы и возможностей, чем при традиционных формах обучения.

Когда говорят о дистанционном обучении, чаще всего внимание обращается именно на достоинства этого вида обучения. В число преимуществ входит, в первую очередь, доступность учебного материала в любой точке мира. Сегодня перечень способов выхода в сеть Интернет, а значит и доступ к учебному материалу, растет с каждым днем. Это уже не только обычные компьютеры в учебном заведении или любом интернет-кафе, но и самые различные устройства – от ноутбуков до мобильных телефонов. Распространенность стационарного, мобильного Интернета или свободных WiFi-зон в публичных местах позволяет сказать, что сейчас доступ к дистанционному образованию определяется только желанием самих студентов.

Также в процессе дистанционного обучения можно использовать все многообразие Интернет-технологий, которые развиваются и дополняются каждый день. Студенты и преподаватели имеют свободный доступ ко многим открытым образовательным ресурсам, электронным библиотекам, виртуальным лабораториям и прочим инструментам, позволяющим сделать процесс обучения более запоминающимся, наглядным и разносторонним.

При сравнительно небольших финансовых затратах могут быть организованы виртуальные советы, олимпиады, консультационные ресурсы и другие проекты [6].

В то же время, электронное обучение имеет и свои недостатки. Прежде всего, это проблема контроля. При дистанционном общении необходимо организовать процесс таким образом, чтобы общение между студентом и преподавателем не проходило исключительно в письменном виде. Как минимум, одна или несколько встреч (особенно на завершающем этапе) должны происходить в режиме онлайн, с использованием видеосвязи. Это позволит удостовериться, что необходимый уровень знаний и соответствующий диплом получает один и тот же человек.

Еще одним спорным моментом в применении электронного обучения являются профессии, требующие особых навыков, которые невозможно получить в исключительно дистанционном режиме. Разумеется, сегодня существуют современные технологии, которые позволяют симулировать практически любую деятельность в виртуальной реальности. Однако, даже они не могут обеспечить полноценный опыт, все необходимые навыки и умения.

В Законе «Об образовании» данная ситуация также учтена. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки Донецкой Народной Республики [3].

Таким образом, при всем разнообразии технологий дистанционного обучения, необходимо соблюдать баланс всех форм взаимодействия между обучающимися и преподавателем.

Итак, в современном обществе дистанционное обучение является мощным инструментом системы образования, важность которого отражается и в законодательной базе Донецкой Народной Республики. Однако, для качественного и полноценного использования всех возможностей дистанционного обучения, его необходимо непрерывно изучать и совершенствовать вместе с развитием современных технологий.

Список использованных источников

  1. Варганова, И.В. Дистанционное повышение квалификации педагогических работников в системе непрерывного образования [Текст] / И.В. Варганова // Вестник ЮУрГУ. – 2010. – №23. – С. 98-101.
  2. Дударева, О.Б. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении слушателей [Текст] / О.Б. Дударева, Т.В. Таран // Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». – 2012. – №4 (13). – С. 31-39.
  3. Об образовании [Текст]: закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 №55-IНС // Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. – Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/, свободный.
  4. Станкевич, Е.М. Повышении квалификации руководителей образовательных учреждений: дистанционное обучение [Текст] / Е.М. Станкевич // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – №2 (6). – С. 100-104.
  5. Червонный, М.А. Дистанционная модель персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования [Текст] / М.А. Червонный, Г.А. Сухачев, В.В. Синельников // Вестник ТГПУ. – 2013. – №13 (141). – С. 89-92.
  6. Чупрунова, Е.А. Использование дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации педагогических работников [Текст] / Е.А. Чупрунова // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – №26. – С. 502-505.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *