Литература – синкретичное единство истории, психологии и философии – на уроках литературы

УДК 82.0+159.9.01

 

ЛИТЕРАТУРА – СИНКРЕТИЧНОЕ ЕДИНСТВО ИСТОРИИ, ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ – НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Изосимова Снежана Александровна,
специалист I-ой категории редакции,
Государственное учреждение
«Институт проблем искусственного
интеллекта»
г. Донецк

Аннотация. В статье определяются параллели между литературой – психологией – историей – философией на примере философии экзистенциализма и конкретных художественных литературных произведений.

Ключевые слова: философия экзистенциализма, психологизм, художественное произведение, литературный образ, исторические реалии.

Литература – синкретичное единство нескольких направлений. Далеко не последнее место, среди которых занимают история, психология и философия. Причем именно последняя ставит перед творцом литературного произведения (а впоследствии и читателем) ряд важных вечных философских вопросов. Наглядно раскрывая не только мировосприятие автора художественного произведения, но и суть описываемой им эпохи в целом.

Целью статьи является определение четких параллелей между перечисленными науками (история, философия, психология) и литературой. Причем особое внимание уделяется жизнеутверждающей философии экзистенциализма. Что обеспечивается актуальность звучания данной темы.

Для разрешения поставленной проблемы автор ставит следующие задачи:

— показать параллель между философией экзистенциализма и психологической литературой на примере конкретных вопросов, проблем, которые философия ставит перед человечеством в целом;

— определить существующую связь между художественным произведением и той исторической эпохой, в период которой оно создавалось. Сквозь субъективное восприятие самого автора;

— показать психологические аспекты авторской интерпретации реальной действительности, воплощенные в пространстве художественного произведения.

Как уже было сказано, главные проблемы, своего рода опорные пункты философии экзистенциализма нашли свое воплощение в творчестве поэтов и прозаиков целых эпох:

— проблема кризисной ситуации – ситуации выбора. Каждый человек делает свой выбор целиком самостоятельно, вне зависимости от влияния общества. Но каждый несет ответственность за свой выбор, не перекладывая ее на плечи других;

— человек – не игрушка судьбы. Он сам творец своей жизни;

— духовное выше материального. Как бы люди не пытались доказать обратное. В том случае, когда побеждает стремление к материальному, человек утрачивает себя, свою внутреннюю сущность, душу.

Наиболее ясно данные моменты прозвучали еще в творчестве Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Игрок» и др. Однако, изображение простой человеческой личности обычного человека, ее проблем, душевных исканий – является центральным аспектом психологической прозы И.Я. Франка, В. Пидмогильного «Город». Эти аспекты философии экзистенциализма нашли свое воплощение даже в литературе классического детективного жанра. Ярким представителем которой является А. Конан Дойл.

Однако, писатель вовсе не стремиться обвинить своего героя во всех смертных грехах и переложить на него вину за содеянное, следуя при этом классической психологической схеме – преступление, а потом наказание. Автор предлагает читателю самому решить дальнейшую судьбу героя, не показывая при этом его окончательной гибели. Например, образ Степана Радченко в романе В. Пидмогильного «Город». У героя, как и у самого читателя, всегда есть выбор, как поступить в той или иной ситуации.

Проблема духовного и материального прочно обосновалась в художественной литературе, начиная еще в древнейших времен. Неправильно интерпретируя выражение Конфуция: «Деньги – это не счастье, но самый прямой и короткий путь к нему», — многие современные люди превратили свою жизнь в своеобразную погоню, постоянные скачки за достижением все больших и больших материальных ценностей и привилегий. Ведь недаром Белинский отметил, что именно власть является самым страшным наркотиком, излечится от которого практически невозможно.

Требует ли современный мир очищения? Хотя ответ будет – безусловно, но сама постановка вопроса носит несколько инквизиторский характер. Ведь существующую систему моральных норм очень легко разрушить, но необходимо предложить что-то взамен. Ведь на пепелище прошлого невозможно построить полноценное будущее. И литературе при этом отводится центральная роль. Перефразируя известные слова, можно с уверенностью заявить, что люди читали, читают и читать будут. Пусть это будут не только книги, напечатанные на бумаге, но и источники на электронных носителях. Однако, магия художественного слова, заставляющая работать воображение, мечтать и стремится к лучшему, не иссякнет никогда. Литература – наиболее действенный способ воздействия на человеческое сознание. Хотя, в отличие от современных средств массовой информации, данное воздействие достигается не сразу, а постепенно.

К окончанию статьи наиболее полно подходят слова М. Ломоносова: «Литература – вот альфа и омега человеческого существа. И от того, каким будет Слово, зависит и то, каким будет человек».

Список использованных источников

 

  1. Артур Конан Дойл. Собрание сочинений : в 10 т. / Артур Конан Дойл. – М., 1991 – 1999.
  2. Белинский В. Г. Критические очерки / В. Г.Белинский. – М., 2001.
  3. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений : в 5 т. / Ф.М. Достоевский. – М. : Знание, 1996. – Т. 3. – 326 с.
  4. Пидмогильный В. Город / Пидмогильный В. – К., 1986. – 292 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *