Оценка эффективности деятельности образовательной организации

УДК 378.11

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Дмитрий Валентинович Алфимов,
доктор педагогических наук, профессор,
ректор высшего учебного заведения
«Республиканский институт последипломного образования
инженерно-педагогических работников»

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические основы оценки эффективности деятельности образовательной организации. Приводятся способы оценивания, критерии и показатели эффективности. Предложены подходы формирования системы критериев для оценивания эффективности деятельности образовательной организации.

 

Ключевые слова: деятельность организации; критерии эффективности; образовательная организация; оценивание деятельности; показатели эффективности.

 

В связи с повышенной конкуренцией на рынке образовательных услуг руководителю образовательной организации требуется постоянный контроль эффективности организационного потенциала учреждения. Затрудняется разработка и реализация стратегических планов образовательных организаций, которые, в свою очередь, требуют повышения ее гибкости, способности оперативно реагировать на постоянно меняющиеся условия деятельности.

В соответствии с этим, оценка эффективности деятельности зависит от устойчивости функциональных связей внутри системы и скорости реакции отдельных ее структур на внутренние импульсы и внешние воздействия.

Поэтому оценка деятельности образовательной организации является актуальным вопросом в условиях современных интеграционных процессов.

Целью данной статьи является рассмотрение вопроса оценивания эффективности деятельности образовательной организации на примере высшего учебного заведения «Республиканский институт последипломного образования инженерно-педагогических работников», определение критериев и показателей, влияющих на ее эффективность.

Оценивание эффективности деятельности образовательной организации является необходимым условием ее существования. Причем важность данного вопроса подтверждается тем, что на основе оценки эффективности возможно сделать выводы о том, насколько эффективно организация выполняет свои функции. Произведенная оценка служит для выбора дальнейшего пути развития образовательной организации.

В настоящее время существует достаточно много подходов оценки  эффективности образовательной организации: оценка по миссии, целям, задачам и т.д. В данном случае критерием, на основании которого производится оценка, является выполнение определенных организацией миссий, целей, задач. Критерием эффективности в данном случае служит максимальное приближение к эталонному критерию, т.е. к тому, что мы хотели получить в результате своей деятельности.

Для оценивания эффективности деятельности образовательной организации необходимо суммировать эффективность достижения отдельных целей и задач. Относительно же миссии – приближение реальной ситуации к той, которая декларируется образовательной организацией. Суммируя эффективность всех этих показателей, выводится один, который и говорит о том, насколько образовательная организация эффективна в данный момент времени [2, c. 75-96].

Эффективность деятельности образовательной организации может быть оценена с позиции взаимодействия и выполнения задач членами коллектива. Таким образом, определяется индивидуальная, групповая и организационная эффективности образовательной организации [1, c. 45-47].

Индивидуальная эффективность отражает уровень выполнения задач конкретными работниками образовательной организации. Руководители могут оценивать индивидуальную эффективность с помощью профессиональных стандартов, квалификационных требований или стандартов принятых в системе текущего контроля образовательной организации (способности, умения, знания, отношения, мотивация и т.д.). При правильной организации совместной деятельности работников организации возможно достичь значительного превышения простого сложения возможностей отдельных участников коллективного процесса – эффекта синергии.

Групповая эффективность отражает результат работы членов группы. При достижении синергии результат превышает простую сумму результатов отдельных членов группы. На эффективность работы группы влияет: структура группы, статус членов группы, нормы поведения в группе и т.д.

Организационная эффективность характеризует результаты работы образовательной организации в целом. За счет синергетического эффекта она должна превышать сумму индивидуальной и групповой эффективности.

Оценивание эффективности деятельности образовательной организации может осуществляться за счет маркетингового анализа реализации краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов ее деятельности [4, c. 123-133].

Для оценивания краткосрочной эффективности используют набор критериев приведенных ниже:

1)   объем предоставленных образовательных услуг – количество всех оказанных организацией услуг за определенный период времени, который выражается в сопоставимых плановых единицах;

2) качество образовательной услуги – соответствие современным требованиям педагогической теории, практики и способность удовлетворять образовательные потребности личности, общества и государства;

3)  гибкость и оперативность реагирования на запросы потребителей – быстрое реагирование на меняющуюся конъюнктуру рынка за счет перманентного мониторинга и контроля через механизм обратной связи;

4)  степень удовлетворенности образовательными услугами – субъективная характеристика качества услуги, в значительной мере отражает степень совпадения свойств услуги с ожиданиями.

Критерии конкурентоспособности и развития отражают среднесрочную эффективность. Конкурентоспособность характеризует положение образовательной организации на рынке образовательных услуг, ее способность конкурировать в борьбе за потребителя. Конкурентоспособность организации снижается, когда ухудшаются показатели качества образовательных услуг и гибкость реагирования на запросы потребителей.

Долгосрочная эффективность достигается, если имеет место краткосрочная и среднесрочная эффективность. Образовательные организации способны повысить свою эффективность в долгосрочном аспекте путем обработки ситуационных планов и обоснованного выбора наилучшего из них, когда внешние изменения диктуют необходимость адаптации.

При оценке эффективности деятельности образовательной  организации важно оценить все стороны и аспекты эффективности. Это возможно при условии использования указанных критериев и соответствующих показателей.

Отсутствие четких критериев эффективности в деятельности организаций дополнительного профессионального образования натолкнуло нас на необходимость совершенствования системы показателей оценки эффективности по направлениям: разработка общих показателей оценки эффективности образовательной организации; внедрение системы показателей оценки эффективности деятельности руководящего, педагогического и научно-педагогического состава.

Для отбора критериев оценки эффективности деятельности организации мы выбрали метод последовательного сравнения с помощью стандартных оценок, который дает возможность измерения эффективности путем экспертного расчета значений в отдельных показателях по группам критериев и определения их относительной значимости по интервальной шкале.

Так, на первом этапе этого подхода мы осуществили идентификацию организационной системы, которая заключается в выявлении особенностей функционирования организации. На этом этапе определили функции, цели и организационные ресурсы системы, установили требования и возможности их удовлетворения в конкретных условиях.

На втором этапе происходило формирование критериев и показателей эффективности. Критерии выступают как необходимое условие вынесения решения об уровне эффективности организации, каждый из которых характеризуется с помощью ряда показателей. Отбор  показателей осуществлялся на основе следующих требований: используемые измерители должны фиксировать уровень эффективности и одновременно учитывать задачи анализа и управления всеми процессами на основе выявления различных причинно-следственных связей.

Завершающей процедурой формирования системы критериев являлось их ранжирование по степени влияния на эффективность деятельности организации. Ранжирование осуществлялось по количественной шкале в диапазоне от 0 до 10. Максимальное значение имело наибольшее преимущество.

В настоящее время разработка и внедрение комплексной  системы  оценки  эффективности в высшем учебном заведении «Республиканский институт последипломного образования инженерно-педагогических работников» позволили добиться следующих результатов: внедрить планирование деятельности руководящих, педагогических и научно-педагогических работников в соответствии с принятой стратегией развития образовательной организации; повысить «прозрачность» достижения результатов, что позволяет оперативно находить изъяны и ошибки в процессе деятельности с последующим их устранением; демонстрировать публично вклад каждого сотрудника в достижение поставленной цели, что позволило руководителю образовательной организации отслеживать, какой вклад каждый сотрудник вносит в достижение поставленной цели; разработать показатели эффективности для заключения эффективного контракта.

Таким образом, оценка эффективности образовательной организации является важным элементом деятельности организации и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования.

Список использованных источников

  1. Абчук А. И. Теория организации и основы менеджмента [Текст] : учеб. пособие / А. И. Абчук. – СПб. : РПГУ, 2001. – 125 с.
  2. Албастова Л. Н. Технологии эффективного менеджмента [Текст] : учеб.-практ. пособие / Л. Н.Албастова. – М. : Изд-во «ПРИОР», 1998. – 288 с.
  3. Жмачев В. Г. Основы менеджмента и управленческой деятельности [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Жмачев, П. М. Шимановская. – М. : ИСТРА, 1994. – 143 с.
  4. Лафти Д. К. Эффективность менеджмента организации [Текст] : учеб. пособие / Д. К. Лафти. – М. : Дело, 1999. – 98 с.

4 комментария

  1. 0-79

    Сопоставление данных перечня обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, и направлений разработки показателей эффективности деятельности образовательных организаций показывает, что при обеих процедурах анализу подлежит практически тот же объем информации, с немногими отступлениями.

    Ответить
  2. how2how

    Для образовательных организаций СПО проведение мониторинга означает определение эффективности их деятельности, направленной на совершенствование образовательного процесса, углубление практико-ориентированности образовательных программ, расширение интеграции с организациями — заказчиками кадров, развитие сотрудничества с вузами.

    Ответить
  3. kazandragmet.ru

    Настоящие Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *